Цель урока: сравнить историческое развитие стран Древнего Востока (Египет, Двуречье, Индия, Китай, Финикия), найти общие закономерности, определить специфику каждой страны, отметить вклад, внесенный каждой страной в мировую культуру.
Задачи урока:
- вывести учащихся на новую ступень познания путем достижения целостности исторических знаний;
- обобщить, систематизировать и углубить знания учеников о положении различных слоев населения древневосточного общества (рабов, ремесленников, земледельцев, чиновников-писцов, вельмож, жрецов);
- развивать у учащихся умение обобщать полученные знания, точно и кратко излагать свои мысли (в том числе и в письменной форме);
- приучать учеников к использованию различных источников для пополнения своих знаний;
- продолжить обучение учащихся приемам решения познавательных исторических задач;
- развивать творческие способности учеников, их память, речь и воображение;
- воспитывать любознательность и интерес к истории; формировать навыки работы в группе;
- способствовать воспитанию культуры поведения учащихся во время проведения интеллектуальной игры.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Организационная форма: урок-конкурс (интеллектуальная игра).
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Знания, приобретенные учениками в ходе игры, становятся для каждого из них личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе.
Организационная часть урока:
Повторение изученного на данном уроке осуществляется с помощью соревнования команд. Заранее, недели за две до урока, класс делится на 5 команд, в каждой выбирается капитан, все команды получают задания в соответствии с предстоящими конкурсами, начинают работу по проекту “Как жили люди в странах Древнего Востока”. Данная подготовительная работа предполагает помощь со стороны учителя в виде консультаций.
Игра-соревнование команд рассчитана на 40–45 минут. Команды должны подготовиться дома к следующим, заранее объявленным конкурсам:
1-й конкурс: Представление страны (время выступления команд – по 1 мин.).
Каждая команда в краткой форме рассказывает о местоположении "своей" страны, о ее природных и климатических условиях. Рассказ сопровождается показом на карте важнейших географических объектов.
2-й конкурс: Конкурс “хвастунов” (время выступления команд – по 2 мин.).
Представитель от каждой команды рассказывает об изобретениях, открытиях, сделанных в "его" стране, о том, какой вклад был ею сделан в развитие мировой культуры. В случае неправильного, неполного ответа команды-соперники могут дополнить или исправить отвечающего, зарабатывая при этом дополнительные баллы для своей команды.
3-й конкурс: Защита проекта “Как жили люди в странах Древнего Востока”. (время выступления команд – по 3 мин.).
Готовясь к игре, каждая команда получила задание рассказать о положении в обществе в странах Древнего Востока какой-нибудь категории населения, обобщив при этом все сведения из учебника, имеющие отношение к данному вопросу (темы 6–23). Например, первая команда готовит сообщение о царях и доказывает, что они имели огромную власть, что все были бесправны перед ними. Другая команда рассказывает о положении жрецов (кто это такие, чем объясняется их влияние в обществе). Третья – о рабах (кто и при каких обстоятельствах мог попасть в рабство, о бесправии рабов, о долговом рабстве).Четвертая команда рассказывает о земледельцах (чем занимались, как жили, какие права имели). Пятая – о вельможах (при этом обращается внимание на то, что с одной стороны они являлись привилегированной частью древневосточных обществ, а с другой стороны сами были бесправны перед царем). В решении поставленных задач и состоит суть работы по проекту “Как жили люди в странах Древнего Востока”.
Выполнение данного задания предусматривает проведение консультаций для учащихся, где разъясняется суть работы, обращается внимание на то, что надо собрать в единое целое, обобщить сведения из разных тем учебника (конкретно указывается, какие параграфы учебника необходимо взять за основу).
4-й конкурс: Конкурс эрудитов.
Каждая из команд по жребию получает карточку с вопросом, в течение минуты коллективно обдумывает его, а потом дает ответ. Соперники имеют возможность дополнять и исправлять отвечающих. На данный конкурс можно отвести всё оставшееся время.
Вопросы для конкурса эрудитов:
1) В древней индийской поэме "Махабхарата" сказано: "Корова, коза, человек,
овца, лошадь, осёл и мул – эти семь считаются домашними животными".
Какие выводы можно сделать из этих слов?
2) В Древнем Египте на стене гробницы одного вельможи есть надпись, в которой
этот вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не наказывал его палками.
Какие выводы о власти фараона над населением Египта можно сделать из этих
слов?
3) Кто мог бы сказать о себе следующие слова:
"Только нам боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов.
Не скупитесь на подарки богам!"
4) Кто, где и почему давал такую клятву?
"Я не делал зла, я не крал, я не лгал,
Я не убивал священных животных,
Я не был причиной слез,
Я не завидовал,
Я не говорил дурного о царе,
Я не пренебрегал богами".
5) О ком это сказано:
"Его учение было обращено к простым людям независимо от того, на каком языке
они говорили, какого цвета у них кожа, каково было их имущество. Он утверждал,
что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат
он или беден".
6) О ком здесь говорится:
"Они должны были жить вне селения и входить в него только днем с особой
меткой на одежде. Их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могли
осквернить чистую воду. Они не являлись рабами, но закон их не защищал."
7) В Древнем Китае крестьяне и рабы называли богачей "крысами, не имеющими
совести и пожирающими чужой хлеб."
Как вы понимаете эти слова ?
8) Как звали этого царя? Каким государством он управлял? Какими деяниями гордился?
“Я – царь совершенный...
Я – царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных.
Я – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!
Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных”.
9) "Ухо мальчика на его спине, и он слушает лучше, когда его бьют".
В связи с чем произносились такие слова?
10) "ОН поддерживает миропорядок, установленный богиней Маат. Люди должны о
НЁМ заботиться, если же они не будут этого делать, боги обрушат на Египет тысячи
смертоносных бедствий".
О ком идет речь в данном тексте?
11) "Благодаря ЕМУ Солнце всходит, когда положено, вовремя сменяются времена
года, дают всходы зерна, посеянные в землю, и в положенное время разливается Нил
– ибо перед началом подъема воды ОН бросает в Нил папирус с указом, повелевающем
Реке разлиться".
Кто в Древнем Египте обладал таким могуществом?
12) В древности египтяне очень заботились о сохранении тела умершего.Тело
особым образом обрабатывали, высушивали и обматывали тонкими бинтами –
изготавливали мумию.
В связи с чем в Древнем Египте существовал данный обычай?
13) Древнеегипетские законы предусматривали суровое наказание для тех, кто
грабит царские гробницы, их ссылали в рудники добывать золото. Оттуда никто
живым не выходил.
Египтяне говорили, что лучше смерть, чем рудники.
Почему грабителей царских гробниц так сурово наказывали ?
14) В Древнем Египте гробницы часто подвергались опустошениям. Воры забирали
все драгоценности и, самое главное, уничтожали мумию, чтобы она не ожила и не
отомстила, когда вернется душа. Покойному наносился страшный вред: душа лишалась
своего тела.
Что предпринимали египтяне на случай уничтожения мумии?
Какой обычай у них существовал?
15) Грабителей гробниц сурово наказывали: бросали на съедение крокодилам или
львам, при этом душа воров не получала ни мумии, ни скульптуры.
Почему египтяне воспринимали такое наказание как особо суровое ?
16) По данным науки, собака и кошка – древнейшие домашние животные. Причем,
южные народы первыми приучили кошку и воздавали ей почести, собака не
пользовалась у них таким уважением. Например, в Древнем Египте кошка была
священным животным. Из умерших кошек делали мумии, хоронили их на специальных
кладбищах. Иногда бога солнца
Ра изображали в облике огромного кота и обращались к нему со словами: "Ты,
великий кот!" Северные народы в древности мало ценили кошку и гораздо больше
собаку.
Например, в Древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в ее могилу клали
ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все
люди).
Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов?
17) Тутмос III, который вел многочисленные захватнические войны, одному
фиванскому храму подарил свыше 14 т золота. Рабов – 86486.Быков, различного
скота – 42136. Садов и рощ – 133.Морских судов и кораблей – 83. Городов в Египте
– 56. Городов в Сирии – 9.
Почему фараоны преподносили храмам богатые дары?
18) Воровство в Египте было очень распространено.Об одной воровке в документе
сказано, что она была дочерью царского писца и обворованные не могли найти на
нее управу, так как отец входил в состав суда и прямо покрывал дочь, воровавшую
одежды. Еще одна женщина украла расписной хлеб, а потом созналась в содеянном
через 10 дней. Все эти дни она жила в напряжении, ждала какого-то гнева богов.
Как данные факты характеризуют нарушителей закона в Древнем Египте?
19) О каком фараоне Древнего Египта идет здесь речь? За что ему мстили
жрецы?
Жрецы Фив с яростью проклинали его имя, они считали его преступником и
велели соскабливать и вырезать его имя всюду, где бы оно ни встретилось, даже в
гробнице. По мнению жрецов, уничтожение в гробнице имени умершего – это страшная
месть, так как душа покойного, лишенная имени, в царстве мертвых становится
бездомным изгнанником, она обречена на вечные муки.
Заключение. Подведение итогов.
Подсчитываются баллы команд, выявляется команда-победитель, ставятся оценки ученикам.
Оценивание выступлений учащихся:
- все выступления команд по каждому конкурсу оцениваются по 5-балльной системе, затем баллы складываются и таким образом выявляется команда-победительница;
- одновременно выставляются индивидуальные оценки, учитывающие активность и правильность ответов того или иного игрока;
- если отвечающий дал неполный, неточный ответ, другие участники команды могут его дополнить, исправить;
- если команда не справляется с вопросом, то ответ дают представители других групп,
- зарабатывая тем самым дополнительные баллы для своей команды;
- оценка ставится как всей команде, так и отдельному ученику.
Дополнительная литература к уроку.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира.М.,1988.
- Богословский Е.С. Повседневная жизнь в Древнем Египте.– В книге Древний мир глазами современников и историков,ч.I.М.,1994.
- Боги и люди древнего мира. Краткий словарь. Сост. Федосеенко В.М. М.,1994.
- Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе.М.,1985.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М., 1988.
- Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.
- История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С. М., 1983.
- Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994.
- Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Санкт-Петербург, 1993.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя. Сост. Черкасова Е.А. М., 1991.