Внеклассное занятие "Птицы – наши друзья"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающие: познакомить детей с различными видами птиц, их повадками, закрепить знания детей о птицах, повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
  • Развивающие: выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы, развитие наглядно-действенного мышления, произвольной и долговременной памяти, воображения, активного внимания.
  • Воспитательные: привить детям любовь и заботу о братьях меньших.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фишки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Ведущая:

Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением! (Презентация. Слайд 1)

III. Сообщение темы занятия

Ведущая: Мы сегодня встретились с вами, чтобы поговорить о самых веселых и интересных жителях нашей планеты – птицах. (Слайд 2)

IV. Основная часть

Ведущая: Нет на свете такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц. На территории России – около 250 видов. (Слайд 3)
– Кто из вас слышал в лесу или на даче птиц? (Ответы детей)
– А хотите побывать в лесу сейчас? (Слайд 4)
– Понравилось вам в лесу? (Ответы детей)
– А теперь давайте поговорим о птицах.

Загадка:

Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут
в два хвоста.  (Ласточка) (Слайд 5)

Ведущая: Где зимуют ласточки? (В теплых краях)
– Почему ласточки улетают в теплые края? (Они питаются комарами и мошками, а их становится меньше осенью и совсем нет зимой)
– Сколько птенцов бывает у ласточки? (4-6 птенцов)
– А кто знает какие гнезда у ласточек? (У городской и деревенской – из земли, сухой травы, конского волоса и слюны; у береговушки – норка в обрывистом берегу. У всех гнездо внутри выстлано пухом и сухой травой)

(Слайд 6)

Загадка:

А сейчас угадайте, что за птица:
Мать-отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка)

Ведущая: Беспокойная, живая и очень пугливая птица. Она ни с кем не дружит, даже с другими кукушками. Посмотрите, какая она. Это кукушка серенькая, брюшко у нее рябенькое, она птица, которая не вьет гнезда. Она откладывает всего одно яйцо в год. Гнездо кукушка выбирает заранее. Яйцо ее имеет окраску яиц хозяев гнезда. Отложила – и забыла. Высиживают и выкармливают кукушонка приемные родители. (Слайд 7)
– Кукушонок в гнезде ведет себя как хозяин. Он выбрасывает детей своих приемных родителей и остается один. (Слайд 8)
– А родители, которые меньше него в несколько раз, кормят его, пока он не станет взрослым. (Слайд 9)
– Вроде бы, птица вредная. Как вы думаете? (Ответы детей)
– Нет, кукушка очень полезная птица. Она уничтожает много личинок и насекомых – вредителей леса. Особенно она любит мохнатых гусениц – злейших вредителей лесов. Этих гусениц не едят другие птицы.
– Весной кукушка много поет. Она так любит свое «ку-ку», что иногда поет до хрипоты. Послушайте.
– Зимуют кукушки в Индии и Африке. (Слайд 10)

Загадка: Ребята, а это, что за птица?

Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)(Слайд 11)

Ведущая: Что умеет делать утка? (Ответ детей: летать, ходить, плавать, нырять)
– Почему утка, такая тяжелая и неповоротливая, не тонет? (Ответ детей: перья смазаны жиром, а между пухом и перьями много маленьких пузырьков воздуха)
– Назовите врагов утят. (Ответ детей: кошка, лиса, ястреб, орел, крупные рыбы)
– Кто защищает утят? (Ответ детей: их мама, она учит их прятаться) (Слайд 12)
– Кто такой селезень? (Ответ детей: утка-папа) (Слайд 13)
– Дрозд – замечательная птица. Она живет во многих уголках земли, в лиственных и смешанных лесах. (Слайд 14)
– Вот пестрый дрозд, (Слайд 15)
дрозд – белобровик. (Слайд 16)
– Дрозды собирают насекомых на земле в траве. Все они хорошие певцы.
– Каких певчих птиц вы еще знаете? (Ответ детей: соловьи, канарейки, иволга, чиж)
– Послушайте пение этих птиц. (Слайды 17, 18, 19)

Загадка:

Угадайте, что за птица:
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Сова) (Слайды 20, 21)

Ведущая: Что у совы развито лучше? (Ответ детей: слух, затем зрение)
– Какой основной корм совы? (Ответ детей: мыши, крысы)
– Для чего сова кричит «Ух»? (Ответ детей: чтобы предупредить птиц о своей территории)
– Послушайте сову (Слайд 22)
– Вы читали книгу Виталия Бианки «Чей нос лучше?» (Ответы детей)
– Чей же нос лучше? (Ответ детей: для каждой птицы – свой)
– Клест имеет такой нос для того, чтобы колоть орешки и выбирать семена из шишек. (Слайд 23)
– Аист, журавль, цапля своими длинным нос могут достать корм со дна водоема. Клюв хищных птиц крепкий и кривой для того, чтобы убить жертву и потом разорвать ее на удобные куски.
– Вот нос птицы тукан. Посмотрите, какой он огромный! Эта птица может расколоть им кокосовый орех. (Слайд 24)
– Вот птица – носорог. Смотрите, какой неудобный клюв. Когда самка сидит на яйцах, самец замуровывает ее в глиняное гнездо, оставляя лишь отверстие для приема пищи. Здесь самке ни что не угрожает. После того, как вылупятся птенцы, мать своим клювом разрушает глиняную тюрьму.
(Слайд 25)
– Ребята, а какие приметы можно определить по птицам? (Ответ детей: ласточки летают низко – к дождю, синички прилетели в город – к морозу) (Слайды 26, 27)

Физминутка

 Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

Ведущая: А теперь давайте немного поиграем.  Кто  лишний? Почему? (Ответ детей: кузнечик, потому что остальные птицы) (Слайд 28)

Самые, самые, самые

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла. Он   достигает  15 см) (Слайд 29)
– Самая маленькая птичка в мире? (Колибри. Вес до 2 граммов. Длина 58 мм) (Слайд 30)

Всезнайка

– Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин) (Слайд 31)

Игра «А верите ли вы?» 

Верите ли вы, что некоторые птицы умеют обслуживать себя во время еды? (Да. Вороны не любят черствый хлеб  и всегда размачивают его в луже перед употреблением.  Обыкновенный стервятник из Африки берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса). (Слайд 32)    
А верите ли вы, что страус, когда ему страшно, прячет голову в песок? (Нет. Страус, когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает.) (Слайд 33)
Верите ли вы, что гусь – это очень осторожная птица? (Да. Когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает) (Слайд 34)    
Ребята, скажите можно ли убивать птиц? (Ответы детей)
Конечно, нет. Однажды в Китае решили уничтожить воробьев. Им не давали садиться, убивали. За большое количество убитых птиц получали вознаграждение. Воробьев у них не стало. И что же случилось? Настоящим стихийным бедствием оказались для этой страны полчища насекомых.  (Слайд 35)    
А во многих странах  поставлен памятник воробью – за спасение полей и огородов от гусениц. Вот так оценили люди заслуги этой скромной птицы. (Слайд 36)    

V. Итог занятия

А теперь давайте подведем итог нашего занятия.

  • Все птицы полезны, и все они – наши друзья.
  • Надо беречь и охранять птиц.
  • Необходимо строить гнезда и кормушки.

Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках. (Cлайд 37)
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что вам понравилось?
– Молодцы ребята, я вами очень довольна.