Цели: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду. Расширить знания учащихся по истории Олимпийских игр. Развивать внимание и память школьников, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни.
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: карточки с цифрами, карточка – эталон, компьютер, мультимедийный экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы правильно писать.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА (Презентация. Слайд 1). Мы все знаем, что зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут у нас в России в городе Сочи. В стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ тоже решили провести свою зимнюю олимпиаду, а помогать существительным в этом будете вы. Давайте вспомним, а какие виды спорта относят к зимним? (Фигурное катание, санный спорт, хоккей, лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт и т.д.) В конце урока вас ждут награды, как на олимпиаде (за каждый правильный ответ или выполненное задание будете получать жетон, а кто наберет их много, тот будет награжден медалями).
- Но, наша главная цель на сегодняшний урок, узнать об имени существительном новое.
II. Минутка чистописания (слайд 2) – фигурное катание. Откройте тетради запишите сегодняшнюю дату, “ Классная работа”. Начнем с самого красивого вида спорта – фигурного катания. Вам надо красиво “проехать” по странице вашей тетради. Дети пишут в тетради буквы – Оо – и соединение – ол–, затем слово – ОЛИМПИАДА – (учитель, проходит между парт, кладет жетоны тем учащимся, у которых минутка чистописания написана каллиграфически правильно).
Немного из истории: Олимпиада – это международное спортивное соревнование, впервые ее провели в Греции. Проводилась она один раз в четыре года и была посвящена богу Зевсу. На время олимпиады прекращались все войны, в играх имели право участвовать только мужчины, звали их “олимпиониками”. Длились игры 5 дней. Долгое время олимпийские игры не проводились, и только в конце 19 века (1896 г.) французский спортивный деятель Пьер де Кубертен убедил возродить олимпийские игры, он их и возглавил.
III. Орфографическая минутка (слайд 3) – хоккей. Игра заключается в том, чтобы правильно вставить букву и объяснить на какое правило пропущена буква. Жетоны получают индивидуально и только за правильно вставленную букву, если вставили букву неправильно, то “забивается гол” и жетон не дается. (Дети записывают данные слова в тетрадь, подчеркивая нужную орфограмму).
тра - ка | в - ршина |
В - юга | радос - ное |
м - рщинки | зу - ки |
с - ехал | дерев - я |
- С одним из слов составьте предложение, разберите его по членам.
IV. Изучение нового материала (слайд 4) – лыжная гонка. Ребята, прежде чем приступить к соревнованию “лыжные гонки”, вы должны будете помочь существительным. Ваша помощь должна состоять в следующем: разбить данные существительные на 3 группы. Для начала прочитайте предложение. Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
- В каком падеже стоят существительные ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ? (В дательном).
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
Это трудное заданье,
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
- Итак, прочитайте слова и найдите в них общее.
КОНЬ, ВОДА, ЮРА, ЗЕМЛЯ, ДОЧЬ, МОРЕ, ДЯДЯ, СТОЛ.
(Все слова – имена существительные единственного числа).
- Давайте разделим имена существительные на три группы, ориентируясь на указания. (Слайд 7)
- Назовите существительные женского рода с окончаниями – а, - я. (Вода, земля).
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями – а, - я. (Юра, дядя).
Сущ. ж.р. | Сущ. м.р. |
ВОДА | ЮРА |
ЗЕМЛЯ | ДЯДЯ |
- Назовите оставшиеся имена существительные мужского рода. (Стол, конь).
Назовите окончания.
- Назовите существительные среднего рода и назовите их окончания. (Окно, море). (Слайд 8)
Сущ. м.р. | Сущ. ср.р. |
СТОЛ | ОКНО |
КОНЬ | МОРЕ |
- Определите род, назовите окончание у оставшихся имён существительных. (Степь, дочь). (Слайд 9)
Сущ. ж.р.
СТЕПЬ
ДОЧЬ
- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию).
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Имена существительные бывают первого, второго и третьего склонения. (Слайд 10)
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
М.р. | -а, - я | ? | |
Ж.р. | -а, - я | ь | |
Ср.р. | - о, - е |
– Молодцы, ребята, что помогли существительным, но не просто помогли, а узнали о них новое.
- Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му склонению и к 3-му?
Вывод: к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
V. Продолжение (лыжная гонка).
Работа по учебнику.
Чтение вывода с. 88.
- Правильно мы с вами сделали вывод?
Упр. 166 с. 88. Напишите существительные в три столбика – по склонениям. Самопроверка по эталону.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Зима | лето | осень |
весна | час | ночь |
минута | год | тетрадь |
птица | день | сирень |
река | карандаш | новость |
яблоня | снегирь | опасность |
пустыня | дрозд | площадь |
пустыня | дрозд | площадь |
улица | озеро | |
сеялка | дерево | |
железо | ||
поле |
Кто сделал всё верно, получают жетоны.
– Кто ошибся? Почему?
Чтение памятки с. 89.
- Как определить склонение у имени существительного в именительном падеже единственного числа? (Узнать род, выделить окончание: по роду и окончанию определить склонение).
VI. Физкультминутка. (Слайд 11)
- Я вам буду называть слова, если это существительное 1 склонения, все хлопают, если 2-го – наклон вперёд, руками достать носочки, а если третьего склонения – подпрыгнуть.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
VII. Зарядка для глаз.
VIII. Закрепление – биатлон (слайд 12) (раздаются сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3). Если ученик правильно определит склонение существительного, изображенного на картинке, то считается “попал” и ему выдается жетон, если называет не правильно – “мимо”.
Картинки: (слайды 13–23) тарелка, арбуз, дерево, книга, утка, помидор, мышь, полотенце, лев, платье, ель.
IX. Проверочная работа 1.(перфокарты). И в заключении – санный спорт (слайд 24). Нужно постараться “проехать” трассу быстро и “не перевернуться”. Дети должны поставить крестик возле того склонения, которое имеет данное слово.
1 | 2 | 3 | |
суббота | |||
аллея | |||
билет | |||
радость | |||
яблоко | |||
уголь | |||
честь | |||
судно | |||
словарь | |||
медаль |
2. (Карточки). Найди лишнее слово в каждой строке и подчеркни его. Устно, объяснить, почему оно лишнее.
Небо, солнце, радуга, облако.
Кукла, ручка, папа, тетрадь.
Стол, карта, мел, стакан.
X. Итог урока:
- Урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились.
- Легко ли вы справились с заданием? Где вы испытывали трудности?
- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (Существительное УЛИЦА – 1 скл., существительное ПЛОЩАДЬ – 3 скл.)
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонения имён существительных? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
- Как определить склонение имён существительных в единственном числе в именительном падеже?
- Что было особенно интересным?
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности.
- Вот и завершилась ОЛИМПИАДА в стране существительных, вы все были хорошими помощниками и сейчас давайте подведем ее итоги и выясним, кто все–таки заслужил “олимпийские медали”. Подсчитываются жетоны и по их количеству детям вручаются медали. (Слайд 25)
- Спасибо за работу! (Слайд 26)