Цели:
- ознакомление учащихся с частью речи предлогом; дать представление о роли предлога в речи;
- формирование умения употреблять предлоги в письменной речи; развитие умения писать предлоги с другими частями речи; развитие речи, мышления учащихся, орфографической зоркости;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
1) Приветствие учителя и гостей, присутствующих на уроке.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Грамматике отправимся в одну из её областей – Морфологию.
(На доске – карта страны Грамматики с областями: Фонетикой, Морфемикой, Орфографией, Морфологией, Синтаксисом и пунктуацией.)
Учитель: Эту область, как вы знаете,
населяют все части речи русского языка.
– Какие части речи вы уже знаете?
Дети: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Учитель: А сегодня мы йознакомимся с ещё одной частью речи. Готовимся к путешествию!
3) Зарядка для глаз
Учитель: Приготовим руку.
Дети (хором):
Тетрадь с наклоном положу.
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Учитель: Запишите в тетради число, классная работа. (Комментирует один ученик.)
2. Проверка домашнего задания
У. Прочитайте свои рассказы о любимой книге. Что интересного узнали из этой книги? Расскажите. (Опрос 3-4 учащихся, оценивание.)
3. Орфографическая минутка
Запись на доске: Рыхлый сне. т.мнеет в марте.
Учитель: Вставьте пропущенные буквы,
объясните орфограммы в словах.
– Как определить части речи?
Дети: Задать к слову вопрос.
Учитель: Определите части речи.
– А все ли части речи вы определил!?
– К каким словам вы не поставили вопрос? Почему?
Дети: Невозможно поставить вопрос.
Учитель: А может быть, это не часть речи?
Дети: Нет, это часть речи, Потому что мы говорим и употребляем эти слова в речи. У. – Давайте ещё раз назовём слово, к которому не задали вопрос.
Дети: Это слово в.
Учитель: А как называют такие короткие слова?
Дети: Предлоги.
4. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с частью речи предлогом, и наша цель *–*¦» выяснить, для чего же нужны предлоги, какую роль выполняют предлоги в речи. На доске появляется плакат:
ТЕМА: ПРЕДЛОГИ
5. Минутка чистописания
У. Какие ещё предлоги вы знаете, с
какими предлогами встречались раньше?
Д. Мы знаем предлоги: на, за, у, под, до, в,
к, перед...
У. Давайте свяжем предлоги одной
верёвочкой, в на за под с к у от перед через.
Значит, что мы можем сказать о предлогах?
Д. Предлог – это короткое, но слово;
– Предлог – это часть речи.
На доске учитель вешает таблицу:
ПРЕДЛОГ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ
6. Работа по теме урока
1) На доске написан текст. У учащихся на партах – аналогичные карточки.
Тают льдинки ... окне.
Зайчик бегает ... парте
И _ карте на стене.
У. Прочитайте. Что заметили?
Д. В стихотворении пропущены предлоги.
У. Складное ли получилось
стихотворение? Почему?
Д. Без предлогов слова не связаны
между собой.
У. Вставьте в текст пропущенные
предлоги и прочитайте.
(Читает вслух один ученик.)
У. Для чего нужны предлоги в речи?
Д. Предлоги служат для связи слов в
предложении.
2) Работа по учебнику. Упражнение 280, страница 36.
У. Прочитайте. Выполните задание карандашом в учебнике (вставьте пропущенные предлоги в предложения).
(Проверка парная.)
У. Списываем предложения по рядам: 1
ряд – первое предложение, 2 ряд – второе, 3 ряд –
третье. Предлоги выделяем (галочкой снизу).
У. Назовите предлоги, которые вы
подчеркнули.
(Проверка фронтальная – по рядам.)
У. Почему предлоги необходимы в предложении?
3) Чтение сведений о языке на стр. 36-37.
У. Прочитайте сведения о языке.
У. Прочитайте предлоги.
У. Для чего служат предлоги в речи?
Приведите свои примеры предложений с предлогами.
(Примеры приводят 4-5 учащихся устно.)
Физкультминутка
У. Я буду называть словосочетания с предлогами и без них. Если услышите в словосочетании предлог – хлопните в ладоши, если словосочетание будет без предлога – подпрыгнете на месте.
- иду в школу
- светлый класс
- по чистому снегу
- яркое солнце
- бежать к реке
- высокие волны
- под низкими ветвями
- пойдём в гости
У. Молодцы, все были внимательны и не допустили ни одной ошибки.
7. Закрепление изученного материала
1) Выполнение упражнения 281 на странице 37.
У. Прочитайте текст. О каких явлениях
природы эти предложения?
Д. О ледоходе, о половодье.
У. Какие орфограммы встретились в
словах?
– Назовите слова с безударными гласными, парными
согласными. Подберите к ним проверочные слова.
(Работа коллективная по цепочке.)
У. Спишите предложения, выделите предлоги, назовите их.
(Проверка фронтальная – «светофоры».)
У. Ребята, жители страны Грамматики приготовили вам ещё одно испытание, чтобы убедиться, что вы правильно умеете употреблять предлоги в речи. Граждане области Морфологии приготовили задания мальчикам и девочкам. Первое стихотворение – мальчикам, второе – девочкам.
2) Учитель раздаёт учащимся карточки со стихотворениями.
У. Ваша задача – прочитать отрывки из
стихотворений А. Барто и вписать пропущенные...
Д. Предлоги.
(У слабоуспевающих учащихся предлоги даны внйзу стихотворения в словах для справок.)
А. Барто
Медвежонок-невежа
Был сынок ... маменьки –
Медвежонок маленький.
... маму был фигурою –
... медведицу бурую.
Уляжется медведица ... деревом, ... тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.
Мать ... ним ухаживай,
Мучайся ... сынком –
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Слова для справок: у, в, в, под, в, за, с.
А. Барто
Муха
Он стал ... мухой наблюдать:
... окно она влетела,
Она то сядет ... тетрадь,
То ... кусочек мела.
Она ... самым потолком Летает ... ярком свете,
А вниз спускается пешком ... стенной газете.
... клеёнке поползла,
Забралась ... счёты.
... неё свои дела И свои заботы.
Слова для справок: за, в, на, на, под, в, по, по, на, у.
(Проверка фронтальная – «светофоры».)
У. Кто выполнил задание без ошибок?
Дети поднимают руки.
У. Молодцы, ставьте «5» за работу на
карточке.
У. Кто допустил 1-2 ошибки и их исправил?
У. Хорошо, ставьте себе «4» за работу.
У. Кто допустил 3 и больше ошибок? Никто?
Молодцы, все справились с заданием, которое вам
дали жители страны Грамматики. Вход в эту страну
всегда для вас открыт!
3) Игра
Учитель показывает пары предметных картинок. Учащиеся составляют фразу, используя названия предметов и предлоги.
У. Составьте фразу, соединив данные предметы предлогом.
Учитель показывает картинки: девочка мяч (мяч у девочки) конверт письмо (письмо в конверте) собака будка собака в будке)
У. Какие вам встретились в этих
словосочетаниях имена существительные?
Д. Словарные слова: девочка, конверт,
собака.
У. Запишите полученные словосочетания,
ставя ударение в словарных словах и подчёркивая
орфограммы. Выделите предлоги.
(Учащиеся работают в тетрадях, один ученик – у доски с комментированием. Оценивание.)
У. Можно ли проверить орфограммы в
словарных словах?
Д. Нет.
У. Что же с этими словами делать?
Д. Их написание надо запомнить.
8. Итог урока
1) Воспроизведение опорных знаний
У. С какой частью речи мы
познакомились на уроке? Что такое предлог?
Д. Предлог – это часть речи.
У. Для чего же служат предлоги?
Д. Предлоги служат для связи слов в
предложении.
2) Домашнее задание
У. Откройте упражнение 283 на странице
38. Прочитайте задание.
У. Кто понял, что необходимо сделать в
этом упражнении?
Д. Списать стихотворение, найти и
подчеркнуть предлоги.
У. Кому задание понятно? Молодцы!
3) Рефлексия
У. Ребята, вам понравился урок? Что
особенно понравилось?
У. Какие задания вызвали у вас
затруднения?
У. Кто, на ваш взгляд, хорошо работал на
уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
У. Молодцы! Наше путешествие подошло к
концу. Урок окончен. Всем спасибо!
– Попрощайтесь с нашими гостями.
(Учащиеся встают и, наклоняя голову, прощаются с гостями, посетившими урок.)