Развитие педагогической культуры учителя

Разделы: Администрирование школы


“Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни
к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам он –
совершенный учитель”.
Лев Толстой.

Мы зачастую забыли о том, что учительская профессия предъявляет нам особые требования, которыми должен обладать каждый педагог. Это педагогическая культура.

“…Посеяв в Союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые.

…Литература, театры, кино-все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Честность и порядочность будут осмеиваться, превратятся в пережиток прошлого. Хамство, наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, вражда народов – все это будет ловко и незаметно культивировать и расцветет махровым цветом.

Мы будем браться за детские сердца, развращать молодежь, растлевать школу, уничтожать педагогическую культуру. Так как педагогическая культура – это основной внешний и внутренний источник воспитания” . (Выдержки А.Даллес “ Меморандум” 1939 г).

Не случайно в данной программе особое место уделено понятию педагогическая культура.

Чтобы работать над развитием педагогической культуры в школах надо знать, что включает в себя понятие педагогическая культура.

  1. Нравственный облик учителя (нравственные отношения “ учитель – ученик”, учитель – родители”, “учитель – учитель.”).
  2. Педагогический такт.
  3. Уровень коммуникативного общение.
  4. Имидж педагога.
  5. Уровень общепедагогического мастерства.

Результативность воспитания во многом зависит от того, каковы нравственные отношения между людьми в процессе педагогического труда.

Объектом отношений учителя выступают прежде всего учащиеся, родители, коллеги по работе, коллектив, общественные организации и общество в целом.

Основная наша работа педагога направлена на отношения в классном коллективе. Учитель должен быть лакмусовой бумагой, которая впитывает в себя весь негатив, регулирует отношения между учащимися и родителями, контролирует ситуации, которые подрывают авторитет педагогического коллектива в целом.

Рассмотрим отношения учитель и педагогический коллектив. Нравственные отношения в педагогическом коллективе – это такие отношения учителей, которые регулируются нормами морали и в отличие от правовых норм, регулируемых государствами выполняется учителями добровольно. Сложность рассмотрения этих отношений обусловлена тем, что затрагиваются проблемы управления руководства и подчинения, свободы творчества и единства действий личности в коллективе.

Особенностью педагогического труда является то, что индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемого успеха, если они не согласованны с действиями всего педагогического коллектива. Взаимопомощь и взаимодоверие в педагогическом коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений .Важнейшей заботой всего педагогического коллектива является дисциплина учащихся на уроках. Разумеется, педагогическому коллективу небезразлично, какими методами пользуется учитель для создания дисциплины в классе. Он предъявляет к нему определённые требования. Педагогический коллектив корректирует и направляет деятельность учителя. Сознательное подчинение воле большинства, свободное принятие его требований возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением.

В оптимизации нравственных отношений важно развитие личных творческих контактов, при которых учителя понимают друг друга с полуслова, радуются успешным поискам и удачным находкам, совместно разрабатывают вопросы обучения и воспитания детей.

Учитель не может работать в одиночестве, а потому он должен заботиться о том, чтобы была построена педагогическая организация, чтобы учителя школы собирались вместе и обсуждали те задачи, которые они должны проводить в жизнь, а также обсуждали бы способы выполнения этих задач.

Педагогический коллектив – это школа педагогического мастерства для молодых учителей, школа нравственного воспитания. От того, как встретил педагогический коллектив молодого специалиста, зависит его дальнейшая деятельность. Помощь могут оказать учителя, прошедшие большой путь педагогической работы. Но для этого надо, чтобы молодые не кичились своими знаниями и не вели себя так, словно им уже все знакомо на педагогическом Олимпе, вот только… опыта маловато. От общительности молодого учителя, от внимания к нему товарищей по работе во многом зависит его самочувствие в педагогическом коллективе.

3накомство с оценкой основных профессионально-личностных характеристик учителя:

– уровень общепедагогического мастерства:
– коммуникативная культура: культура речи, мимика, жесты;
– тактичность и демократичность в общении с учащимися;
– высокая культура внешнего вида, поведения.

Уровень коммуникативного общения. (Культура речи, мимика, жесты.)

Самый главный аспект умение слушать собеседника.

Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство-это умение слушать и убеждать словом. Обращаясь с коллегами по работе мы не должны забывать, о том в каком тоне мы ведем разговор зависит работоспособность учителя весь рабочий день.

Многие проблемы в коллективе возникают из-за неумения выслушать коллегу.

Если вы желаете повлиять на ситуацию – послушайте, что Вам говорят.

Научитесь слушать коллегу, научите выслушивать Вас.

Памятка.

Преимущества слушания.

  1. Вы избегаете неприятностей. (Если вы хороший слушатель. У людей редко возникают причины для ссоры с теми, кто им уделяет внимание.)
  2. Вы понимаете что происходит. (Чем больше вы поглощаете информации и понимаете происходящее, тем больше профессиональных и личных знаний вы добываете для собственного опыта.)
  3. Становитесь более компетентными. (Вслушиваясь и продумывая услышанное, вы расширяете знания.)
  4. Будьте интеллигентным. (Интеллигентность заставит вас по другому посмотреть на коллегу, изменит ваше представление о нем.)
  5. Слушая других. Вы понимаете их.
  6. Вас уважают .(Ведь не зря говорят. “ … во всяком случае, он хотя бы выслушал меня.”
  7. Вы можете справиться с гневом собеседника (Когда мы слушаем раздраженного человека,мы демонстрируем свое сочувствие и позволяем ему выговориться.)
  8. Выслушивая человека, вы воспитываете в нем самоуважение.

К сведению.

В течении рабочего дня педагог занимается 16% – чтением; 
35% проводит уроки, говорит с коллегами, с учениками;
40% – слушание учеников, коллег, руководства;
9% – письменная деятельность.

Средняя скорость говорения 120 слов в минуту. Средняя способность воспринимать информацию 480 слов в минуту. Есть большие резервы для слушания и обдумывания услышанного.

Для развития коммуникативного общения педагогов рекомендую литературу “Психология в практике менеджера образования” В.В.Крыжко. “Психодиагностика способности к общению” А.В. Батаршев.

Имидж педагога (образ).

Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.

Исследования показали, что учителя в 2 раза занижают значение имиджа. По данным соц.исследований только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. А это низкая самооценка, недовольство коллегами, зависть к тем, кто хорошо выглядит, стеснение, насмешки детей, неуважение родителей. Работа над собственным имиджем это дело рук каждого из педагогов. Помощь в создании имиджа можем оказать мы собственным примером, лишним добрым словом по поводу внешнего вида, прически, настроения коллеги, создать настроение на весь рабочий день.

Педагогическая этика предъявляет конкретные требования к системе взаимоотношений учителей в учебно-воспитательном процессе А.С. Макаренко считал, что единство ответственности всех учителей школы за воспитание каждого учащегося предполагает единство их требований. Там где у педагогического коллектива нет единого плана работы, единого тона, единого подхода к ребёнку, там нет коллектива, там не может быть ни какого воспитательного процесса, не может идти речь о педагогической культуре.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Давайте стремиться к тому, чтобы каждый мог назвать себя совершенным учителем., обладающими педагогическим тактом, нравственным обликом, служил примером для подражания,

Используемая литература

  1. Мастерство, педагогическая техника учителя в решении задачи развития личности младшего школьника.// "Завуч начальной школы" 2011г. № 1, стр. 32–39.
  2. Личность педагога в современной школе.// "Завуч начальной школы" 2002г. № 3, стр. 25–28.
  3. Культура поведения.// "Завуч начальной школы" 2003г. № 6, стр. 29–32.
  4. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М..
  5. Сергей Мамонтов. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. СПб. 2010 г.

 

Приложение 1. Этика педагогического общения.

Приложение 2. “Педагогическое творчество-главный фактор эффективности труда учителя, развитие творческого потенциала учащихся.”