Цели:
- Обучающие: познакомить детей с различными видами птиц, их повадками, закрепить знания детей о птицах, повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
- Развивающие: выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы, развитие наглядно-действенного мышления, произвольной и долговременной памяти, воображения, активного внимания.
- Воспитательные: привить детям любовь и заботу о братьях меньших.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Ведущая:
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением! (Презентация. Слайд 1)
III. Сообщение темы занятия
Ведущая: Мы сегодня встретились с вами, чтобы поговорить о самых веселых и интересных жителях нашей планеты – птицах. (Слайд 2)
IV. Основная часть
Ведущая: Нет на свете такого уголка,
где нельзя было бы встретить птиц. Всего на
земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц. На
территории России – около 250 видов. (Слайд 3)
– Кто из вас слышал в лесу или на даче птиц? (Ответы
детей)
– А хотите побывать в лесу сейчас? (Слайд 4)
– Понравилось вам в лесу? (Ответы детей)
– А теперь давайте поговорим о птицах.
Загадка:
Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут
в два хвоста. (Ласточка) (Слайд 5)
Ведущая: Где зимуют ласточки? (В
теплых краях)
– Почему ласточки улетают в теплые края? (Они
питаются комарами и мошками, а их становится
меньше осенью и совсем нет зимой)
– Сколько птенцов бывает у ласточки? (4-6
птенцов)
– А кто знает какие гнезда у ласточек? (У
городской и деревенской – из земли, сухой травы,
конского волоса и слюны; у береговушки – норка в
обрывистом берегу. У всех гнездо внутри выстлано
пухом и сухой травой)
(Слайд 6)
Загадка:
А сейчас угадайте, что за птица:
Мать-отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка)
Ведущая: Беспокойная, живая и очень
пугливая птица. Она ни с кем не дружит, даже с
другими кукушками. Посмотрите, какая она. Это
кукушка серенькая, брюшко у нее рябенькое, она
птица, которая не вьет гнезда. Она откладывает
всего одно яйцо в год. Гнездо кукушка выбирает
заранее. Яйцо ее имеет окраску яиц хозяев гнезда.
Отложила – и забыла. Высиживают и выкармливают
кукушонка приемные родители. (Слайд 7)
– Кукушонок в гнезде ведет себя как хозяин. Он
выбрасывает детей своих приемных родителей и
остается один. (Слайд 8)
– А родители, которые меньше него в несколько
раз, кормят его, пока он не станет взрослым. (Слайд
9)
– Вроде бы, птица вредная. Как вы думаете? (Ответы
детей)
– Нет, кукушка очень полезная птица. Она
уничтожает много личинок и насекомых –
вредителей леса. Особенно она любит мохнатых
гусениц – злейших вредителей лесов. Этих гусениц
не едят другие птицы.
– Весной кукушка много поет. Она так любит свое
«ку-ку», что иногда поет до хрипоты. Послушайте.
– Зимуют кукушки в Индии и Африке. (Слайд 10)
Загадка: Ребята, а это, что за птица?
Пестрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)(Слайд 11)
Ведущая: Что умеет делать утка? (Ответ
детей: летать, ходить, плавать, нырять)
– Почему утка, такая тяжелая и неповоротливая, не
тонет? (Ответ детей: перья смазаны жиром, а
между пухом и перьями много маленьких пузырьков
воздуха)
– Назовите врагов утят. (Ответ детей: кошка,
лиса, ястреб, орел, крупные рыбы)
– Кто защищает утят? (Ответ детей: их мама, она
учит их прятаться) (Слайд 12)
– Кто такой селезень? (Ответ детей: утка-папа) (Слайд
13)
– Дрозд – замечательная птица. Она живет во
многих уголках земли, в лиственных и смешанных
лесах. (Слайд 14)
– Вот пестрый дрозд, (Слайд 15)
дрозд – белобровик. (Слайд 16)
– Дрозды собирают насекомых на земле в траве. Все
они хорошие певцы.
– Каких певчих птиц вы еще знаете? (Ответ детей:
соловьи, канарейки, иволга, чиж)
– Послушайте пение этих птиц. (Слайды 17, 18, 19)
Загадка:
Угадайте, что за птица:
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает. (Сова) (Слайды 20, 21)
Ведущая: Что у совы развито лучше? (Ответ
детей: слух, затем зрение)
– Какой основной корм совы? (Ответ детей: мыши,
крысы)
– Для чего сова кричит «Ух»? (Ответ детей: чтобы
предупредить птиц о своей территории)
– Послушайте сову (Слайд 22)
– Вы читали книгу Виталия Бианки «Чей нос лучше?»
(Ответы детей)
– Чей же нос лучше? (Ответ детей: для каждой
птицы – свой)
– Клест имеет такой нос для того, чтобы колоть
орешки и выбирать семена из шишек. (Слайд 23)
– Аист, журавль, цапля своими длинным нос могут
достать корм со дна водоема. Клюв хищных птиц
крепкий и кривой для того, чтобы убить жертву и
потом разорвать ее на удобные куски.
– Вот нос птицы тукан. Посмотрите, какой он
огромный! Эта птица может расколоть им кокосовый
орех. (Слайд 24)
– Вот птица – носорог. Смотрите, какой неудобный
клюв. Когда самка сидит на яйцах, самец
замуровывает ее в глиняное гнездо, оставляя лишь
отверстие для приема пищи. Здесь самке ни что не
угрожает. После того, как вылупятся птенцы, мать
своим клювом разрушает глиняную тюрьму.
(Слайд 25)
– Ребята, а какие приметы можно определить по
птицам? (Ответ детей: ласточки летают низко – к
дождю, синички прилетели в город – к морозу) (Слайды
26, 27)
Физминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Ведущая: А теперь давайте немного поиграем. Кто лишний? Почему? (Ответ детей: кузнечик, потому что остальные птицы) (Слайд 28)
Самые, самые, самые
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.
Он достигает 15 см) (Слайд 29)
– Самая маленькая птичка в мире? (Колибри. Вес
до 2 граммов. Длина 58 мм) (Слайд 30)
Всезнайка
– Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин) (Слайд 31)
Игра «А верите ли вы?»
– Верите ли вы, что некоторые птицы
умеют обслуживать себя во время еды? (Да. Вороны
не любят черствый хлеб и всегда размачивают
его в луже перед употреблением. Обыкновенный
стервятник из Африки берет в клюв крупный камень
и сбрасывает его на яйцо африканского страуса). (Слайд
32)
– А верите ли вы, что страус, когда ему
страшно, прячет голову в песок? (Нет. Страус,
когда чувствует опасность, то ложится на землю,
вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как
только опасность приближается, то вскакивает и
убегает.) (Слайд 33)
– Верите ли вы, что гусь – это очень
осторожная птица? (Да. Когда чувствует
опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и
внимательно наблюдает. Но как только опасность
приближается, то вскакивает и убегает) (Слайд
34)
– Ребята, скажите можно ли убивать птиц?
(Ответы детей)
– Конечно, нет. Однажды в Китае решили
уничтожить воробьев. Им не давали садиться,
убивали. За большое количество убитых птиц
получали вознаграждение. Воробьев у них не стало.
И что же случилось? Настоящим стихийным
бедствием оказались для этой страны полчища
насекомых. (Слайд 35)
– А во многих странах поставлен
памятник воробью – за спасение полей и огородов
от гусениц. Вот так оценили люди заслуги этой
скромной птицы. (Слайд 36)
V. Итог занятия
– А теперь давайте подведем итог нашего занятия.
- Все птицы полезны, и все они – наши друзья.
- Надо беречь и охранять птиц.
- Необходимо строить гнезда и кормушки.
– Если мы не будем обижать птиц, будем
им помогать, то сможем услышать их прекрасное
пение не только в лесу или на даче, но даже в наших
дворах и парках. (Cлайд 37)
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что вам понравилось?
– Молодцы ребята, я вами очень довольна.