Методический замысел
В настоящее время в школе большое внимание уделяется деятельностному подходу (ключевая идея нового образовательного стандарта) в обучении математике. В реализации деятельностного подхода ФГОС устанавливает требования к результатам обучения (личностным, метапредметным, предметным). Для достижения выше перечисленных результатов обучения учащихся педагогу поможет применение технологии модульного обучения, когда ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем (учебный модуль — это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий, а также методические рекомендации, обеспечивающие достижение поставленных целей). В распоряжении ученика имеется инструкция, в которой определена цель усвоения модуля и каждого его элемента; сказано, где найти учебный материал и как овладеть им (выучить, составить конспект, решить задачу и т.п.); разъясняется, как проверить правильность выполненной задачи. Степень усвоения материала выявляется на этапе контроля: при проведении тестов, самостоятельных работ и т.п.
Применение технологии модульного обучения позволяет учителю перевести собственную деятельность из режима информирования в режим консультирования и обеспечить каждому ученику возможность выбора пути изучения модуля и оперирования содержанием учебного материала. На всех этапах педагог выступает как организатор и руководитель учебного процесса, а учащиеся — как самостоятельные исследователи ряда проблем, разрешение которых приводит к определенной структуризации их знаний и умений.
Тема урока: Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок с применением модульной технологии обучения.
Цель урока:
- обучающая: формирование у учащихся знаний способов вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня, умений применять при решении задач;
- развивающая: развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), познавательной деятельности учащихся в процессе самостоятельного приобретения теоретических и практических знаний;
- воспитывающая: удовлетворение познавательных потребностей и расширение круга интересов учащихся, воспитание культуры ученического труда в процессе работы на уроке с применением модульной технологии обучения.
Задачи:
- включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность;
- создать для каждого школьника режим наибольшего благоприятствования (предоставление ему возможности продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе);
- сформировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
Методы:
- проблемно-поисковый;
- самостоятельная работа.
Технология: модульная технология обучения.
Приемы деятельности учителя
Педагог–организатор и руководитель учебного процесса на всех этапах обучения при работе учащихся на уроке с применением модульной технологии обучения.
Организация учебной деятельности
При работе с модульной технологией обучения деятельность учителя заключается в разработке модулей, составлении инструкций, заданий (основного и корректирующего), рекомендаций для учеников, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений.
Деятельность ученика при этом можно описать следующей схемой.
Учебный модуль рассчитан на два урока непрерывной работы, т.е. спаренный урок. К занятию учитель готовит не только список задач, но и эталоны решений и ответов к ним, а также оценочный лист.
Оценочный лист
Учебный элемент (УЭ) | Основное задание (0З) | Корректирующее задание (КЗ) | Сумма баллов (л) |
УЭ-1 | |||
УЭ-2 | |||
... | |||
Итого | |||
Самооценка | |||
Оценка учителя |
При модульной технологии обучения оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются, на их основе выставляется итоговая оценка за работу с модулем.
При разработке каждого учебного элемента необходимо заготовить ученику советы по работе и указание на то, что надо делать на том или ином этапе. Такое указание может быть в виде схемы. Например, в зависимости от суммы п заработанных баллов ученику предлагается либо выбрать корректирующее задание (КЗ), либо перейти к следующему элементу (УЭ-2). Соответствующая схема выглядит так.
п <4 | п >4 |
| | | |
КЗ | УЭ-2 |
Оборудование к уроку:
- учебник “Алгебра 8 кл.” авторов Ю.Н.Макарычев и др.;
- опорный план-конспект по изучению нового материала для учащихся;
- учебный модуль;
- оценочный лист;
- анкета.
- мультимедийный проектор (для консультации учащихся)
Предварительная работа:
- составление инструкций;
- составление заданий (основного и корректирующего);
- заготовка эталонов решений и ответов к ним;
- разработка рекомендаций для учеников при работе на уроке с применением модульной технологии обучения, а также в осуществлении контроля и коррекции усвоения школьниками необходимых знаний и умений;
- разработка опорного плана-конспекта.
Содержание уроков
Учебный элемент -0
Совет по изучению. Внимательно ознакомьтесь с целями урока.
Цели. По результатам работы над данным модулем вы должны:
- знать способы вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня;
- уметь применять их при решении задач;
Учебный элемент -1
Входной контроль
Цель: оценить исходный уровень ваших знаний о свойствах арифметического квадратного корня и умения применять их при решении простейших упражнений.
Совет по изучению. Работайте самостоятельно.
Основное задание
1. Найдите значение выражения.
- (0,5 балла)
- (0,5 балла)
2. Вычислите:
- (0,5 балла)
- (0,5 балла)
3. Упростите:
- , с>0 (0,5 балла)
- , у<0 (0,5 балла)
- , п >0 (1 балл)
- , т<0 (1 балл)
Указания. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
п <3 | п 3 |
| | | |
КЗ | УЭ-2 |
Проанализируйте свои ошибки. Отчитайтесь перед учителем.
Корректирующее задание
1. Найдите значение выражения.
- (0,5 балла)
- (0,5 балла)
- (0,5 балла)
2. Вычислите:
- (0,5 балла)
- (0,5 балла)
3. Упростите:
- , а>0 (0,5 балла)
- , х<0 (0,5 балла)
- , р >0 (1 балл)
- , х<0 (1 балл)
Учебный элемент - 2
Цель: изучить способы вынесения множителя из-под знака корня и внесения множителя под знак корня, разобрать примеры их применения.
Совет по изучению. Работайте с учебником и опорным планом-конспектом.
Основное задание
- Изучите способы вынесения множителя из-под знака корня и внесения множителя под знак корня по опорному плану-конспекту. (2 балла)
- Разберите и научитесь выполнять пример 1 из п. 17 учебника. (1 балл)
- Разберите и научитесь выполнять пример 2 из п. 17 учебника.(1 балл)
Указание. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
п<2 | 2 п 3 | п=4 |
| | | | | |
Вернитесь к плану-конспекту и учебнику | Обратитесь за консультацией к учителю | УЭ-3 |
Опорный план-конспект
Проблемный вопрос: можно ли сравнить два выражения и 6?
1 способ. Попробуем преобразовать выражение , применяя свойства арифметического квадратного корня. Для этого разложим 50 на два множителя, так чтобы из одного извлекался квадратный корень 50=25*2
= = =5
Полученное выражение 5 и 6 можно сравнить, значит < 6
Вывод: используемый нами способ замены выражения на 5 называется вынесением множителя из-под знака корня.
2 способ. Попробуем преобразовать выражение 6, применяя определение и свойства арифметического квадратного корня.
6 =,
6=*==
Полученное выражение и можно сравнить, значит < 6
Вывод: используемый нами способ замены выражения 6 на называется внесением множителя под знак корня.
Учебный элемент -3
Промежуточный контроль
Цель: проверить свои умения применять теоретические знания на практике.
Советы по изучению. Обменяйтесь мнением о решении каждого примера с соседом по парте. В случае расхождения мнений обратитесь за консультацией к учителю.
Основное задание
[№ 407]. Вынесите множитель из-под знака корня:
- ; (0,5 балла)
- ; (0,5 балла)
- . (0,5 балла)
[№ 408]. Вынесите множитель из-под знака корня и упростите полученное выражение:
- ; (0,5 балл)
- ; (0,5 балл)
[№ 410]. Внесите множитель под знак корня:
- ; (0,5 балла)
- ; (0,5 балла)
- . (0,5 балла)
[№412]. Внесите положительный множитель под знак корня:
- -3; (0,5 балла)
- -2; (0,5 балла)
[№413]. Представьте выражение в виде арифметического квадратного корня или выражения, ему противоположного:
- ; (0,5 балла)
- . (0,5 балла)
Указание. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
п <3 | п 3 |
| | | |
Обратитесь за консультацией к учителю | УЭ-4 |
1. Корректирующее задание
Вынесите множитель из-под знака корня:
- ; (0,5 балла)
- ; (0,5 балла)
- . (0,5 балла)
2. Вынесите множитель из-под знака корня и упростите полученное выражение:
- ; (0,5 балл)
- ; (0,5 балл)
3. Внесите множитель под знак корня:
- ; (0,5 балла)
- ; (0,5 балла)
- . (0,5 балла)
4. Внесите положительный множитель под знак корня:
- -2; (0,5 балла)
- -7; (0,5 балла)
5. Представьте выражение в виде арифметического квадратного корня или выражения, ему противоположного:
- 3; (0,5 балла)
- . (0,5 балла)
Учебный элемент -4
Цель: закрепить навык умения применять внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из-под знака корня.
Советы по изучению: смотри опорный план-конспект.
Основное задание
1. Задача. [№414]. Сравните значения выражений:
- и ; (1 балл)
- и . (1 балл)
2. Задача. [№ 416]. Расположите в порядке возрастания числа.
, , , . (2 балла)
Указание. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
п <3 | п 3 |
| | | |
Обратитесь за консультацией к учителю | УЭ-5 |
Корректирующее задание
Задача 1. Сравните значения выражений:
- и ; (1 балл)
- и . (1 балл)
Задача 2. Расположите в порядке возрастания числа.
, , , . (2 балла)
Учебный элемент -5
Цель: продолжить применять полученные знания на практике.
Совет по изучению. Работайте с учебником( п.17)
Основное задание
1. Вынесите множитель из-под знака корня.
- , где х 0; (1 балл)
- ; (1 балл)
- , где у<0. (1 балл)
2. Вынесите множитель из-под знака корня.
- ; (1 балл)
- , где х 0; (1,5 балла)
- . (1,5 балла)
Указания. Оцените уровень ваших знаний и следуйте схеме.
п < 4 | п 4 |
| | | |
КЗ Отчитайтесь перед учителем. |
УЭ-6 |
Корректирующее задание
1. Вынесите множитель из-под знака корня.
- , где а 0; (1 балл)
- ; (1 балл)
- , где у<0. (1 балл)
2. Вынесите множитель из-под знака корня.
- ; (1 балл)
- , где а 0; (1,5 балла)
- . (1,5 балла)
Учебный элемент -6
Цель: подведение итогов.
Указание. Подсчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд.
Если по результатам работы вы набрали:
- не менее 20 баллов, то ваша оценка - “5”,
- от 12 до 19 баллов - “4”,
- от 6 до 11 баллов - “3”,
- менее 5 баллов - “2”.
Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь! На следующем уроке у вас будет возможность попробовать его улучшить!
Ответьте (письменно) на вопросы анкеты.
Анкета
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Прочитайте еще раз цели урока. Какие из них удалось достичь, а какие нет?
- Что интереснее: самому открывать новые знания или слушать объяснения учителя?
- Было ли у вас на уроке время на посторонние занятия?
- Хотелось бы вам чаще проводить уроки самообучения?
В конце урока дается разноуровневое домашнее задание из учебника:
- учащимся, получившим оценки “4” и “5” - №410(б), 411, 414.
- учащимся, получившим оценки “2” и “3” - №403, 407