Творческий проект "Белореченск в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: Начальная школа


1. Подготовительная работа:

  • объект исследования – г. Белореченск
  • предмет исследования – судьба Белореченска и его жителей в годы Великой Отечественной войны
  • цель исследования – познакомится с историей родного города, воспитывать любовь к малой родине,

2. Методы исследования:

  • теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования и проектирование результатов;
  • практические – знакомство с историческими сведениями о г. Белореченске;
  • статистические – оценка учащимися полученных результатов.

3. Исследование включило в себя три этапа:

  • посещение 1-й исследовательской группой “Литераторы” школьной библиотеки;
  • посещение 2-й исследовательской группой “Историки” школьного музея;
  • работа 3-й исследовательской группой “Художники” над визуальными образами предмета исследования.

Цель: подвести учащихся к осознанию своей сопричастности с историей большой и малой Родины; воспитать в детях уважение к великим землякам и судьбе края.

Задачи:

Образовательные:

  • дать учащимся более глубокие знания и понимание происходивших событий на территории страны и края в годы войны.

Развивающие:

  • помощь в развитии и постановке речевой деятельности и социальной адаптации;
  • создание необходимых условий для успешной познавательной активности и усвоения полученных знаний;
  • содействие детям в их совместной работе и установлении коммуникаций.

Воспитывающие:

  • развить патриотические чувства;
  • пробудить чувство уважения к Отечеству и малой Родине;
  • создать твердый социальный фундамент для дальнейшей жизни в обществе.

Ключевой вопрос классного часа: Какова была роль Белореченска и его жителей в ходе Великой Отечественной войны?

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном; компьютерное оборудование; книжные стенды и музейные экспонаты в ходе практической деятельности; запись песни “С чего начинается Родина”

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационная работа.

2. Вводное слово.

Учитель:

Для начала, ребята, давайте попробуем раскрыть такие важные понятия для каждого из нас, как: Родина, Отечество, патриот.
Родина – это не только слово; это страна, это земля, где родился и вырос каждый из нас. Под Отечеством принято понимать страну предков (отцов) человека, отчизну, Родину. Отечество... Это и природа, и человек, и существующие порядки и традиции, и культурное наследие, и многое-многое другое. Все это Отечество. Одно из лучших толкований этого термина принадлежит известному русскому писателю М.Е.Салтыкову-Щедрину: "Отечество - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной".   Патриотизм – гордость за свою Родину. Патриот – это человек, любящий и гордящийся своей Родиной.

Дети рассуждают на тему: Какой вам бы хотелось видеть свою Родину, непременно последуют ответы: сильной, богатой, счастливой. Кто-нибудь непременно отметит: независимой, с чувством собственного достоинства. Интересно, а будут ли ответы: умной, справедливой, честной?

3. Изучение нового материала сообразно заявленной теме.

Учитель:

Наша станица (тогда еще Белореченск не был городом) вместе во всей страной переживала тяжелые военные годы. В годы Великой Отечественной войны Белореченская побывала и тылом, и фронтом.

Приказом № 3 от 1 июля 1941 года по Белореченскому гарнизону станица переводилась на военное положение.

Стремясь прорваться к Майкопскому нефтяному району и выйти к Черноморскому побережью в районе Туапсе, враг бросил на это направление шесть дивизий 1-й танковой армии, поддерживаемых авиацией и артиллерийско-минометным огнем.

С 8 по 12 августа шли сильные бои на рубежах рек Кубани, Лабы, Белой.

Активизируя свои действия, усилив наступающие подразделения, 12 августа противник ворвался в станицу Белореченскую. К 15 августа 1942 года весь Белореченский район был занят немецко-фашистскими войсками.

Кровавая оккупация района длилась до 31 января 1943 года. Всего из станицы Белореченской фашистами и их пособниками уничтожено за время оккупации 272 человека.

С 1 января 1943 года войска Южного фронта, Северо-Кавказского фронта, закавказского фронта и Черноморской группы войск приступили к операции по освобождению Северного Кавказа.

Части 353-й стрелковой дивизии освободили западную часть района к 31 января. Части 31-й СД, действуя в направлении Рязанской, освободили восточную часть района от реки Белой к 30 января. 31 января 1943 года советские войска вошли в Белореченскую.

А теперь, мои уважаемые эксперты, расскажите всем о своей важной познавательной работе, которую вы проводили целую неделю!

Ученики:

В самом начале недели мы, с помощью проектного руководителя, составили маршрутный лист. Так как решено было начать изучение нашей малой Родины с самых азов – с нашей школы – все три исследовательские группы четко соблюдали намеченный маршрут. Это очень облегчило работу.

1-я исследовательская группа “Литераторы” (все участники по очереди):

Наши команды руководитель разбивал по интересам. Поэтому, мы – любители почитать книги – попали именно в эту группу. Нашей целью исследования была большая и познавательная школьная библиотека. Придя в нее, мы обнаружили множество книжных стендов, посвященных Великой Отечественной войне. Школьный библиотекарь познакомил нас с биографией каждого автора и с содержанием интереснейших книг. Особое внимание было уделено историческим произведениям о нашем родном Белореченске.

1. Кламбоцкий Е. Е. Белореченск.

2. Книги Г. Морозкиной об истории Белореченска.

3. Чтение стихов о Белореченске:

  • Пламя Вечности (Надежда Солонкова)
  • Вдруг она набросилась! (Борис Глухих)
  • Белореченск (Светлана Угрюмова)

2-я исследовательская группа “Историки”:

Так же, как и “Литераторы”, следуя маршрутному листу, мы с ребятами посетили наш школьный музей. Такой богатый на интересные экспонаты музей есть далеко не в каждой школе. Это вызвало у нас особый восторг. Директор школьного музея показал нам множество вещей, сохранившихся со времен Великой Отечественной войны, из солдатского быта: шинель, фляга, портсигар и т.д. Еще было рассказано об истории медалей. Мальчишек поразил вид настоящих военных снарядов. Но особенно завороженно мы слушали рассказы о наших знаменитых земляках-героях.

Дети рассказывают биографии:

  • Голенева С.Т.
  • Жидкова И.С.
  • Чередниченко М.В.
  • Потапова А.М.

3-я исследовательская группа “Художники”:

Во всех группах собрались талантливые ребята, наши одноклассники. Но среди нашей команды – самые творческие. Множество историй и рассказов от нашего руководителя вдохновило нас на рисунки на военную тематику. Иногда невозможно на словах передать то, что воображаешь. Подумав, мы решили, что нужно изобразить наши собственные представления о том времени и о тех людях на бумаге с помощью карандашей и красок. Нам были показаны знаменитые картины и иллюстрации к книгам о войне.

Самооценка и самоанализ участия в проекте (рефлексия):

Звучит запись песни “С чего начинается Родина”. После этого всем ученикам дается возможность высказать впечатления от проделанной исследовательской деятельности. Учитель направляет беседу на проведенное заключительное мероприятие недели – поход всем классом в Парк Победы для возложения цветов погибшим воинам (см.17-ый и 18-ый слайды презентации). Каждая проектная группа пытается с помощью руководителя выявить сильные и слабые стороны произведенной работы, поддерживая друг друга. Положительные и отрицательные стороны подвергаются критике самих учащихся. Это является одним из путей приобретения необходимого социального опыта, а так же помогает адаптироваться и привыкнуть детям младшего возраста к конструктивной критике в их адрес.

Таким образом, учащиеся не только развивают творческие и познавательные способности, но и осмысливают собственное участие в социально-значимых делах.