Вид занятия: подгрупповое.
Возрастная группа: старшая.
Разрабатывая конспект занятия, прежде всего учитывались офтальмологические заключения детей, зрительная нагрузка и индивидуальные возможности каждого ребенка.
Цель занятия: развитие ориентировки в пространстве через лексическую тему “Зимующие птицы”.
Цель занятия осуществлялась через решение обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных задач.
Коррекционные задачи:
- Расширять у детей с нарушением зрения опыт ориентировки в малом пространстве. Для решения этой задачи мы использовали игру “Найди части картинки”, дети должны были воспринять словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнить задание.
- Формировать пространственные представления, умение ориентироваться на листе в крупную клетку. Данная задача была решена в задании “Перемести птичку по клеткам”.
- Совершенствовать зрительно-моторную координацию. Мы использовали лабиринт, где были задействованы одновременно рука и глаза.
- Развивать глазомер. Для решения этой задачи мы использовали зрительные ориентиры.
Обучающие задачи:
- Закреплять и конкретизировать знания детей на тему “Зимующие птицы”, опираясь на графические изображения. Для решения этой задачи мы использовали дидактические картинки.
- Обучать соотношению расположения птиц на карте-пути (лабиринт).
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, внимание, память, прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику, умения ориентироваться по словесной инструкции. Эти задачи осуществлялись через следующие игры и упражнения: “Составь из частей целое”, “Узнайте птиц, прилетевших к кормушке”, пальчиковая гимнастика “Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?”, “Проведи линию у себя на листочке”, “лабиринт”, “Найди части картинки”. Развитию слухового восприятия помогало музыкальное сопровождение “Голоса птиц”.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Эти задачи старались осуществлять в ходе всего занятия, а также через игры: “Помоги птицам добраться до своего дерева” (лабиринт), пальчиковую гимнастику.
Требования, которые учитывались во время проведения данного занятия:
- Время занятия. Зрительная гимнастика проводится на 7–10 минуте (для детей старшего возраста). Длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут.
- Достаточная освещенность.
- Предварительная посадка детей (по отношению к свету и с учетом состояния их зрения и вида косоглазия).
- Учет расстояние от глаз до наглядного материала 20–30 см.
- Доступность наглядного материала (он должен быть – яркий, контрастный, насыщенный).
- Использование фланелеграфа, подложек, конторок.
На занятие обучение строили как увлекательную игровую деятельность. Использовали сюрпризный момент, прием воображаемой ситуации. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения и повысила активность детей.
В ходе занятия использовали наглядные, словесные и практические методы. На протяжении занятия учитывали интересы и способности детей, варьировали задания и их дозировку. Оказывали помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах. Практиковали групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.
Занятие динамично: дети ходят по кабинету, сидят за партой, собирают картинки, работают на ковролине, конторках, и т.д.
Планируя занятие, мы учитывали индивидуальные особенности детей. Детей с низкой остротой зрения и зрительной нагрузкой №1 мы посадили за первую парту. Детей с косоглазием мы посадили так, чтобы рабочий глаз ребенка видел рассматриваемый предмет. Конторки давались детям со сходящимся косоглазием с целью смены деятельности.
Все общеразвивающие упражнения строились так, чтобы зрительный анализатор не перегружался, а его функция сочеталась с работой слухового и двигательного анализатора.
Ход занятия
Организационный момент.
– Здравствуйте, дети, сегодня со мной произошла вот какая история:
Прихожу утром в кабинет, а на столе сидит птица с запиской. Вот она. (Показывает птицу с запиской.)
– Хотите узнать, что написано в письме?
(Читаю письмо.)
– Сегодня утром я нечаянно залетел в ваш кабинет. Перелетая с одного места на другое, я уронил все картинки, которые лежали на ваших столах. Я расскажу, где они лежат, а вы их найдите.
Основная часть.
Дидактическая игра “Найди части картинки”.
– Первая картинка на стуле, который стоит у окна, ближе к доске.
– Вторая картинка находится около стола педагога.
– Третья картинка лежит во втором ящике большого стола.
– Четвёртая картинка находится за зелёной книгой, которая стоит на
полке.
– Пятая картинка выглядывает из-за игрушечного мишки, который сидит на
подоконнике.
– Давайте сложим все картинки вместе и посмотрим, что получится.
Дидактическая игра “Составь из частей целое”.
– Что у вас получилось? (Кормушка.)
– Кому нужна кормушка зимой? (Птицам.)
– Рассмотрите картинку, и узнайте птиц, прилетевших к кормушке. (Ворона, синицы,
воробей, снегирь.)
– Какие это птицы? (Зимующие.)
– Молодцы, правильно!
– Представьте, что мы очутились в зимнем лесу
Физическая минутка:
В лесу очень холодно, у нас замерзли руки, погреем их (потерли).
Щеки тоже замерзли (потерли).
Давайте попрыгаем, на месте побегаем.
Раздается птичий крик.
– Вы слышите, как кричат птицы? Давайте послушаем и узнаем, какая птица издает голос (прослушивание криков птиц).
– Чтоб на холоде не мерзнуть
Птицам нужно упражняться.
Ну и глазкам нашим нужно
Всегда зарядкой заниматься.
– Давайте потренируем наши глаза, чтоб продолжить наше путешествие.
Зрительная гимнастика:
Проводиться со зрительными ориентирами.
– Надевайте очки и проходите за парты.
“Лабиринт”.
– Мы с вами пришли на лесную зимнюю полянку. Ребята, а кто расположился
слева на лесной полянке? Это птицы. Назовите этих птиц по порядку, начиная сверху вниз (снегирь, воробей, сорока, синица).
– Посмотрите, что находится справа на зимней поляне? Назовите деревья по
порядку снизу вверх (сосна, береза, ель, дуб).
– Не зря птицы собрались все вместе. Они забыли, с какого дерева они прилетели.
Ребята, а вы поможете птицам? Распутаете следы? А помогут нам в этом
разноцветные дорожки.
– Первую дорожку мы распутаем вместе. Я буду медленно вести указкой по дорожке,
а вы внимательно следите глазами и пальчиком вместе со мной, вдруг я ошибусь,
будете помогать, чтобы мы правильно распутали дорожки и вернули птицу на ее
дерево.
– Поставьте правую (левую) руку на локоток и указательный палец направьте в ту
точку, где сидит снегирь, переведите палец на начало дорожки.
– Готовы, ребята, начинаем распутывать первую дорожку следов снегиря. (Дети
следят глазами и ведут пальчиком. Педагог медленно ведет указкой по линии
лабиринта.) Мы распутали первую дорожку, скажите, с какого дерева прилетел
снегирь? (С елки.) Мы с вами выручили снегиря. Какого цвета дорожка нам в этом
помогла?
– Теперь проведите линию на своих листочках от снегиря до елки, мы нашли с
какого дерева прилетел снегирь.
– Все остальные дорожки вы должны распутать сами.
– Чтобы приступить к дальнейшему заданию, потренируем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем:
2 синицы, воробей
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек.
“Ориентировка на микроплоскости”.
– А теперь, Петя подойдет ко мне. У каждого из вас на парте сидит птичка.
Возьмите ее в руки и покажите, как она полетела на середину листа. А ты Петя,
покажешь это на ковролине. А теперь, птичка полетела на одну клетку вверх,
вправо, где оказалась птичка? (в верхнем правом углу) и тд.
– Молодцы, правильно выполнили задание.
Дидактическая игра “Кто скорее соберёт зёрнышки?”.
– Я приготовила корм для птиц. Он лежит у вас на тарелочках. Давайте переберём его, чтобы птицам удобнее было клевать. Пшено складывайте в синие тарелочки, а семечки в жёлтые.
Итог занятия.
– Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? Каких птиц мы встретили на поляне? Как люди заботятся и помогают птицам зимой? Нужно ли делать кормушки для птиц? Вот и я вам приготовила подарок. Я вам дарю кормушку, чтобы вы ее повесили у себя на участке, насыпали туда семечек и подкармливали птиц. Ведь им так тяжело зимой.