Урок по теме Закрепление «Равенство-неравенство» является составной частью раздела «Числа от 1 до 10. Нумерация».
Основными целями и задачами урока в адаптационный период является создание комфортной внутришкольной образовательной среды, при которой возможно создать условия и помощь ребенку в учении, развитии в соответствии с его возможностями и способностями, так как у многих первоклассников ведущей еще остаётся игровая деятельность. На уроке в 1 классе учитель постоянно создает игровые ситуации, во время которых ребята с большим интересом осваивают предмет, им легче справиться с поставленными задачами.
Перед учителем стоят задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки детей;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать математическую речь, интерес к математике;
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Для достижения этих целей учитель использует различные формы и методы работы на уроке.
Включение детей в работу начинается с математической зарядки, позволяющей с помощью рук запомнить и осознать такие понятия как «выше – ниже», «длиннее – короче», «шире – уже» и т.д. Учитель имеет возможность проверить знание пространственных представлений.
Проверить навык сформированности последовательности чисел учитель осуществляет проведя математически диктант, а взаимопроверка учит детей самостоятельно находить ошибки и исправлять их.
Включить и поддерживать интерес к уроку помогает игровое задание «Паровозик». Дети стремятся выполнить быстро и правильно задания, которые дает учитель, и получить право присоединить вагончик к паровозику.
Процесс обучения живым и увлекательным делают пособия лего Спектра и лего Даста, которые учитель использует на уроке. Эти пособия помогают учителю формировать навыки самоконтроля, создавать творческую атмосферу, которая создает внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперед. С помощью бус ребята легко, без особых трудностей усваивают состав чисел, кроме того, передвижение бусин способствует развитию мелкой моторики рук.
Решая примеры на палитре их пособия лего Спектра, развивается внимание и память, формируется умение творчески мыслить, развивается фантазия.
Магнитные цифры позволяют быстро воспроизводить на доске выполненные детьми задания в тетрадях или в кассах цифр.
Во время решения задач, учитель включает изобразительные, аудиовизуальные и текстовые возможности, поэтому у детей нет проблем в выделении всех частей задачи и правильном решении.
Особо хочется отметить заключительный этап урока, когда дети перевернули вагоны, собранного поезда и название прочитать не смогли. Учитель учел такой поворот событий и оставил на этот этап 5 минут, так как пришлось вместе с детьми разбираться, почему такое случилось. Дети живо включились в обсуждение и совместными усилиями исправили положение.
Уже в адаптационный период учитель учит детей оценивать свою деятельность на уроке, позволяя своим детям объяснять свою самооценку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Пожалуйста, садитесь. Посмотрите, все ли готово у
вас к уроку: лего-бусы, сигнальная карточка,
касса-цифр, цифровой ключик, набор Палитра.
Ребята приветствуют учителя, садятся за парты и
проверяют готовность к уроку.
2. Математическая зарядка
Дети выполняют движения под счет от 1 до 10 и обратно, движения «лево», «право», «длиннее», «короче», «шире», «уже», «выше», «ниже».
3. Математический диктант
– число, которое следует за числом 7;
– какое число надо отнять от 6, чтобы получить 5;
– число, предшествующее числу 10
– 3 и 2 какое это число;
– соседи числа 8.
Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проводится коллективная проверка).
4. Игровое задание « Паровозик»
На доске веселый цветной паровозик. В «депо» стоят перепутанные вагончики, на которых записаны примеры. Надо правильно решить примеры и поставить вагоны по порядку. Право поставить вагончик предоставляется ученику, который правильно выполнил одно из заданий. В конце урока, когда поезд будет собран, перевернув вагоны, можно будет прочитать название поезда.
Мы на уроке будем решать задачи, примеры, составлять равенства и неравенства.
5. Работа по формированию умения представлять число в виде суммы двух слагаемых
Учитель: Два ученика заселяют домики под номерами № 9, № 10.
После выполнения задания – проверка с помощью сигнальных карточек.
Если ребята выполнили задание правильно, им
предоставляется право прицепить вагончики (2).
Остальные ребята работают коллективно с
лего-бусами над закреплением знаний состава
чисел 7, 8.
6. Работа по составлению равенств и неравенств
Учитель: Возьмите из кассы цифры 5, 3, 8. Составьте равенства, неравенства (Проверка – на доске с помощью магнитных цифр).
1 ученик выполняет индивидуальную работу на доске с цифрами 6, 3, 9. Проверка – сигнальные карточки. (Если задание выполнено правильно, предоставляется право прицепить один вагончик).
7. Физкультминутка для снятия общего утомления
8. Самостоятельная работа по восстановлению равенств и неравенств
Учебник, страница 24. (Кто первым выполнит правильно задание, получает право прицепить вагончик).
9. Подготовка к решению текстовых задач
Учитель читает задачи и выставляет на наборном полотне картинки. У Лены было … (слоников). Подругам Лена подарила … (слоника).
Учитель: Какой вопрос надо задать? Кто
может повторить условие задачи, вопрос. Кто может
записать краткую запись? Самостоятельно
запишите решение этой задачи в тетради.
В гараже стояло … (машины). Приехало ещё …
(машины).
Учитель: Какой вопрос надо задать? Кто может повторить условие задачи, вопрос. Кто может записать краткую запись? Самостоятельно запишите решение этой задачи в тетради.
(Проверка решения задач осуществляется с помощью магнитных цифр на доске. Дети, правильно записавшие решения задач на доске, получают право прицепить вагончик).
10. Физкультминутка для снятия утомления глаз
11. Развивающе-воспитательная работа
Учитель: Ребята, мы с вами собрали поезд из вагончиков, на которых записаны примеры. Если вы правильно их решили и правильно расставили, то перевернув вагоны, мы сможем прочитать название нашего поезда.
(Если вагоны перепутаны, то идет работа по исправлению ошибок).
Читаем название поезда «У Л Ы Б К А».
– Почему поезд назвали «Улыбка» ? (Паровозик
улыбается).
– Приятно ехать в таком поезде? Почему?
– Почему надо друг другу улыбаться?
– Мы можем с вами прокатиться на этом поезде?
Почему? (С устным счетом справились? Задания на
«равенство», «неравенство» выполнили? Задачи
решили? Физкультминутки провели?)
12. Самооценка деятельности каждого ребенка на уроке
Достаньте свои конверты с солнышками и оцените
свою работу на уроке (в зависимости от того, каких
солнышек дети подняли больше, выставляется общая
оценка работы класса).
Дети, которые поставили себе оценку ниже, чем все,
по просьбе учителя объясняют, почему они так себя
оценили.
13. Тихая перемена
Палитра-лего. Занимательные задания на развитие логики.