Технология реализации системно-деятельностного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Разделы: Иностранные языки


«Среди основных задач стоящих в настоящее время пред каждым педагогом, нет другой более важной и более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной систематической учебной  работе».

/ФГОС/

Стремление России активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияло на расширение функции иностранного языка как предмета и привело к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у учащихся следующих основных компетенций:

– базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)
– мыслидеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)
– личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).

В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход.

Цель технологии системно-деятельностного подхода – развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения.
Основной принцип технологии системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде,  а учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности.

Задача учителя при введении или отработке  материала состоит не в том, чтобы все  доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование технологий системно-деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: проектные формы деятельности, создание слайдов и использование ИКТ при объяснении нового материала, игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала.

Овладение языком как средством общения происходит эффективнее в активном поиске, в решении проблемных познавательных задач.

Основное назначение английского языка – это умение общаться на нём, устанавливать и поддерживать  необходимые  контакты с другими людьми – это и есть коммуникативная компетенция.

Я работаю в группах с учащимися среднего уровня:  часть  из них не говорят по-английски вообще, кроме отдельных монологических тем, требуемых программой;  другие не способны на диалогическое общение; и лишь у некоторых сформирована устная разговорная речь.

Таким образом, ведущей идеей моего опыта является реализация технологии системно-деятельностного подхода и соответствующих методов и приёмов, которые помогут обеспечить высокий уровень мотивации учащихся. 

В связи с этим цель моей педагогической деятельности – разработка и внедрение методического обеспечения условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Для реализации данной цели  необходимо решить следующие задачи:

  • разработать приёмы работы по повышению мотивации учащихся,
  • стимулировать потребность в иноязычном общении,
  • воспитывать у учащихся культуру общения.

Технология  системно-деятельностного метода позволяет мне планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

На своих уроках, при объяснении нового материала, я использую ИКТ. Это позволяет учащимся лучше усваивать грамматические структуры, лексические единицы. Происходит непосредственное общение учитель – ученик, это ставит учащегося в центр процесса обучения, и способствует личному участию каждого ученика.

Также системно-деятельностный  подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые работы.

Из всей совокупности дидактических форм и приёмов свой деятельности я остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее эффективных формах групповой работы.

Одним из эффективных методов  системно-деятельностного подхода – метод проектов, который позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению английского языка.

Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

Например, урок-путешествие, хорошо отражает технологию системно-деятельностного процесса.

Необходимо помнить, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (нахождение, подбора и обработки информации).  Нужно отметить, что правильно организованная на уроке, коллективная учебная деятельность в группе (слабый – сильный ученик), способствует личному участию каждого ученика, ставит его в центре процесса обучения и развивает способности осуществлять общение на иностранном языке.

Вся работа над созданием проекта делится на несколько видов:

  • первый вид – планирование совместной работы, распределение обязанностей, обсуждение заданий и ожидаемого результата,
  • второй вид –  выполнение работы,
  • третий вид – это обсуждение на уроке того, что подготовлено, внесение исправлений, уточнений,
  • четвертый вид – учащиеся демонстрируют результат своего  коллективного творчества, комментируют его.

При этом во внимание принимается успешность решения речевой задачи, наличие или отсутствие ошибок, оригинальность идеи и качество подготовленных материалов.
При подготовке проекта учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, вести поиск нужной информации на английском языке, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, работать с разнообразным страноведческим материалом.
Вторым приёмом является ролевая игра.

Именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор я делаю на личность учащихся, на их жизненный опыт.

Задачи любой ролевой игры научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.

Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке спонтанной речи, тем не менее, учащихся необходимо заранее готовить. При этом я учитываю следующие принципы:

– от простого к сложному,
– от контролируемых упражнений до ситуации общения, приближенной к реальности,
– принцип тематического отбора.

Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу: Presentation ––> Practice ––> Production.

Как правило, я прибегаю к ролевым играм в самом конце изучения темы, для оттачивания приобретенных знаний. В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические, орфографические задания и пройдены.

Группе учащихся даётся определённая ситуация, они распределяют роли и готовят примерную беседу.

Например: Work in groups of two or three. Think of some role plays in an airport or on a plane. Choose a place and some characters. You can be travelers from different countries, pilots, customs officers…!

В заключение, хочу сказать, что реализация системно-деятельностного метода обучения повышает эффективность образования.

Проверяя результативность этой технологии, ежегодно провожу мониторинг: тестирование на уровень владения разговорной речью учащимися. Тестирование проводится по следующим критериям:

– владение грамматическим материалом,
– владение лексическим материалом,
– логика построения монолога/ диалога,
– общая культура речи, 
– создание психологической комфортности для собеседника (в диалоге).

Данные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать иностранный язык в реальном информационном пространстве.