Форма урока: комбинированный урок.
Цели:
- Обучающие:
- показать отличие частиц от знаменательных частей речи;
- показать отличие частиц от других служебных частей речи.
- Развивающие: увидеть функцию и роль частиц в русском языке.
- Воспитательные: воспитывать внимательное русскому языку, к его морфологическому и грамматическому строю.
Задачи учебного занятия:
- изучить новый материал по теме, организуя фронтальную работу в классе; повысить мотивацию к изучению данной темы;
- научить структурировать материал темы в виде схемы;
- на практике закрепить полученную информацию;
- рассмотреть разнообразие роли частиц в русском языке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы, применение ИКТ);
Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint, толковый словарь, раздаточный материал (карточки).
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
||
Организационный момент | Приветствие. Мотивирует учащихся на изучение новой темы. Вместе с учащимися определяет цели и тему урока. | . | |||
Актуализация имеющихся знаний | Слово учителя. На доске написан эпиграф:
– Ребята, обратите внимание на слова , подчёркнутые в эпиграфе. Среди них найдите частицы и назовите их. А сейчас я попрошу вас сформулировать тему нашего урока и определить целеполагание. |
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, называют частицы, вместе с учителем формулируют тему урок. | УУД: личностные, коммуникативные. | ||
Повторение изученного материала | Мы вспоминаем весь материал изученный
по теме частица. Повторим теоретические знания.
Презентация «В МИРЕ ЧАСТИЦ» (Приложение
1). – Что такое частица? – На какие разряды делятся частицы?
– Как, по-вашему, какую роль в
предложении играют эти слова?
– Какой смысл здесь несут частицы? |
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, анализируют предложенные примеры, переносят их в тетрадь. | |||
Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения задач | – Давайте разберемся, почему они так называются. Обратимся к толковому словарю. Выясним, что значит «модальность, модальный». Как мы еще можем назвать такие частицы, придумайте близкое вам название. Запишите его в скобках, как собственный синоним научного. | Работают со словарем, придумывают «собственные» синонимы | Познавательные. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные, регулятивные. |
||
Орфографическая работа. Не играл бы, не умолкая ни на минуту, скажи-ка, неряшливый, никого, ни у кого, некто, нераскрашенный рисунок, не раскрашенный учеником рисунок, не раскрашен. |
1 ученик работает у доски | ||||
Синтаксический разбор предложения. Рисунок, не раскрашенный учеником, лежал в альбоме. |
1 ученик работает у доски | ||||
Работа с текстом (комплексный анализ
текста) (раздаточный материал с текстами находятся у учащихся – Приложение 2). Рассказ учителя о авторе (С. Михалков). Разъяснение учителем трудных слов и словосочетаний, используемых автором в данном тексте: «примитивности чувств», «игнорирующего мир книг», «путеводной звездой», «отрочество». |
Групповая работа | Регулятивные: следовать при выполнении
заданий инструкциям учителя и алгоритмам. Познавательные: Выделять существенную информацию из читаемых текстов. Коммутативные: формировать собственное мнение и позиции; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании. |
|||
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. | Работа с карточками. Умение различать самостоятельные и служебные части речи. |
3 ученика работают у доски | |||
Работа с учебником Стр. 188, упражнение № 410 |
Весь класс | ||||
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся. | Заменить следующие предложения или
словосочетания фразеологизмом с частицей «ни» и
записать их в тетрадь. – встала очень рано (ни свет, ни заря); – сделать что-то некстати (ни к селу, ни к городу); – так говорят о человеке, который сильно испуган (ни жив ни мертв) – никаких известий, сведений о человеке (ни слуху, ни духу) |
Весь класс | |||
Анализ языкового материала. Работа с презентацией. | – А теперь давайте посмотрим, какие
значения несут следующие две частицы.
– Зачем нужны в предложении эти частицы? Вместе с учащимися делает вывод, что эти частицы несут отрицание. Это отрицательные частицы. |
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, анализируют предложенные примеры, переносят их в тетрадь. | |||
Обобщение и систематизация полученных знаний в ходе беседы и при просмотре презентации | Вопросы для обобщения материала: – Какие разряды частиц мы с вами только что изучили? (Формообразующие, модальные, отрицательные). – Какие функции выполняют частицы? (Мы с вами только что выяснили, что частицы выполняют 3 функции: служат для образования формы глаголов, выражают в предложении различные значения, несут отрицание). |
Участвуют в обобщении, отвечают на вопросы. | |||
Анализ языкового материала. Работа с презентацией. | Раздает карточки каждой группе. Вопросы
для обсуждения: Давайте посмотрим, какие
значения могут нести модальные частицы?
Обратите свое внимание на карточки, там
написаны следующие предложения:
|
Работают в группах. Выясняют значения. Записывают значения модальных частиц, смотрят презентацию | |||
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Определение домашнего задания, оценка работы на уроке. | Организует обобщение и рефлексию в
конце урока Вопросы для обобщения: – Итак, кто сможет обобщить и проговорить, что
нового мы сегодня узнали? Рефлективные вопросы:
|
Отвечают на вопросы. | Регулятивные: прогнозировать результат
и уровень усвоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способа и условий действия Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге. Аргументировать свою точку зрения |
||
Домашняя работа | Написать небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу слова автора о том, что «хорошее, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы». |