Работа с исторической картой на уроках истории в 5-м классе

Разделы: История и обществознание


Первое знакомство школьников с картой происходит, как правило, в начальной школе. В последующие годы работа с картой осуществляется в основном на уроках географии. В преподавании истории такая работа обычно находится на втором плане.

Недостаточное внимание к работе с картой на уроках часто связано с тем, что сам учитель не слишком уверенно чувствует себя рядом с этим пособием. Многие учителя с опаской относятся к картам, и потому, что хорошо знают возможности своих учеников.

В преподавании истории используются различные виды карт:

  • Настенная историческая карта
  • Карта в историческом атласе
  • Карта в учебнике

Карта на интерактивной доске (такие карты наиболее интересны для современных школьников, так как обладают широкими возможностями для выполнения самостоятельных заданий в работе с картой)

Когда в 5 классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново.

Вводить в процесс обучения историческую карту можно друмя способами:

Первый способ:

Школьникам сначала показывают простую по структуре карту (на интерактивной доске), одновременно можно раздать такие же карты ученикам. Содержание этой карты становится предметом учебной беседы. Учителю следует по возможности ограничиться разъяснением приемов работы с картой, и предоставить самим школьникам обнаружить информацию, заключенную в карте. Важно, чтобы дети использовали во время учебной беседы правильную терминологию, чтобы они говорили “восточные” и “западные”, а не “справа” и “слева”. Можно попросить школьников рассказать о каких-нибудь событиях, которые могли произойти в местности, изображённой на карте.

Второй способ:

Этот способ в какой-то мере воспроизводит процесс создания исторической карты. В качестве такого вспомогательного средства выступает интерактивная доска. Школьники видят сначала пустую контурную карту. На это изображение накладывается второе, на котором отображается географический “фон”, здесь следует ограничиться цветовым воспроизведением рельефа местности, как на простейшей физической карте. На третьем изображении могут быть нанесены линии, обозначающие политические границы. На четвертом изображении для визуального различения территорий государств и владений можно использовать цветовые пятна. Теперь историческая карта обрела собственное лицо, несходное с обликом физической карты. На следующем наплывающем изображении могут быть размещены точечные знаки, превращающие карту в тематическую, затем также могут появиться надписи, завершающие составление карты.

Школьники получают возможность наблюдать как карта становится все более осмысленной и одновременно насыщается информацией.

Работа учителя на интерактивной доске сопровождается одновременной работой школьников на картах, розданных им заранее. Дальнейшую информацию школьники наносят на карту самостоятельно, ориентируясь по проецированному изображению. Эта работа выполняется с помощью учителя, который называет необходимые ученикам ориентиры.

Чему же должны научиться пятиклассники в течении года?

Школьники должны знать:

  1. Что название карты указывает тему (или основное содержание карты).
  2. Что тематические исторические карты “накладываются” на географический “фон”
  3. Что исторические карты рассказывают о прошлом
  4. Что условные знаки расшифровываются на самой карте в разделе “условные обозначения”

Школьники должны уметь:

  1. Узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство
  2. Воспринимать масштаб
  3. Сравнить размеры территорий

Находить и правильно называть условные знаки (обозначения).

Очень важно развивать умение правильно ориентировать на карте. Ученик не должен беспомощно искать по карте тот или иной объект. В этом ему должен помочь учитель. Важно, чтобы учитель, предлагая наводящие вопросы, пользовался правильной “терминологией” “ищи восточнее” или “ищи выше по течению”.

Чтобы научить школьников находить и называть города, можно организовать “путешествие” по карте.

Для пятиклассников очень важна работа с контурными картами, эта работа предусматривает выполнение определенных заданий (например): “Найдите греческие колонии и закрасьте их” или “Обозначьте на карте 2 столицы Древнего Египта". Выполняя такого рода задания, учащиеся обращаются к атласу, находят “условные обозначения” и таким образом формируется умение “расшифровки карты”.

Историческая карта может быть использована на различных стадиях урока:

  1. В начале урока, как введение в материал и как иллюстрация
  2. В ходе объяснения нового
  3. На завершающей стадии для закрепления новых знаний

Важно понимать, что современные уроки требуют от учителя применения новых технических средств, однако работа с картой продолжает оставаться актуальной задачей и сегодня.