Цель:
- Формировать у учащихся нравственное отношение к природе;
- Развивать личностные качества учащихся (доброта, ответственность, обязанность, долг);
- Развивать критическое осмысление и анализ собственных поступков по отношению к природе.
1. Классный час начинается с прослушивания притчи “Плач березы”. Дети садятся удобно, закрывают глаза и слушают.
Притча “Плач березы”
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.
По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
2. Диспут.
Дети делятся на 2 группы. 1 группа находит в притче признаки сказки, 2 группа – признаки были.
- Человек – царь и властелин природы (над этим утверждением размышляет 1 группа).
- Человек – часть природы (размышляет 2 группа). Как вы это понимаете? (выслушиваются обе группы; дети делают выводы)
3. Инсценировка стихотворения С.В.Михалкова “Прогулка” (Участвует 5-10 человек. Дети заранее выучили свои роли, разыгрывают сценку. Им понадобятся спортивная форма, удочки, рюкзаки, туристический инвентарь, банки, бумага, обертки от конфет, пластиковые бутылки и др.)
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят,
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки.И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели:
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!Мы купались, загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули и – ушли...И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Вопросы: (отвечают обе группы)
- Как воспитанный человек ведет себя на природе?
- Как разбить туристический лагерь, чтобы не испортить окружающую среду?
- Что необходимо делать с мусором?
4. Дети в группах составляют правила поведения на природе “Если ты пошел в поход...” (зачитывают свои правила; критически осмысливают свое неправильное поведение, если ранее были подобные случаи)
5. Дети вместе с учителем делают выводы.
Мы можем сделать многое: уберечь от недоброго отношения природу, бережно относиться к растениям, животным, земле и окружающему нас, не быть равнодушными, активно бороться со злом. И тогда каждый из нас в скором времени сможет сказать:
Доверие птиц умею ценить.
Бывает легко на душе, когда
Случайно удается жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу.
Осинки – в лесу зазря не срублю.
В корнях родничок, что клад, берегу.
На муравейник не наступлю, -
Люблю все живое,
Живых люблю.
(А.Яшин)