Цель и задачи урока:
- Для получения целостного представления о мусульманской культуре в современном обществе.
- Знакомство обучающихся с основами исламской культуры.
- Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), компьютер для воспроизведения диска с материалами.
Тип урока: изучение нового материала.
Модуль “Основы исламской культуры”
Ислам – в арабском языке означает “предание себя Богу”.
Основа ислама - вера в одного, единственного Бога — Аллаха, милостивого и милосердного.
Сходство с иудаизмом и христианством:
- Единобожие (монотеизм)
- Религии Откровения, выраженного в Священной Книге, через которую Бог говорит с людьми.
Ислам как мировая религия
Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)
Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.
В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.
В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия
Пророк Мухаммад и возникновение ислама
Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.
Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой рода хашим, занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.
По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).
- Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.
- 622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.
В центре содержания первых проповедей Мухаммада – идея строгого единобожия (таухид):
Существует только единственный Бог — Аллах;
Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;
Аллах милостив и милосерден;
Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.
Деятельность Мухаммада в Медине:
- соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)
- правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы;
- первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;
- новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.
- 630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:
- освобождение святилища Кааба от языческих идолов;
- утверждение статуса Каабы как святыни ислама;
- установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)
- 632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.
Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами”.
В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.
Коран – Священное Писание мусульман
- Коран (в переводе с араб. - “чтение”)— священная книга мусульман и главнейший источник вероучения
- В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.
- Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.
- В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями
- В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии — вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)
- Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.
- Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.
- Суры состоят из аятов (стихов)
- Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким
Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:
Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!
Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские
Темы сур мекканского периода:
Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,
- осуждение многобожия язычников;
- тема единого Бога (таухид)
- рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)
- предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков
Темы сур мединского периода:
- предписания по культу и ритуалу,
- установления по уголовным, военным и семейным делам,
- регламентация социальной жизни мусульманской общины.
Сунна – Священное Предание мусульман
- Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.
- Сунна слагается из хадисов. Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры
Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)
Вера в единого и единственного Бога.
Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.
Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.
Вера в ангелов.
Ангелы — это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.
Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.
Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха)
Джинны (добрые и злые)
Вера в Писания.
В Коране перечислены пять истинных Писаний:
- свитки, ниспосланные Аврааму,
- Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),
- Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);
- Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),
- Коран, ниспосланный Мухаммаду.
(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).
Вера в Божьих пророков и посланников.
Пророки и посланники —особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков
9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:
- Нух (Ной),
- Ибрахим (Авраам),
- Якуб (Иаков),
- Юсуф (Иосиф),
- Аппуб (Иов),
- Муса (Моисей),
- Дауд (Давид),
- Иса (Иисус),
- Мухаммад
Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .
Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.
Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.
“Пять столпов ислама”
Свидетельство веры (шахада).
Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха”)
Молитва (намаз).
- Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.
- Обязательно ритуальное омовение.
- Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).
- Женщины молятся отдельно от мужчин.
Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным
Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).
Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):
- Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;
- Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо
- Желательно предаваться благочестивым размышлениям
- Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.
Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.
Джихад
В исламе существует представление о двух видах джихада.
Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).
Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.
Шариат
Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат — мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.
Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.
Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.
Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).
Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен
Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия.
Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:
1) обязательные действия;
2) рекомендуемые дела, которые одобряются шариатом;
3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);
4) неодобряемые, недостойные действия;
5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.
Судебные дела в исламе делятся на две категории:
Преступления против Бога, за которые не может быть прощения:
- вероотступничество;
- богохульство;
- прелюбодейство;
- лжесвидетельство;
- обман и мошенничество при торговле;
- воровство;
- ростовщичество;
- винопитие;
- азартные игры
Преступления против потерпевшего и его семьи (начинаются по жалобе потерпевшего или его родственников; допускают прощение и отказ от судебного преследования)
Семья в исламе
- Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин в принципе имеет право жениться на “людях Писания” (христианке, иудейке).
- Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет брать в жены до четырех женщин. Многоженство понимается как гарантия защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.
- После брака мужчина обязан обеспечить жену всем необходимым для жизни.
- Жена обязана повиноваться мужу и выполнять его законные требования
- Если муж не в состоянии обеспечить жену, и она должна зарабатывать самостоятельно, то она может не повиноваться мужу;
- Будущей супруге выделяется личное имущество (махр), которым она может пользоваться по своему усмотрению, а при разводе – оставить себе.
- Женщина не должна видеть посторонних людей без разрешения мужа;
- Развод допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения семьи, не привели к положительному результату. Расторгнуть брак может как мужчина, так и женщина.
- Семья в исламе рассматривается как основная ячейка общества.
- Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). За внебрачные связи предусмотрено суровое наказание, так как они считаются важнейшим источником разложения личности и общества.
- Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов.
- При разводе дети остаются с матерью, отец обязан их обеспечивать (мальчиков – до 7-8 лет; девочек – до выхода замуж).
Требования к одежде женщин в исламе
- Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты.
- Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей.
- Одежда не должна быть облегающей.
- Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской.
- Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).
- Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.
Священные сооружения в исламе
Мечеть (от араб. масджид — место, где совершают земные поклоны) — это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.
Мечеть никак особым образом не освящается,
Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.
Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.
Классическое устройство мечети включает в себя:
- собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);
- двор, где должен находиться фонтан для омовения;
- один или несколько минаретов.
Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб — ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.
В пятничной мечети есть также минбар — кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба.
Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.
В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.
Три мечети считаются в исламе главными святынями:
- мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке,
- мечеть Пророка в Медине,
- мечеть аль-Акса в Иерусалиме.
Основные направления в исламе
На сегодняшний день в исламе существует два основных направления — суннизм и шиизм.
Шиизма придерживаются чуть более 10% мусульман. Они составляют большинство населения в Иране (94%), а также в Ираке, Азербайджане и Бахрейне. В качестве меньшинств шииты проживают в большинстве мусульманских стран.
Раскол в исламе был непосредственно связан с попытками решения вопроса о власти в мусульманской общине после смерти Мухаммеда. Избрание халифом одного из его сподвижников, Абу Бакра, было признано законным большинством мусульман. Однако уже при третьем халифе Османе сложилась группа недовольных, требовавших передать власть Али, который был родственником Пророка и женат на его дочери. Эта группа, известная как “партия Али” (по-араб. “партия” — шиа, отсюда название “шииты”), положила начало шиитскому направлению.
Шииты считали, что верховная власть в мусульманской общине принадлежит только “семье Пророка”, причем наследуется она исключительно в роду Али. В силу этого имам (так у мусульман-шиитов именуется их верховный глава) не может избираться общиной. Его власть предопределена божественным установлением и передается от отца к сыну. Шииты считают, что имамы — единственные законные преемники Мухаммада; им он передал через Али знание сокровенных сторон религии, и они непогрешимы. Эта доктрина составляет сердцевину шиизма.
Сунниты придерживаются следующих принципиальных положений:
- Признание верности и ценности того, что изложено в Священном Предании;
- Признание решающей роли мусульманской общины в решении важных религиозных и общественных проблем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);
- Признание законности власти четырех “праведных халифов”;
- Неприятие идеи о посредничестве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);
- Непризнание особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.
Мусульманские праздники
Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника:
великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан-байрам. Курбан-байрам отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку.
Малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам. Ураза-байрам посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня. В шариате указывается только один, официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни.
Кроме главных праздников имеются и другие. Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда) мусульмане стали отмечать спустя несколько веков после возникновения ислама. Праздник мирадж (вознесение пророка Мухаммеда на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха.
Ислам в России
Численность мусульман в России: по разным оценкам от 8-9 млн. до 12-18 млн. (5-12%)
Регионы компактного расселения мусульман:
Северный Кавказ: Чечня Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Адыгея |
Поволжье: Татария Башкирия |
Крупнейшие мусульманские этносы в России (http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm)
Характерные черты “поволжского” ислама:
- Низкая степень политизации
- Терпимость к инаковерующим
- Признание светского права как независимого источника закона
Ощутимо влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19 - нач. 20 вв. выступало за соединение ислама со светским образованием, развитие национальной культуры, равноправие женщин, частичное восприятие либеральных ценностей).