Информационные технологии в сочетании со здоровьесберегающими технологиями на коррекционно-развивающих занятиях с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Цель:

  • Обогащение и расширение пассивного и активного словарного запаса (существительных, глаголов, прилагательных) детей.
  • Коррекция фонематических нарушений у детей раннего возраста.
  • Уточнение и закрепление правильного произношения следующих групп звуков: м [мь], п [пь], б [бь], н [нь], ф [фь], в [вь].

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

- учить детей точно отвечать на вопросы взрослого;

- учить понимать значения прилагательных и использовать в активной речи;

- учить различать и использовать в речи единственное и множестве число существительных;

- учить изменять существительные, используя окончания единственного числа (-у, -и, -а, -я, -ю, -ой, -ом, -ем) и множественного числа (-ами, -ок);

- закрепление уже имеющихся звуков в речи ребенка;

- формирование укладов артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков;

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, способствует грудобрюшному типу дыхания;

- развитие предпосылок логического мышления и внимания;

- развитие общей моторики и артикуляционного праксиса;

- развитие тонких движений пальцев рук;

- развитие пластики, чувства ритма, такта и музыкального слуха.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- умение слушать взрослого;

- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

4. Коррекционно-оздоровительные:

- профилактика плоскостопия;

- профилактика простудных заболеваний;

- увеличение объёма и глубины дыхания, силы и выносливости дыхательных мышц;

- улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации;

- стимуляция клеток головного мозга посредством пальчиковой гимнастики, Су Джок терапии;

- сохранение и улучшение зрения, профилактика заболеваний глаз;

- улучшение функциональной деятельности всех органов и систем организма.

Оборудование: Магнитофон. Запись звуков: пыхтение и фырканье ежика, писк белки, вой волка, рычание медведя, уханье филина. Ламинированная картинка ежика без иголок (А4) и ежика с иголками, фломастеры на водной основе. Компьютер с презентацией видеоролика на тему: “Знакомство с ежиком”. Массажный коврик “Травка”, картинки (А4): белка, волк, медведь, филин. Аудиозапись зарядки с ежиком (Е.Железнова “Гимнастика для малышей” со звуками: писк белки, вой волка, рычание медведя, уханье филина). Видеоролик “Танец с ежиком” (видео из интернета). Прищепки с изображением ежиков. Картинки: желудь, гриб, ягода, жук, хлеб, яйцо, яблоко, улитка, морковь. Картинки: желуди, грибы, ягоды, жуки, хлеб, яйца, яблоки, улитки, морковь. Су Джок шарик с пружинкой. Корзинка с угощением от ежика.

Ход занятия

Дефектолог говорит ребенку: “У нас сегодня гость, но он нас испугался и спрятался. Прислушайся и ты услышишь его звуки”.

Звучит фонограмма со звуками: “пыхтение и фырканье ежика” (приложение № 1).

Дефектолог: “Загадаю тебе загадку:

Где-то фыркает не кошка,
На коротких тонких ножках.
Иглы острые как нож:
Думаю, что это... (еж)”

Дефектолог достает ежа и спрашивает у него: “Добрый день, колючий еж, далеко ли ты идешь?”

Еж идет к своему другу ежику. Дефектолог показывает две картинки с ежиками (на одной картинке ежик без иголок) (приложение № 2).

Дефектолог: “Это ежики. У всех ежиков острые носики, глазки-бусинки, ушки, короткие ножки, есть спинка, а на спине иголки. Посмотри внимательно на ежиков. Чем они похожи? (Глазками, носиками, ушками, ножками) Чем отличаются? (У ежика нет иголок). Давай поможем ежику найти иголочки”.

Дефектолог дает ребенку цветную картинку ежика (в целях многоразового использования картинки, я даю ребенку ламинированную картинку и фломастеры на водной основе, которые легко стираются), на картинке нарисованы глаза, уши, нос, лапки, но нет иголок. Предлагает ребенку показать на макете спинку. Давай покажем, какие у ежа бывают иголки.

Пальчиковая гимнастика

Руки согнуты в локтях, локти на столе, руки сцеплены в “замок” пальцы раскрыты в разные стороны, приговаривают, сжимая и расправляя ритмично пальцы:

Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Ежик, ежик колкий,
Спрячь свои иголки.

Дефектолог: “Вот такой ежик с иголками у нас получился, а теперь смотри, как я помогу ежику. К спинке ежа с иголками я приложу фломастер и нарисую иголочку, но их должно быть много, поэтому ты нарисуешь много-много иголок, и у нас получится замечательный еж”.

Ребенок приступает к работе, дефектолог помогает, подсказывает (Картинка № 1).

Дефектолог: “Ой! Какой замечательный колючий еж у тебя получился! Какой у тебя еж получился? (колючий) Молодец! Ты помог ежику найти иголочки. А сейчас мы посмотрим, как живет ежик.

Просмотр видеоролика “Знакомство с ежиком” (Презентация).

Ежик живет в лесу. Ходит по травке на своих лапках. Фыркает, пыхтит, ворчит. Носит на спинке листочки, веточки для постройки своей норки. Норка – это домик для ежа. Идет ежик по лесу и слышит... Кто это? Ежик испугался и свернулся в клубок. Это белка пищит. Ежик прислушался, белка ускакала. Ежик топает дальше по лесу. Вдруг...Кто это? Ежик испугался и свернулся в клубок. Это волк воет. Ежик прислушался, волк убежал. Ежик снова продолжил свой путь. Ой! Незнакомые звуки... Кто это? Ежик испугался и свернулся в клубок. Это филин ухает. Ежик прислушался, филин улетел. Ежик пошел своей дорогой. Вдруг.... Кто это? Ежик испугался и свернулся в клубок. Это медведь рычит. Ежик прислушался, медведь ушел. Ежик в лесу пугается каждого незнакомого звука. Ежик пугливый.

Дефектолог:

- Как ежик голос подает?

- Фыркает, пыхтит.

- Кого испугался ежик в лесу?

- белки, волка, медведя, филина.

- Как свернулся ежик?

- В клубок.

- Какой ежик?

- Пугливый.

Использование сенсорно-координаторных тренажей по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного

Дефектолог: “Давай мы найдем глазками всех кого ежик встретил в лесу (Приложение № 3). Для этого ты встанешь как ежик ножками на травку”.

Ребенок встает в центр комнаты на массажный коврик “искусственная травка” (Картинка № 2). В четырех верхних углах размещены изображения белки, волка, филина, медведя. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Ребенок начинает достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинки (Картинка № 3). При этом совершает синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 секунды.

 

Дефектолог: “И так, ежику мы помогли найти иголки, погуляли с ним по лесу, можно и зарядкой позаниматься”.

Динамическая пауза в сочетании с упражнением на развитие фонематического слуха “Ежик в лесу”

Дефектолог: “Ежик носит на спине листочки, веточки для постройки норки. Норка – это дом в котором ежик живет. Когда ежик слышит незнакомые звуки или встречает кого-нибудь на своем пути, то сворачивается в клубок. Ты сейчас как ежик пойдешь на четвереньках под музыку, понесешь на спине листочек, а когда услышишь звуки белки, волка, филина, медведя – будешь сворачиваться в клубок”.

Звучит фонограмма (Е. Железнова “Гимнастика для малышей” со звуками писка белки, воя волка, уханьем филина, рычанием медведя). Во время звучания музыки ребенок двигается на четвереньках с листочком на спине. При звуках белки, волка, филина, медведя - сворачивается в клубок (Приложение № 4).

Дефектолог спрашивает ребенка:

- Кого встретил еж?

- Белку.

- Как белка голос подает?

- Белка пищит.

- Кого встретил еж?

- Волка.

- Как волк голос подает?

- Волк воет.

- Кого встретил еж?

- Филина.

- Как филин голос подает?

- Филин ухает.

- Кого встретил еж?

- Медведя.

- Как подает голос медведь?

- Медведь рычит.

Дефектолог: “Ежик устал гулять и прилег отдохнуть. Давай мы его покачаем”.

Дыхательная гимнастика

“Покачаем ежика”

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку – ежика (Картинка № 4).

Инструкция: “Положим ежика на живот, и посмотрим, как он поднимается, когда ты будешь делать вдох, и опускаться, когда ты будешь делать выдох”.

Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно.

Качели – вверх (вдох),

Качели – вниз (выдох),

Крепче ежик наш держись!

Дефектолог: “Ежик гулял, отдыхал, но еще не кушал. А чем же мы будем его угощать? Ты знаешь, что кушает ежик? (Нет). Я тоже не знаю. Давай посмотрим, чем питается ежик”.

Продолжается просмотр видеоролика “Знакомство с ежиком” (Презентация).

Ежик питается жуками, улитками, желудями, ягодами, грибами, морковью, яблоками, хлебом, яйцами. Дефектолог: “Чем питается ежик?” (Приложение № 5).

Гимнастика для глаз

Используется магнитная доска. Ребенок сидит от доски на расстоянии 2-3 метров.

Закрыть глаза, открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6 (Картинка № 5). Повторить 4 раза. На доске появляются продукты питания для ежика последовательно (жуками, улитками, желудями, ягодами, грибами).

Прикоснуться концом пальца к носу и посмотреть на палец, задержать взор на счет 1 – 4, до усталости глаза не доводить (Картинка № 6). Затем посмотреть вдаль на доску на счет 1 – 6. Повторить 5 раз. При повторном выполнении упражнения на доске появляются новые продукты питания для ежика последовательно (морковью, яблоками, хлебом, яйцами).

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. (картинки располагаются на доске по углам и одна в центре: в правом верхнем углу – жуки, в левом нижнем углу – улитки, по центру – желуди, в левом верхнем углу – ягоды, в правом нижнем углу – морковь). Инструкция: “Посмотри на жуков, посмотри на улиток, посмотри на желуди, посмотри на ягоды, посмотри на морковь”. Повторить 4-5 раз.

Дефектолог: “К ежику пришли друзья-ежики. Давай поможем ежику угостить друзей” (Приложение № 6)

Дидактическая игра с прищепками “Накорми ежиков”

Используются прищепки с изображением ежиков, на листе бумаги вкруговую продукты для ежиков в единственном числе (Картинка № 7).

Дефектолог дает прищепку ребенку:

- Чем будем угощать этого ежика?

- жуком, улиткой, желудем, ягодой, грибком, морковью, яблоком, хлебом, яйцом.

Ребенок с помощью взрослого закрепляет по одной прищепке к каждому продукту, при этом называет продукт в единственном числе (Картинка № 8).

Дефектолог: “Посмотри, все ежики улыбаются, они довольные, веселые. Давай еще поиграем с ежиком”.

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для формирования артикуляционных укладов произношения свистящих звуков

Упражнение: “Загнать мяч в ворота ежика”. Ежик в воротах. Методические указания: следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.

Упражнение: “Наказать непослушный язык”. “Ежик, ежик посмотри, на губу язык клади, пя-пя-пя произноси”. Методические указания: нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.

Упражнение “Сделай язык широким” (“Покажем язык ежику”). Методические указания: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Упражнение “Кто дальше загонит мяч” (ежик или ребенок, за ежика загоняет мяч взрослый). Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.

Танец с ежиком (упражнение по развитию ритмопластики)

Дефектолог: “Ежику хочется еще потанцевать с тобой. Давай посмотрим, как он танцует”.

Просмотр видеоролика “Танец с ежиком” (Приложение № 7).

Развитие мелкой моторики с использованием Су Джок терапии

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель ежик.

Ребенку дается Су Джок шарик и предлагается покатать шарик между ладошками. Устанавливается, что шарик такой же колючий как ежик. Затем достается пружинка и одевается на каждый пальчик (Картинка № 9).

Этот ежик хочет спать,
Этот – прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот еж уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.

Завершается просмотр видеоролика “Знакомство с ежиком” (Презентация).

После вкусного обеда,
Ежик топает в свой дом.
Спать ложится,
Закрывается листком.

Дефектолог: “Нашему ежику тоже пора спать он очень устал. Давай с ним попрощаемся и он пойдет в свой домик – норку”.

Итог занятия

Дефектолог: “Молодец! Мы много играли, рисовали и много узнали нового.

- Кто к нам приходил в гости?

- Ежик с друзьями.

- Какой ежик?

- Пугливый, колючий, веселый.

- Как называется домик ежика?

- Норка.

- Что тебе больше всего понравилось?

- Ой! Что это? Ежик-то ушел, а нам корзинку оставил с угощением.