«Среди основных задач стоящих в настоящее время пред каждым педагогом, нет другой более важной и более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной систематической учебной работе».
/ФГОС/
Стремление России активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у учащихся следующих основных компетенций:
– базовые компетенции (чтение, письмо, слушание
и говорение)
– мыслидеятельностные компетенции
(причинно-следственное мышление, принятие
решений, критическое мышление)
– личностные компетенции (ответственность,
самооценка, коммуникативность, нравственность).
В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход.
Цель технологии системно-деятельностного
подхода – развитие личности. В основе технологии
деятельностного подхода лежит участие ребенка в
учебном процессе в качестве субъекта учения.
Основной принцип технологии
системно-деятельностного подхода состоит в том,
что знания не преподносятся в готовом виде, а
учащиеся получают информацию, самостоятельно
участвуя в исследовательской деятельности.
Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование технологий системно-деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении нового материала, игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала.
Овладение языком как средством общения происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач.
Основное назначение английского языка – это умение общаться на нём, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми – это и есть коммуникативная компетенция.
Я работаю в группах с учащимися среднего уровня: часть из них не говорят по-английски вообще, кроме отдельных монологических тем, требуемых программой; другие не способны на диалогическое общение; и лишь у некоторых сформирована устная разговорная речь.
Таким образом, ведущей идеей моего опыта является реализация технологии системно-деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов, которые помогут обеспечить высокий уровень мотивации учащихся.
В связи с этим цель моей педагогической деятельности – разработка и внедрение методического обеспечения условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать приёмы работы по повышению мотивации учащихся,
- стимулировать потребность в иноязычном общении,
- воспитывать у учащихся культуру общения.
Технология системно-деятельностного метода позволяет мне планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
На своих уроках, при объяснении нового материала, я использую ИКТ. Это позволяет учащимся лучше усваивать грамматические структуры, лексические единицы. Происходит непосредственное общение учитель – ученик, это ставит учащегося в центр процесса обучения, и способствует личному участию каждого ученика.
Также системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые работы.
Из всей совокупности дидактических форм и приёмов свой деятельности я остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных формах групповой работы.
Одним из эффективных методов системно-деятельностного подхода – метод проектов, который позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению английского языка.
Это достигается при помощи переноса центра
обучения с преподавателя на учащегося, создания
условий для сотрудничества и взаимодействия
между учащимися, что является мотивирующим
фактором. Выполнение проектных заданий
позволяет учащимся видеть практическую пользу
от изучения иностранного языка, следствием чего
является повышение интереса к этому предмету.
В курсе иностранного языка метод проектов может
использоваться в рамках программного материала
практически по любой теме, поскольку отбор
тематики проводится с учетом практической
значимости для учащихся (человек и его
окружение). Главное – это сформировать проблему,
над которой учащиеся будут трудиться в процессе
работы.
Например, урок-путешествие, хорошо отражает технологию системно-деятельностного процесса.
Необходимо помнить, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (нахождение, подбора и обработки информации). Нужно отметить, что правильно организованная на уроке, коллективная учебная деятельность в группе (слабый – сильный ученик), способствует личному участию каждого ученика, ставит его в центре процесса обучения и развивает способности осуществлять общение на иностранном языке.
Вся работа над созданием проекта делится на несколько видов:
- первый вид – планирование совместной работы, распределение обязанностей, обсуждение заданий и ожидаемого результата,
- второй вид – выполнение работы,
- третий вид – это обсуждение на уроке того, что подготовлено, внесение исправлений, уточнений,
- четвертый вид – учащиеся демонстрируют результат своего коллективного творчества, комментируют его.
При этом во внимание принимается успешность
решения речевой задачи, наличие или отсутствие
ошибок, оригинальность идеи и качество
подготовленных материалов.
При подготовке проекта учащимся требуется
владение большим объемом разнообразных
предметных знаний, необходимых и достаточных для
решения данной проблемы. Кроме того, вести поиск
нужной информации на английском языке,
анализировать информацию, делать обобщения,
выводы, работать с разнообразным
страноведческим материалом.
Вторым приёмом является ролевая игра.
Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт.
Задачи любой ролевой игры научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.
Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке спонтанной речи, тем не менее, учащихся необходимо заранее готовить. При этом я учитываю следующие принципы:
– от простого к сложному,
– от контролируемых упражнений до ситуации
общения, приближенной к реальности,
– принцип тематического отбора.
Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу: Presentation ––> Practice ––> Production.
Как правило, я прибегаю к ролевым играм в самом конце изучения темы, для оттачивания приобретенных знаний. В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические, орфографические задания и пройдены.
Группе учащихся даётся определённая ситуация, они распределяют роли и готовят примерную беседу.
Например: Work in groups of two or three. Think of some role plays in an airport or on a plane. Choose a place and some characters. You can be travelers from different countries, pilots, customs officers…!
В заключение, хочу сказать, что реализация системно-деятельностного метода обучения повышает эффективность образования.
Проверяя результативность этой технологии, ежегодно провожу мониторинг: тестирование на уровень владения разговорной речью учащимися. Тестирование проводится по следующим критериям:
– владение грамматическим материалом,
– владение лексическим материалом,
– логика построения монолога/ диалога,
– общая культура речи,
– создание психологической комфортности для
собеседника (в диалоге).
Данные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать иностранный язык в реальном информационном пространстве.