Открытый урок по русскому языку на тему "Частицы". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Форма урока: комбинированный урок.

Цели:

  • Обучающие:
    • показать отличие частиц от знаменательных частей речи;
    • показать отличие частиц от других служебных частей речи.
  • Развивающие: увидеть функцию и роль частиц в русском языке.
  • Воспитательные: воспитывать внимательное русскому языку, к его морфологическому и грамматическому строю.

Задачи учебного занятия:

  • изучить новый материал по теме, организуя  фронтальную работу в классе; повысить мотивацию к  изучению данной темы;
  • научить  структурировать материал темы     в виде схемы;
  • на практике закрепить полученную информацию;
  • рассмотреть разнообразие роли частиц в  русском языке.                                                                                                                                                                                                                                               

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор.

Применяемые методы, педтехнологии: интерактивные методы обучения (диалог, обсуждения, беседы, применение ИКТ);

Дидактические материалы: мультимедийная презентация, созданная в программе PowerPoint,  толковый словарь, раздаточный материал (карточки).

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

Организационный момент Приветствие. Мотивирует учащихся на изучение  новой темы. Вместе с учащимися определяет цели и тему урока.  
 Актуализация  имеющихся знаний Слово учителя.

На доске написан эпиграф:

«Ох, лето красное!
Любил бы я тебя,    
Когда б не зной, да пыль,
да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).

– Ребята, обратите внимание на слова , подчёркнутые в эпиграфе. Среди них найдите частицы и назовите их. А сейчас я попрошу вас сформулировать тему нашего урока и определить целеполагание.

 Участвуют в  обсуждении, отвечают на вопросы, называют частицы, вместе с учителем формулируют тему урок. УУД: личностные, коммуникативные.
Повторение изученного материала Мы вспоминаем весь материал изученный по теме частица. Повторим теоретические знания. Презентация «В МИРЕ ЧАСТИЦ» (Приложение 1).
– Что такое частица?
– На какие разряды делятся частицы?
Формообразующие

Бы, б (условное наклонение)
Да, давай, давайте.
Пусть, пускай (повелительное наклонение)

Модальные (смысловые)

1. Вопрос (ли, разве, неужели),
2. Восклицание (что за, как)
3.Сомнение (вряд ли)
и др.

 – Как, по-вашему, какую роль в предложении играют эти слова?
(доп.   вопрос к первому предложению: Есть ли в нем побудительный смысл? Повеление?). Назовите в предложении сказуемые и укажите, в каком наклонении они стоят. Вместе с учащимися делает вывод о том, что с помощью частиц были образованы повелительное и сослагательное наклонения.
Таким образом, какова первая функция частиц?
Ответ: образование наклонений глагола
Такие частицы называются  формообразующими.
Обращает внимание на доску. Теперь давайте посмотрим на эти два предложения:

  1. Неужели  вы этого не видите?
  2. Вряд ли тебе это удастся.

– Какой смысл здесь несут частицы?
Вместе с учащимися делает вывод, что здесь они выражают различные значения. Такие частицы называются модальными. 

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, анализируют предложенные примеры, переносят их в тетрадь.  
Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения задач – Давайте разберемся, почему они так называются. Обратимся к толковому словарю. Выясним, что значит «модальность, модальный». Как  мы еще можем назвать такие частицы, придумайте близкое вам название. Запишите  его в скобках, как собственный  синоним научного. Работают со словарем,  придумывают «собственные» синонимы Познавательные.
Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные, регулятивные.
  Орфографическая работа.

Не играл бы, не умолкая ни на минуту, скажи-ка, неряшливый, никого, ни у кого, некто, нераскрашенный рисунок, не раскрашенный учеником рисунок, не раскрашен.

1 ученик работает у доски  
  Синтаксический разбор предложения.

Рисунок, не раскрашенный учеником, лежал в альбоме.

1 ученик работает у доски  
  Работа с текстом (комплексный анализ текста)
(раздаточный материал с текстами находятся у учащихся Приложение 2).

Рассказ учителя о авторе (С. Михалков).

Разъяснение учителем трудных слов и словосочетаний, используемых автором в данном тексте: «примитивности чувств», «игнорирующего мир книг», «путеводной звездой», «отрочество».

Групповая работа Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам.
Познавательные: Выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Коммутативные: формировать собственное мнение и позиции; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. Работа с карточками.
Умение различать самостоятельные и служебные части речи.
3 ученика работают у доски  
Работа с учебником
Стр. 188, упражнение № 410
Весь класс  
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся. Заменить следующие предложения или словосочетания фразеологизмом с частицей «ни» и записать их в тетрадь.
– встала очень рано (ни свет, ни заря);
– сделать что-то некстати (ни к селу, ни к городу);
– так говорят о человеке, который сильно испуган (ни жив ни мертв)
– никаких известий, сведений о человеке (ни слуху, ни духу)
Весь класс  
Анализ языкового материала. Работа с презентацией. – А теперь давайте посмотрим,  какие значения несут следующие две частицы.
  1. Он не пришел домой.
  2. Нет ни покоя, ни сна.

– Зачем нужны в предложении эти частицы?

Вместе с учащимися делает вывод, что эти частицы несут отрицание. Это отрицательные частицы.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, смотрят презентацию, анализируют предложенные примеры, переносят их в тетрадь.  
Обобщение и систематизация полученных знаний в ходе беседы и при просмотре презентации Вопросы для обобщения материала:
– Какие разряды частиц мы с вами только что изучили? (Формообразующие, модальные, отрицательные).
– Какие функции выполняют частицы? (Мы с вами только что выяснили, что частицы выполняют 3 функции: служат для образования формы глаголов, выражают в предложении различные значения, несут отрицание).
Участвуют в обобщении, отвечают на вопросы.  
Анализ языкового материала.  Работа с презентацией. Раздает карточки каждой группе. Вопросы для обсуждения: Давайте посмотрим, какие значения могут нести модальные частицы? Обратите  свое внимание на карточки, там написаны следующие предложения:
  1. Даже не думай об этом.
  2. Что за чудо! Как прекрасно!
  3. Именно  это и следовало сделать.
  4. Лишь Света не опоздала на встречу.
  5. Вот, что я хотел сказать.
Работают в группах. Выясняют значения. Записывают значения модальных частиц, смотрят презентацию  
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Определение домашнего задания, оценка работы на уроке. Организует обобщение и рефлексию в  конце урока

Вопросы для обобщения:

– Итак, кто сможет обобщить и проговорить, что нового мы сегодня узнали?
– Что же такое частица?
– Для  чего она нужна?
– Какие значения она может нести?
– Какова ее роль в предложении?
– Что способствует частице в выполнении этой функции?

Рефлективные вопросы:

  • Самым важным мне показалось…
  • Мне понравилось делать…
  • Мне не понравилось…
  • Непонятным кажется…
  • Интересным показалось…
Отвечают на вопросы. Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения способов действия.
Познавательные:  осуществлять рефлексию способа и условий действия
Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге. Аргументировать свою точку зрения
Домашняя работа Написать небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу слова автора о том, что «хорошее, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».