Конструкт урока-исследования "Неопределенная форма глагола". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема урока Неопределённая форма глагола.
Цели Познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы
Задачи Образовательная: формировать умения распознавать глаголы неопределённой формы по их существенным признакам;
Развивающая: развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты Предметные:
– формировать умения ориентироваться в своей системе знаний;
– актуализация знаний о глаголе как части речи;
– выявление признаков глаголов в неопределённой форме;
– развитие умения распознавать глаголы в неопределённой форме и правильно употреблять их в речи;
– формировать умения осознавать речь глаголов в речи.

Личностные:
– формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
– развитие способности к самооценке.

Метапредметные:
– формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;
– развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
– развитие речи, операций мышления для решения проблемной ситуации.

Формирование УУД

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимы действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию и интегрирует её в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет
с учётом решающих задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Образовательные ресурсы:
– используемые информации

Русский язык. 5 кл.: уч. для ООУ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.) М.: Просвещение, 2010.

Таблица: “Мягкий знак после шипящих”.

Распечатанные задания (карточки), лист самооценки.

– используемые интерактивные средства Компьютер, интерактивная доска.

 

Технологии Технология проблемного диалога, технология оценивания, игровая технология, информационно-коммуникационная
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Мотивация к учебной деятельности Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой. Готовятся к восприятию информации. Личностные УУД:

Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы.

Цель: Создать атмосферу доброжелательности.

– Сегодня мы проведём ещё одно научное исследование и приобретём новые знания. У нас всё получится, ведь вы увлечённые, настойчивые, заинтересованные, любопытные, трудолюбивые.    
2. Актуализация знаний и умений.      

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.

Организует фронтальный опрос учащихся:

– Что объединяет выделенные слова?

– Вспомним, что мы уже знаем о глаголе, заполнив карточку.

Ученик читает стихотворение – приветствие (слайд), голосом выделяя подчёркнутые слова.

Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Готовы слушать,

Рассуждать и друг другу помогать.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы и заполняют карточку №1.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает ___________.

Глагол изменяется

по _________, бывает _____

и _________ вида.

Взаимопроверка записанного.

Коммуникативные УУД:

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

3. Целеполагание      

Цель: Формулирование темы и определение цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию, организует формулирование учащимися темы и цели урока:

– Ещё раз обратимся к стихотворению-приветствию. Какое слово из выделенных будет лишним? Аргументируйте свой ответ.
– Попробуйте определить время, число, род, лицо, названных глаголов.
– В чём затруднение?
– Как можно назвать такую форму глагола, у которой нельзя определить время, число, лицо, род?

Вот и первое открытие!

– Определим тему урока и запишем в тетрадь.
– Какова будет цель нашей работы?

Слушают учителя, перерабатывают информацию и делают выводы, пытаются разобраться в сложившейся ситуации, формулируют тему урока и записывают её в тетради, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД:

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Коммуникативные УУД:

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока и его цель.

4. “Открытие” учащимися новых знаний.

Формулирование правила (определения)

  Работают с фразеологизмами.

Читают правило и сопоставляют свои выводы с материалом учебника.

Работают по образцу. Упр. 624.

 
Цель: Познакомить с условиями определения глагола в неопределённой форме. Организует деятельность учащихся по работе с материалом для наблюдений (слайд).

Зарубить на носу.
Клевать носом.
Бить баклуши.
Пропустить мимо ушей.

– Дайте лексическое толкование фразеологизмам.
– Докажите, что глаголы стоят в неопределённой форме.
– Сравните свои выводы с материалом учебник на стр. 247.

   
 

Организует самостоятельную исследовательскую работу по учебнику.

– Какое только что сделали "открытие"?

Рассуждение по образцу.
Упр.626.
Самостоятельно анализируют материал, делают выводы.

Формулируют "открытие".
Находят место своему "открытию" в таблице "Мягкий знак после шипящих".

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Работать с ключевым понятием.
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

Уметь извлекать нужную информацию и вносить её в уже имеющуюся базу знаний

Уметь работать с таблицей.

Личностные УУД:

Самоопределение необходимости принятия решения.

 

Физкультминутка:

Учитель называет глаголы, если это глагол неопределённой формы – ученики приседают, если это любой другой глагол – встают.

Ученики слушают учителя и выполняют соответствующие действия.

Глаголы: гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

 

 

5. Развитие умений – применение нового знания. Организует учебно-познавательную деятельность школьников. 1. Выборочное списывание, упр. 627. Работают в парах.  

Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.

Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы.

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в паре, в группе на общий результат.

2. Игра "Кто больше".

Мальчики соревнуются с девочками. На доске записывают глаголы в неопределённой форме, которые используют на уроках технологии. Объясняют трудные орфограммы.

3. Творческое задание, упр. 635. Готовят сообщение о неопределённой форме глагола по предложенному плану.

Объединяются в группы, распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы. По мере необходимости консультируются с учителем.

Познавательные УУД:

1. Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
3. Уметь работать с таблицей.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Работать в паре, в группе, договариваться, приходить к общему решению.
4. Оказывать взаимную помощь, осуществлять взаимоконтроль.

6. Итог урока.

Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

– Какое исследование сегодня провели?
– Каким "открытием пополнили свой кругозор? Сделайте вывод:
– Что важно знать, чтобы не смешивать глагол неопределённой формы с другими формами глагола?
– Какую информацию мы зафиксировали в таблице “Мягкий знак после шипящих”?
Обобщают, делают выводы. Заполняют лист самооценки (по пятибалльной шкале):

1. Степень усвоения новых знаний.
2. Моя активность на уроке.
3. Готовность применять полученные знания на практике.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее задание. Параграф 110, упр. 632. Записывают домашнее задание. Читают и объясняют задание.

Познавательные УУД:

Уметь выбирать решение.

Личностные УУД:

Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.