"Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе…!" А. Рубинштейн. Урок музыки в 5-м классе

Разделы: Музыка


Цель:

  • познакомить учащихся с интонационным и стилевым разнообразием творчества В.-А.Моцарта;
  • учить учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • формировать нравственно-эстетическое восприятие произведений В.-А. Моцарта.

Оборудование: Портреты И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена.

Ход урока

Музыкальное приветствие. (Попевочка “Музыкальный урок”.)

– Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим удивительное путешествие в мир музыки.
– Вы обратили внимание на то, что в теме нашего урока не хватает ключевого слова?

Наша задача это волшебное слово найти.

(Звучит “Маленькая ночная серенада” В.-А.Моцарта.)

– Как вы думаете, это современная музыка или нет? (Скорее, нет.)

Посмотрите внимательно на портреты композиторов и постарайтесь вспомнить стиль каждого из них. (Музыка Бетховена отличается мужественностью. У Баха чаще звучит орган. Музыку Моцарта мы называли светлой и радостной.)

– А что вы сказали бы о характере прозвучавшей музыки? (Светлая, жизнерадостная.)
– Кому же из композиторов она могла бы принадлежать? (Моцарту.)

Так о каком же композиторе сказал свои замечательные слова известный русский композитор А.Рубинштейн?

(Дописываем в теме урока имя Моцарта.)

– А что знаете вы о времени, в которое жил Моцарт? (Вспоминаем балы, менуэты, парики и камзолы.)

Послушаем еще раз фрагмент произведения и постараемся подобрать к этой музыке краски, представим себе, что мы художники.

(Повторное слушание и ответы детей.)

– Мы слушали “Маленькую ночную серенаду” В.-А. Моцарта.

А что это за музыкальный жанр – серенада? (Вокальный, ночная песня о любви, исполняли часто под гитару, рассказывая о своих чувствах любимой девушке.)

(Учитель играет мелодию “Весенней песни” Моцарта.)

– Знакома ли вам эта мелодия? Давайте попробуем ее исполнить.

(Исполнение. Обратить внимание на чистоту интонирования.)

– А кто автор этого произведения?
– Сравните два произведения композитора (вокальное и инструментальное).

Есть ли что-то общее в интонации? Куда движется мелодия? (Стремление вперед, движение.)

Звучит Реквием В.-А. Моцарта.

– Можем ли мы сказать, что это произведение тоже принадлежит Моцарту? (Ответы детей.)

– Какие интонации вы здесь услышали? (Плача, вздоха, горя.)

Однажды к Моцарту пришел незнакомец, который был одет во все черное и заказал композитору необычное произведение – реквием. Реквием – музыкальное произведение Траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского означает покой, отдых, успокоение.

В это время Моцарт уже был болен, но все же с интересом взялся за работу.

К сожалению, он не успел закончить реквием, это сделал позже его ученик. Оказалось, что это произведение стало последним творением великого Моцарта (звучит фрагмент).

Очень короткую жизнь прожил это гениальный композитор, всего 36 лет. Но его музыка по праву занимает достойное место в мировой музыкальной культуре. Мы еще не раз встретимся с произведениями Моцарта на своих уроках и много интересного узнаем о ее волшебной силе.

А в заключение урока давайте попробуем написать синквейн по теме нашего урока.

Домашнее задание по выбору учащихся:

а) изобразить в красках характер музыки Реквиема;
б) подобрать стихотворные строчки, созвучные музыке Моцарта;
в) найти ответ на вопрос: “Почему Моцарта называли мальчиком-вундеркиндом?”