Пояснительная записка
Актуальность: общение со сверстниками
играет очень важную роль в социальном и
интеллектуальном развитии приемного ребенка. С
друзьями ребенок учится взаимному доверию и
уважению, общению на равных. Исследования
показывают, что дети, воспитывающиеся в
учреждениях господдержки, крайне редко
задумываются над тем, что такое семья, что такое
дружба. Это объясняется тем, что в большинстве
ситуаций ребенок вынужден приспосабливаться к
группе в целом, так как его успех зависит от того
примет его группа или нет. Он объективно лишен
возможности выстраивать взаимоотношения с
другими детьми согласно своим предпочтением.
Ребенок, воспитываясь в замещающей семье, в
процессе адаптации к своей новой социальной
роли пересматривает взгляды на мир,
ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с
окружающими. Он получает бесценный опыт
семейного общения и приобретает право
самостоятельно выбирать себе друзей вне семьи.
Однако он по-прежнему испытывает трудности в
выстраивании межличностных отношений, так как не
имеет должного навыка.
К тому же родители не готовы принимать выбор детей, им сложно согласиться с тем, что дети, делая свой выбор, руководствуются исключительно своими представлениями о дружбе и друзьях. Идеал дружбы родителя может существенно отличаться от того, что является важным для ребенка. Зачастую родители навязывают детям свои жизненные принципы и готовые решения, это почти всегда приводит к отстраненности в семейных отношениях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, так как при нарушенных межличностных отношениях процесс осуществление воспитательной функции родителями весьма проблематичен.
Конечно же, это не означает, что взрослые вообще
не должны быть причастны тому, как ребенок
общается и взаимодействует с окружающими. Более
того, поддержка и помощь родителей бывает просто
необходима. При этом взрослые должны помнить о
разделении степени ответственности между ними и
ребенком за результат его инициативности и
активности ребенка. Родительская роль –
направляющая. Взрослые всегда должны оставлять
за ребенком право на собственный выбор, на
собственную позицию, поощрять проявления
инициативности, активности и самостоятельности.
Данный игровой тренинг призван помочь
замещающим родителям расширить представления об
особенностях восприятия приемными детьми
социального окружения, а у детей из замещающих
семей представления о дружбе и о его активной
роли в формировании дружеских отношений с
другими детьми.
Цель тренинга для родителей: формирование у замещающих родителей воспитательных компетенций, направленных на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности приемного ребенка в межличностных отношениях.
Цель тренинга с детьми: формирование у приемного ребенка инициативности, активности и самостоятельности в процессе построения межличностных отношений.
Задачи тренинга для родителей:
- исследовать у взрослых родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
- проанализировать родительские установки в отношении вопросов, связанных с проявлением инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
- сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке инициативности и активности;
- сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке самостоятельности;
- сформировать родительскую компетенцию, направленную на умение взрослого разделять степень ответственности между ним и ребенком за результат проявления ребенком инициативности, активности и самостоятельности;
- развить родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка.
Задачи тренинга с детьми:
- создать положительное эмоциональное настроение у детей;
- сформировать доброжелательное и доверительное отношение детей друг к другу;
- создать условия для межличностного общения и обретения новых знакомств;
- создать ситуации для размышления о роли дружбы в жизни ребенка;
- повысить сплоченность детей;
- развить умение эмоционального сопереживания;
- повысить самооценку детей;
- развить творческий потенциал детей.
Адресат: родители и дети из замещающих семей.
Форма проведения: по отдельности с группой родителей и группой детей того или иного возраста.
Время: 8 академических часов.
Структура тренинга: тренинг состоит из двух встреч психолога с членами замещающей семьи. Первое занятие проводится с родителями, второе – с детьми. Содержание встречи с детьми зависит от их возраста, поэтому нами разработаны занятия для трех возрастных групп: от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.
Для родителей:
«Родитель – не учитель – друг» (Приложение 1).
Для детей:
«Мой друг – хороший!» (от 7 до 10 лет) (Приложение
2).
«Дружба есть равенство» (от 11 до 14 лет).
«Мы так близки, что слов не нужно» (от 15 до 18 лет).
Разделение детей на три возрастные группы –
это не наша прихоть, а закономерная
необходимость. Есть такое понятие – «эволюция
дружбы» (С. Иевлева). Оказывается, что в
том или ином возрасте дети дружат по-разному.
Первые проявления дружеских чувств можно
заметить у детей даже младшего дошкольного
возраста, но настоящей дружбой это назвать
нельзя – стойкой привязанности в этом возрасте
нет. Маленькие дети могут увлеченно играть
вместе каждый день, но с легкостью перенесут
расставание и даже не вспомнят друг о друге, пока
не встретятся вновь.
С возрастом все меняется. Первоклассник скучает
по отсутствующему в школе товарищу и стремится к
общению с ним вне школьных стен. Его дружба носит
предметный характер, она основана на совместной
деятельности. Часто ребенок даже не может
назвать отдельные качества своего друга,
характеризуя его просто: «Он хороший».
В подростковом возрасте ребята могут дружить и
без постоянной совместной деятельности. Их
объединяют общие интересы и взгляды на жизнь.
Есть еще один важный момент. Несмотря на то, что
подросток все еще находится в поиске и его
дружеские привязанности могут меняться
относительно легко, свое право на дружбу с тем
или иным человеком он будет отстаивать, что
называется, до победного конца. Даже если
родители будут против этих отношений.
В юношеском возрасте практически завершается
формирование характера, личностных
особенностей, и среди большого количества
дружеских связей начинают развиваться те,
которые дают молодым людям ощущение абсолютной
гармонии, понимания и чего-то такого, чему даже
трудно подобрать название. У юноши или девушки
появляется потребность делиться своими
впечатлениями и мыслями с другими людьми. И
лучшим другом становится тот, кто может
выслушать и понять.
Список литературы:
- Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
- Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер. 2011. 416 с.
- Иевлева С. Эволюция дружбы // Здоровье школьника. № 11. 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.za-partoi.ru/friends.html (дата обращения: 20.08.2013).
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1997. 240 с.
- Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2008. 87 с.
- Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. 2-е изд. М.: Психотерапия. 2008. 144 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1991. 223 с.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь. 2008. 192 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис. 2006. 541 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. М.: Генезис. 2011. 344 с.
- Хухлаева О.В. Практические сказки. 3-е изд. М.: Генезис. 2011. 176 с.: ил.