Методическая разработка урока. Тема: "Восхождение в царство света". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Ключевые слова: оптические явления, свет, источники света, законы распространения света, отражение, преломление, зеркало, линза.

Цель урока: в занимательной форме закрепить и систематизировать пройденный материал по теме «Оптические явления»;

Задачи:

  • создать условия для систематизации знаний учащихся по вопросам: свет, оптическое излучение, отражение и преломление света, законы отражения и преломления, дисперсия, спектр, линза, оптическая сила линзы, формула тонкой линзы, посторенние изображений в линзах;
  • проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях;
  • развить умение объяснять окружающие явления;
  • научить анализировать ситуацию;
  • совершенствовать навыки проведения физического эксперимента, работы со справочными материалами и таблицами, текстом, решения логических и расчетных задач, грамотно осуществлять перевод единиц измерения в СИ.

(При возможности данное занятие можно разбить на 2 урока – повторение и обобщение изученного материала, решение задач и непосредственно контрольная работа. Важен высокий темп опроса)

Оборудование: несколько комплектов – источник тока, ключ, соединительные провода, набор линз, зеркал, призм, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Форма проведения: урок-соревнование между группами.

Оформление доски

  • Маршрут восхождения через 5 вершин. (Приложение 1)
  • Таблица 1 для записи результатов групп, совершающих подъем (Приложение 2)
  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Подготовка к уроку

Класс делится на 4 группы, в каждой выбран командир. Группы получают задание, читают дополнительную литературу.
Проводить урок помогают старшеклассники – кураторы, которые выдают «таланты» (модели молекул) своей команде, следят за подсчетом баллов.

План урока

  1. Вводная часть – 5 мин.
  2. Восхождение – 30 мин.
  3. Подведение итогов (рефлексия) – 5 мин.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Звучит музыка Дебюсси «Лунный свет».

Ученик. В опере «Иоланта» есть слова:

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем – источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю природу и созданье
Мы лишь в свете познаем.

Учитель.Свет – слово короткое, но очень емкое. В нем заключено много физики. выдающиеся мыслители и ученые занимались изучением света, пытались открыть его тайны.
Сейчас мы отправимся в путешествие к «Царству Света». А чтобы путешествие было успешным, необходимо владеть знаниями. Чем больше у команды знаний, тем удачнее будет прохождение маршрута в «Царство Света»
В поход идут 4 команды путешественников. Прошу команды представиться, назвать фамилии командиров, число участников.
Названия команд: «Романтики», «Искатели», «Творцы», «Мечтатели».
Путешественники будут прокладывать путь от одной вершины к другой. Путь труден, поэтому нужны привалы, где команды будут отдыхать и умственно работать. А наградой за знания им будут «таланты». Каждая команда будет накапливать их в ходе путешествия. На последней вершине команду – победительницу ждет сундук с сокровищами. Заработанные командой «таланты» командир каждой поделит между своими членами и пересчитает в баллы и оценки.

Стоимость: 1 «талант» – 1 балл; 5 «талантов» – 5 баллов и «5» – в журнал.

Мы –на старте. Перед походом поиграем. Это будет своеобразная разминка.

I. Игра «Веришь – не веришь»

Прослушав утверждение, произнесенное ведущим, каждый член команды по очереди поднимает правую руку, если он с утверждением согласен (это знак «да», «верно»), и левую, если не согласен («неверно»). Руку менять нельзя. В игре можно заработать 8 «талантов».

Верите ли вы, что:

  • Свет проходит расстояние от Солнца до Земли примерно за 8 мин. (Да).
  • Луна излучает видимый свет. (Нет).
  • Свет в прозрачной среде распространяется прямолинейно. (Да).
  • Угол падения луча больше угла отражения. (Нет).
  • При переходе из одной среды в другую луч не меняет своего направления распространения. (Нет и да).
  • Лунные и солнечные затмения доказывают прямолинейность распространения света. (Да)
  • Плоское зеркало дает мнимое изображение. (Да).
  • Шероховатая поверхность не отражает свет. (Нет).

Учитель. Подведем итоги. Командиры, запишите результаты своей команды в таблицу на доске.

II. Восхождение

Первая вершина, куда мы направляемся, называется «Свет и тень». Чтобы добраться до нее, требуются не только знания, но и умения.

Ученик 1. Cо словом «тень» связано много таинственного. В старину считалось страшным предзнаменованием потерять свою тень. В сказке Андерсена «Тень» говорится о том, как тень одного ученого ушла от него и превратилась в человека. Кто не читал, советую прочитать.

Вопрос: «Какие явления природы связаны с прямолинейным распространением света и образованием тени?» За каждый верный ответ вручается 1 «талант».

Ученик 2. В древности жрецы использовали знания о наступлении затмений, для того чтобы держать людей в повиновении. Об этом говорит жрец – Хранитель высших тайн Атлантиды из произведения Беляева «Последний человек Атлантиды»: «Зная заранее о затмении Солнца, мы говорим, что гнев богов закроет солнечный свет и лишь по нашей молитве вернет его людям. И при помощи этого мы заставляли самого царя повиноваться нашей воле».

Ученик 3. Угадайте, о каком затмении идет речь у английского писателя Хатгарда в произведении «Копи царя Соломона»: «Тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к Земле, стал еще больше. Луна приобрела медный оттенок. Кольцо тени все больше и больше закрывало Луну – оно теперь уже заволокло больше половины ее кроваво-красного диска». О каком затмении идет речь?

Ученик 4. А теперь – фрагмент из произведения писателя В.Г.Короленко «На затмении»: «День начинает заметно бледнеть. Лица людей принимают странный оттенок. Тени человеческих фигур лежат на Земле, бледные, неясные. Однако пока остается тонкий серповидный ободок Солнца, все еще царит впечатление сильно побледневшего дня. Но вот эта искра исчезла. Круглое темное враждебное тело, точно паук, впилось в яркое Солнце». Какое затмение здесь описано?

(Пояснение – За каждый верный ответ вручается 1 «талант».)

Ученик 5. Конкурс «Тень на плетень»

Командам приготовиться к экспериментам.

Оборудование: экран, диапроектор, разные фигурки (шар, диск, цилиндр, звездочка и т.д.)

Командиры вытягивают билеты с заданиями.

Билет №1. Показать на опыте и объяснить, как образуется тень.
Билет №2. Продемонстрировать и объяснить, от чего зависит размер тени.
Билет №3. Показать на опыте и сделать вывод: соответствует ли форма тени форме предмета (преграды).
Билет №4. Показать образование полутени.
(Пояснение – За каждый верный ответ и демонстрацию опыта команда получает3 «таланта».)

Учитель.Итак, мы поднялись на первую вершину. Подняться нам помогло знание закона, который читается так: «В однородной среде свет распространяется прямолинейно».

Теперь – первый привал и небольшой отдых. Нас ждет конкурс «Театр теней»
Каждая группа по очереди показывает номер. За каждое изображение – 1 «талант».
Командиры подсчитывают количество полученных «талантов» и записывают их в таблицу на доске.

Командиры, внимание!!! Прослушайте, «Как Хаджа Насреддин тащил из колодца месяц» и определите название следующей вершины, на которую мы должны подняться:
«Однажды поздно вечером Хаджа при свете Луны поднимал ведро из колодца и увидел, что в колодец упал месяц. Чтобы вытащить месяц, он привязал к веревке крюк и спустился вниз. Случайно крючок зацепился за камень и когда Хаджа сильно потянул веревку, крючок оборвался, а Хаджа упал на спину. Он взглянул вверх и увидел, что месяц на небе.
– Ну, слава богу, – сказал он. – Помучился я немало, зато месяц теперь вернулся на свое место»,
С каким явлением столкнулся Хаджа? (Отвечают ученики)

Учитель.Итак, следующая вершина – «Отражение». Чтобы на нее попасть, нужно ответить на вопрос или выполнить задание, но сначала выстрелить в мишень, имеющую разноцветные «полосы»: зеленую, синюю, желтую, красную. (Приложение 3)

В соответствии с результатами стрельбы команда получает вопросы и задания в конверте такого же цвета; их «стоимость» разная:

  • ответ на вопрос из зеленого конверта стоит 1 «талант»,
  • из синего – 2 «таланта»,
  • из желтого – 3 «таланта»,
  • из красного – 4 «таланта».

Стрелок может сразу отвечать, может посоветоваться с командой.

Вопросы на зеленых карточках

  1. Какой угол называется углом падения?
  2. Что такое «угол отражения»?
  3. Дайте определение закона отражения.
  4. Что называется отражением света?

Вопросы и задания на синих карточках

  1. Зная положение падающего и отраженного лучей, начертите положение плоского зеркала.
  2. Начертите ход падающего луча, если отраженный луч перпендикулярен зеркалу.
  3. При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют угол 600?
  4. Начертите изображение прямоугольного треугольника в зеркале.

Вопросы и задания на желтых карточках

  1. Что произойдет с углом отражения, если угол падения увеличить на 100?
  2. Человек идет к зеркалу со скоростью 2 м/с. С какой скоростью он приближается к своему изображению?
  3. При каком угле падения падающий и отраженный лучи составляют угол 450?
  4. Постройте изображение диска в плоском зеркале.

Вопросы и задания на красных карточках

  1. Нарисуйте треугольник и поставьте зеркало так, чтобы в зеркале из треугольника получился многоугольник.
  2. Как расположить 2 зеркала, чтобы падающий луч «повернуть» в обратную сторону? Сделайте чертеж.
  3. Начертите ход лучей в перископе. Сколько в приборе зеркал?

Учитель. На вопросы ответы получены. Мы – на второй вершине. Привал.
Издавна зеркало использовали для передачи сигналов: ведь отражение света от обычного карманного зеркала можно увидеть на расстоянии до 30 км. В Америке спасательные средства кораблей всегда были снабжены зеркалами. В Европе тоже.

Теперь, на втором привале, поиграем в «Оптический футбол»

Организация игры

  1. По жребию устанавливаем очередность игры: «Романтики» – «Искатели». «Творцы» – «Мечтатели» и т.д.
  2. 4 человека из 2 – х команд встают у краев стола и «передают» луч с помощью зеркала, стараясь попасть световым пятном в ворота, нарисованные на доске.
  3. Игра идет 20 секунд.
  4. За каждый «гол» полагается 1 «талант».

Учитель (продолжает). Посмотрите опыт с палочкой, опущенной в стакан с водой. Какое явление мы наблюдаем? (Дожидается ответа: «Преломление».) Верно. Так и называется следующая вершина для восхождения.

Вершина «Преломление»

Все команды получают похожие задания: начертить ход луча при его переходе из одной среды в другую. Для каждой команды даны свои перечни сред (Приложение 4); Команде «Романтики» – столбик 1, команде «Искатели» – 2 и т.д.

Таблица 2. Перечень сред для команд

Члены команд по «цепочке» выходят друг за другом к доске и чертят ход луча при переходе из одной среды в другую. Получаются 4 своеобразных эстафеты.
Стоимость каждого правильного построения – 1 «талант».

Пока ребята работают, командиры участвуют в конкурсе «Ромашка»

Выходящий вперед срывает лепесток у большого демонстрационного цветка и отвечает на вопросы, записанные с обратной стороны этого лепестка. Например:

  • Всегда ли угол падения меньше угла преломления?
  • Какая среда называется оптически более плотной?
  • Что происходит со скоростью света при переходе луча из одной среды в другую?
  • Может ли луч света одновременно и отражаться, и преломляться? Когда это наблюдается?

Учитель. Вершина «Преломления» взята. У нас привал, и снова – театр, теперь театр «Пантомимы».

Командиры вытягивают по жребию карточку с заданием. Номер карточки означает порядок выступления команды.

Задание. Показать с помощью пантомимы:

  • (запись на карточке №1) отражение светового луча;
  • (запись на карточке №2) преломление света;
  • (запись на карточке №3) изображение в плоском зеркале;
  • (запись на карточке №4) изображение в выпуклом зеркале.

Оценка работ: 3 «таланта» – за выступление (показ), 1 «талант» – за отгадку изображенного.

(Командиры записывают результаты своей команды в таблицу 1; выясняется команда, идущая впереди).

Учитель. Мы – у подножия последней вершины. Чтобы на нее подняться, нужно поучаствовать в конкурсе «Свет мой, зеркальце, скажи!» К нему команды готовились дома.

Каждая команда в течение 3 мин. рассказывает о применении зеркал в одной из областей жизни:

1) в медицине;
2) на автотранспорте;
3) в морском флоте;
4) в быту.

Максимальная «стоимость» одного рассказа – 5 «талантов»
По окончании конкурса раздается крик: «Ура! Мы на вершине! Мы – в Царстве Света!»

III. Подведение итогов

1. Командиры докладывают о результатах. Команде – победительнице вручают сундучок с конфетами, внутри группы распределяют «таланты» и выставляют оценки.

2. Рефлексия. Члены групп говорят о своих впечатлениях, отмечая, что привело их к победе или что помешало победить. Называют, что было интересно, высказывают свои пожелания.
«Мое настроение после урока» (Приложение 5)

3. Самоанализ учащихся (лист самоанализа заранее выдается учащимся)

Выберите из каждой предложенной пары состояний – состояние, которое наиболее полно соответствует вашему состоянию после проведенного урока:

  • Чувствую вдохновение (2 балла) – чувствую подавленность (0 баллов)
  • Интересно (2 балла) – не интересно (0 баллов)
  • Появилась уверенность в своих силах (2 балла) – неуверен (0 баллов)
  • Не устал (2 балла) – устал (0 баллов)
  • Старался (2 балла) – не старался, безразлично (0 баллов)
  • Доволен собой (2 балла) – недоволен (0 баллов)
  • Научился решать задачи (2 балла) – не научился решать задачи (0 баллов)
  • Утвердился в своих знаниях (2 балла) – ничего не знаю по данной теме (0 баллов)
  • Не раздражен уроком (0 баллов) – раздражен работой на уроке и самим уроком (0 баллов)

Очень важно!!! При подведении итогов (самоанализе) – высказать свое личное мнение об уроке, своей работе на нем и работе одноклассников, достижениях и возникших новых или оставшихся прежних проблемах.
Кураторы команд обобщают свои данные по каждому члену команды, выставляют оценки и знакомят с результатами. Учитель параллельно контролирует данный процесс.

4. Заключительное слово учителя:

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Так сказал древний китайский философ Конфуций. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!

Комментарии.

Занятие привлекает тем, что на нем ученики все время заняты разной работой:

  • они критически оценивают произносимые утверждения,
  • узнают в литературном фрагменте описание физического явления,
  • делают по своему замыслу опыт и объясняют его,
  • отвечают на вопросы разной сложности,
  • участвуют в театрализованных миниатюрах на физические темы,
  • представляют свой рассказ об объекте.

Данная форма урока – эстафета восхождения команд на Пик Знаний – для ребят всегда привлекательна.

Учащиеся представляют свои материалы – презентации по теме урока, подготовленные в рамках работы Лаборатории физического проектирования Школьного научного общества учащихся «Perpetuum mobile». (Приложение 6)

Дидактическое обеспечение и список литературы: (Приложение 7)