Тема урока | Неопределённая форма глагола. |
Цели | Познакомить с особенностями глаголов неопределённой формы |
Задачи | Образовательная: формировать умения распознавать
глаголы неопределённой формы по их существенным признакам; Развивающая: развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений; Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. |
Планируемые результаты | Предметные: – формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; – актуализация знаний о глаголе как части речи; – выявление признаков глаголов в неопределённой форме; – развитие умения распознавать глаголы в неопределённой форме и правильно употреблять их в речи; – формировать умения осознавать речь глаголов в речи. Личностные: Метапредметные: |
Формирование УУД |
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимы действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию и интегрирует её в имеющийся
запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Образовательные ресурсы: – используемые информации |
Русский язык. 5 кл.: уч. для ООУ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.) М.: Просвещение, 2010. Таблица: “Мягкий знак после шипящих”. Распечатанные задания (карточки), лист самооценки. |
– используемые интерактивные средства | Компьютер, интерактивная доска. |
Технологии | Технология проблемного диалога, технология оценивания, игровая технология, информационно-коммуникационная | ||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности | Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой. | Готовятся к восприятию информации. | Личностные УУД: Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы. |
Цель: Создать атмосферу доброжелательности. |
– Сегодня мы проведём ещё одно научное исследование и приобретём новые знания. У нас всё получится, ведь вы увлечённые, настойчивые, заинтересованные, любопытные, трудолюбивые. | ||
2. Актуализация знаний и умений. | |||
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”. |
Организует фронтальный опрос учащихся: – Что объединяет выделенные слова? – Вспомним, что мы уже знаем о глаголе, заполнив карточку. |
Ученик читает стихотворение – приветствие
(слайд), голосом выделяя подчёркнутые слова. Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Готовы слушать, Рассуждать и друг другу помогать. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы и заполняют карточку №1. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает ___________. Глагол изменяется по _________, бывает _____ и _________ вида. Взаимопроверка записанного. |
Коммуникативные УУД: 1.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать
закономерности. |
3. Целеполагание | |||
Цель: Формулирование темы и определение цели урока. |
Создаёт проблемную ситуацию, организует
формулирование учащимися темы и цели урока: – Ещё раз обратимся к
стихотворению-приветствию. Какое слово из выделенных будет лишним?
Аргументируйте свой ответ. Вот и первое открытие! – Определим тему урока и запишем в тетрадь. |
Слушают учителя, перерабатывают информацию и делают выводы, пытаются разобраться в сложившейся ситуации, формулируют тему урока и записывают её в тетради, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя. | Познавательные УУД: Организация активной мыслительной деятельности учащихся. Коммуникативные УУД: Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. |
4. “Открытие” учащимися новых знаний. Формулирование правила (определения) |
Работают с фразеологизмами.
Читают правило и сопоставляют свои выводы с материалом учебника. Работают по образцу. Упр. 624. |
||
Цель: Познакомить с условиями определения глагола в неопределённой форме. | Организует деятельность учащихся по работе
с материалом для наблюдений (слайд).
Зарубить на носу. – Дайте лексическое толкование фразеологизмам. |
||
Организует самостоятельную исследовательскую работу по учебнику. – Какое только что сделали "открытие"? |
Рассуждение по образцу. Упр.626. Самостоятельно анализируют материал, делают выводы. Формулируют "открытие". |
Познавательные УУД: 1. Выделять
главное, свёртывать информацию до ключевых слов. Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: Уметь извлекать нужную информацию и вносить её в уже имеющуюся базу знаний Уметь работать с таблицей. Личностные УУД: Самоопределение необходимости принятия решения. |
|
|
Физкультминутка: Учитель называет глаголы, если это глагол неопределённой формы – ученики приседают, если это любой другой глагол – встают. |
Ученики слушают учителя и выполняют соответствующие действия. Глаголы: гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
|
|
5. Развитие умений – применение нового знания. | Организует учебно-познавательную деятельность школьников. | 1. Выборочное списывание, упр. 627. Работают в парах. | |
Цель: Включение нового знания в систему изученного материала. |
Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха, обобщает и резюмирует результаты работы. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в паре, в группе на общий результат. |
2. Игра "Кто больше". Мальчики соревнуются с девочками. На доске записывают глаголы в неопределённой форме, которые используют на уроках технологии. Объясняют трудные орфограммы. 3. Творческое задание, упр. 635. Готовят сообщение о неопределённой форме глагола по предложенному плану. Объединяются в группы, распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы. По мере необходимости консультируются с учителем. |
Познавательные УУД: 1. Уметь
ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. |
6. Итог урока. Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
– Какое исследование сегодня провели? – Каким "открытием пополнили свой кругозор? Сделайте вывод: – Что важно знать, чтобы не смешивать глагол неопределённой формы с другими формами глагола? – Какую информацию мы зафиксировали в таблице “Мягкий знак после шипящих”? |
Обобщают, делают выводы. Заполняют лист
самооценки (по пятибалльной шкале): 1. Степень усвоения новых знаний. |
Регулятивные УУД: 1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности. |
Домашнее задание. | Параграф 110, упр. 632. | Записывают домашнее задание. Читают и объясняют задание. |
Познавательные УУД: Уметь выбирать решение. Личностные УУД: Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности. |