Урок русского языка по теме "Три типа склонения имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду. Расширить знания учащихся по истории Олимпийских игр. Развивать внимание и память школьников, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни.

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: карточки с цифрами, карточка – эталон, компьютер, мультимедийный экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы правильно писать.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА (Презентация. Слайд 1). Мы все знаем, что зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут у нас в России в городе Сочи. В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ тоже решили провести свою зимнюю олимпиаду, а помогать существительным в этом будете вы. Давайте вспомним, а какие виды спорта относят к зимним? (Фигурное катание, санный спорт, хоккей, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт и т.д.) В конце урока вас ждут награды, как на олимпиаде (за каждый правильный ответ или выполненное задание будете получать жетон, а кто наберет их много, тот будет награжден медалями).

- Но, наша главная цель на сегодняшний урок, узнать об имени существительном новое.

II. Минутка чистописания (слайд 2) – фигурное катание. Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату, “ Классная работа”. Начнем с самого красивого вида спорта – фигурного катания. Вам надо красиво “проехать” по странице вашей тетради. Дети пишут в тетради буквы – Оо – и соединение – ол–, затем слово – ОЛИМПИАДА – (учитель, проходит между парт, кладет жетоны тем учащимся, у которых минутка чистописания написана каллиграфически правильно).

Немного из истории: Олимпиада – это международное спортивное соревнование, впервые ее провели в Греции. Проводилась она один раз в четыре года и была посвящена богу Зевсу. На время олимпиады прекращались все войны, в играх имели право участвовать только мужчины, звали их “олимпиониками”. Длились игры 5 дней. Долгое время олимпийские игры не проводились, и только в конце 19 века (1896 г.) французский спортивный деятель Пьер де Кубертен убедил возродить олимпийские игры, он их и возглавил.

III. Орфографическая минутка (слайд 3) – хоккей. Игра заключается в том, чтобы правильно вставить букву и объяснить на какое правило пропущена буква. Жетоны получают индивидуально и только за правильно вставленную букву, если вставили букву неправильно, то “забивается гол” и жетон не дается. (Дети записывают данные слова в тетрадь, подчеркивая нужную орфограмму).

тра - ка в - ршина
В - юга радос - ное
м - рщинки зу - ки
с - ехал дерев - я

- С одним из слов составьте предложение, разберите его по членам.

IV. Изучение нового материала (слайд 4) – лыжная гонка. Ребята, прежде чем приступить к соревнованию “лыжные гонки”, вы должны будете помочь существительным. Ваша помощь должна состоять в следующем: разбить данные существительные на 3 группы. Для начала прочитайте предложение. Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- В каком падеже стоят существительные ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ? (В дательном).

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

Это трудное заданье,

Проявите-ка старанье,

Вы особенность ищите,

Ничего не проглядите.

- Итак, прочитайте слова и найдите в них общее.

КОНЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ, МОРЕ, ДЯДЯ, СТОЛ.

(Все слова – имена существительные единственного числа).

- Давайте разделим имена существительные на три группы, ориентируясь на указания. (Слайд 7)

- Назовите существительные женского рода с окончаниями – а, - я. (Вода, земля).

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями – а, - я. (Юра, дядя).

Сущ. ж.р. Сущ. м.р.
ВОДА ЮРА
ЗЕМЛЯ ДЯДЯ

- Назовите оставшиеся имена существительные мужского рода. (Стол, конь).

Назовите окончания.

- Назовите существительные среднего рода и назовите их окончания. (Окно, море). (Слайд 8)

Сущ. м.р. Сущ. ср.р.
СТОЛ ОКНО
КОНЬ МОРЕ

- Определите род, назовите окончание у оставшихся имён существительных. (Степь, дочь). (Слайд 9)

Сущ. ж.р.

СТЕПЬ

ДОЧЬ

- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию).

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Имена существительные бывают первого, второго и третьего склонения. (Слайд 10)

  1 склонение 2 склонение 3 склонение
М.р. -а, - я ?  
Ж.р. -а, - я   ь
Ср.р.   - о, - е  

– Молодцы, ребята, что помогли существительным, но не просто помогли, а узнали о них новое.

- Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению и к 3-му?

Вывод: к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

V. Продолжение (лыжная гонка).

Работа по учебнику.

Чтение вывода с. 88.

- Правильно мы с вами сделали вывод?

Упр. 166 с. 88. Напишите существительные в три столбика – по склонениям. Самопроверка по эталону.

1 скл.  2 скл.  3 скл.
Зима  лето   осень
весна час   ночь
минута  год   тетрадь
птица  день   сирень
река карандаш  новость
яблоня снегирь  опасность
пустыня  дрозд   площадь
пустыня  дрозд   площадь
улица озеро  
сеялка дерево  
  железо  
  поле  

Кто сделал всё верно, получают жетоны.

– Кто ошибся? Почему?

Чтение памятки с. 89.

- Как определить склонение у имени существительного в именительном падеже единственного числа? (Узнать род, выделить окончание: по роду и окончанию определить склонение).

VI. Физкультминутка. (Слайд 11)

- Я вам буду называть слова, если это существительное 1 склонения, все хлопают, если 2-го – наклон вперёд, руками достать носочки, а если третьего склонения – подпрыгнуть.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

VII. Зарядка для глаз.

VIII. Закрепление – биатлон (слайд 12) (раздаются сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3). Если ученик правильно определит склонение существительного, изображенного на картинке, то считается “попал” и ему выдается жетон, если называет не правильно – “мимо”.

Картинки: (слайды 13–23) тарелка, арбуз, дерево, книга, утка, помидор, мышь, полотенце, лев, платье, ель.

IX. Проверочная работа 1.(перфокарты). И в заключении – санный спорт (слайд 24). Нужно постараться “проехать” трассу быстро и “не перевернуться”. Дети должны поставить крестик возле того склонения, которое имеет данное слово.

  1 2 3
суббота      
аллея      
билет      
радость      
яблоко      
уголь      
честь      
судно      
словарь      
медаль      

2. (Карточки). Найди лишнее слово в каждой строке и подчеркни его. Устно, объяснить, почему оно лишнее.

Небо, солнце, радуга, облако.

Кукла, ручка, папа, тетрадь.

Стол, карта, мел, стакан.

X. Итог урока:

- Урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились.

- Легко ли вы справились с заданием? Где вы испытывали трудности?

- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (Существительное УЛИЦА – 1 скл., существительное ПЛОЩАДЬ – 3 скл.)

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонения имён существительных? (Чтобы правильно писать окончания существительных).

- Как определить склонение имён существительных в единственном числе в именительном падеже?

- Что было особенно интересным?

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности.

- Вот и завершилась ОЛИМПИАДА в стране существительных, вы все были хорошими помощниками и сейчас давайте подведем ее итоги и выясним, кто все–таки заслужил “олимпийские медали”. Подсчитываются жетоны и по их количеству детям вручаются медали. (Слайд 25)

- Спасибо за работу! (Слайд 26)