Воспитание современного поколения детей

Разделы: Работа с родителями


Меняются времена, а вместе с ними изменяются и ценности в воспитании подрастающего поколения. Дети сегодня – это не те дети, которых мы видели десять лет назад. Работники сферы образования привыкли к одним стандартам, но им необходимо учитывать влияние окружающего социума на детей. Что бы понять подрастающее поколение, необходимо изменять собственные представления и убеждения, согласно новым подходам в педагогике. Многие привыкли «вешать» на детей различные ярлыки, так проще. А задумывались вы хоть раз, что этих детей везде встречают по «приклеенным» когда – то ярлыкам. Что же делать? А давайте просто посмотрим на наших воспитанников с другой стороны, не используя старые клише и убеждения.
Старые убеждения:

  • Дети просто хотят переключить свое внимание на себя.
  • Они всегда упрямые и капризные.
  • Они избалованы родителями.
  • Они законченные эгоисты.
  • Они взбалмошны и несобранны.   
  • Они – копия родителей.
  • У них плохие гены .

Благодаря таким убеждениям получается следующая схема:

Плохое поведение ребенка

Плохой ребенок

Я плохой родитель

Тотальный и деспотичный контроль над детьми.

Но все эти рассуждения приводят к самоуспокоению родителей и хроническому стрессу для детей. Мы думаем, что дисциплинируем их, а на самом деле – расшатываем хрупкую детскую психику.

Как же справиться с педагогической задачей и правильно воспитывать наше подрастающее поколение?
Давайте сменим наши убеждения и попробуем посмотреть на поведение детей по-другому.  Научитесь признавать их чувства и эмоции. Ведь поведение детей – это прямое сообщение нам, взрослым, из глубин детской души. Попробуем их понять, используя новые убеждения:

  • Дети хотят принадлежать семье.
  • Дети хотят быть любимыми.
  • Они хотят чувствовать защищенность.
  • Они хотят быть значимой фигурой в семье и обществе.
  •  Они хотят чувствовать, что у них есть дом .
  •  Они хотят изучать мир.

Благодаря им строится следующая схема:

Плохое поведение ребенка

Ребенок разочарован, подавлен, протестует

Я должен найти пути помощи ребенку и его основные потребности

Влияние взрослого на поведение основывается на любви и уважении его и себя

Во многих семьях рождаются по два и более ребенка. Как не потерять контакт с ними и какие подводные камни грозят этим детям во взрослом периоде?

Единственный ребенок

Самое слабое место – взаимоотношение со сверстниками. Для профилактировния замкнутости и развития коммуникабельности необходимо ходить с ним в гости, приглашать гостей к себе домой, проводить вечеринки в компании друзей, приглашать гувернеров и нянечек, давать возможность посещать учебные группы с   другими детьми. Так же необходимо говорить о его достижениях, как о победе, так как единственные дети пытаются сравнить себя с родителями, а потом всю жизнь пытаются кого – копировать и догонять, игнорируя собственные достижения.

Первый ребенок

Терпеть не может нравоучений, ему кажется, что на него все время давят и им манипулирует. Общение с первенцами во взрослом возрасте ярко показывает сценарий развития их детских взаимоотношений с родителями. Этих детей нужно научиться просить что – либо сделать, а не давить на них. Лучший контакт с этими детьми достигается при обращении к ним, находясь глаза в глаза на одном уровне. Негативно воспринимают обращение сверху вниз, так как в детском возрасте родители оказывали психологическое давление находясь именно на этом уровне, согласно своему росту. Этих детей нужно учить получать радость от участия в процессе деятельности, поощрять к участию, но не к стремлению к победе. Им нужно позволять ошибаться, доводить до них, что на ошибках учатся и что ошибка – это не трагедия. Научите детей с любовью принимать свои ошибки. Ведь в семье они и так старшие дети. Для средних и младших они – эталон. Эти дети очень болезненно переживают свои ошибки, а взрослые часто упрекают их в подаче плохого примера для младших членов семьи.

Второй ребенок

Необходимо поощрять его уникальность. Всегда избегайте сравнения с первенцем, ведь они разные и не могут одинаково хорошо делать одно и тоже действие. Нужно научиться не вмешиваться в конфликтные ситуации, возникающие у него со старшим ребенком, если обстоятельства мирного решения спора очевидны.

Средние дети

Чаще всего именно ему уделяется меньше всего внимания в семьях. Необходимо выделить время только для ребенка. Обязательно спрашивать личное мнение , подчеркивать уникальность личности. Дать обязанности по дому и позволять лидировать. Позволять быть правым.

Младшие дети

Учить независимости. Не спасать от конфликтных ситуаций. Не считать во всем «ребенком». Обязательно поощрять доверие к себе. Позволять быть лидером.  

Мы должны помочь ребенку не чувствовать себя одиноким и беспомощным. Необходимо уважать чувства ребенка и учиться чему-то у него. Дети должны понимать, что они значимая фигура в нашей жизни. Необходимо относиться к детям с уважением и признавать их как личность. И хотя бы 15  минут в день пообщайтесь с ними неформально: глаза ребенка и ваши на одном уровне, а не с верху вниз, прикосновение к руке во время разговора, иметь с ребенком какой-то общий интерес.

Чаще используйте демократические методы: стучаться, спрашивать «не против», не наблюдать за процессом, спрашивать «можно посмотреть», не разговаривать искаженным тоном. Подбадривайте детей. Будьте твердыми, но любящими. 

Самое главное – научиться замечать наших детей, а не отмахиваться от них, подменяя общение с собой телевизором и компьютером.

Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей

Наши дети очень хорошо считывают наше настроение. Их чувствительный аппарат «Души» – «индикатор чувств» работает безошибочно. Ведь недаром говорят, что ребенка обмануть очень сложно. Родители жалуются на поведение своих детей, а сами не могут понять, что малыши «сканируют» их настроение и используют его для собственных манипуляций при достижении своих целей. Чаще всего, дети демонстрируют «не то» поведение в случае подавленности или эмоциональной нехватки тепла и внимания. Давайте рассмотрим несколько видов ошибочных целей поведения и разберем возможности переориентации поведения наших детей.

1. Каждый ребенок нуждается во внимании взрослого, но не всегда он его получает в достаточном количестве. А мера потребности внимания у каждого ребенка индивидуальна. Если малыш понимает, что родители недостаточно обращают на него внимания, то начинает действовать по – своему. Его мотивация проста :  если родители мной занимаются, значит любят. А для этого необходимо все внимание оттянуть на себя.

Какие же действия предпринимает ребенок:

  • Мешает, надоедает
  • Может выставлять напоказ или быть «шутом» в школе
  • Может быть ленивым
  • Может действовать слишком активно
  • Заставляет родителей уделять ему внимание
  • Думает : Я любим только, если окружающие обращают на меня внимание
  • Может ныть
  • Может пустить в ход свое обаяние, чрезмерную угодливость
  • Может демонстрировать чрезмерную обидчивость
  • Демонстрация плохой учебы

Стандартная реакция родителей:

  • Часто повторяют одно и то же нравоучение
  • Пускается в уговоры
  •  Допускает раздражение
  • Впадает в замешательство
  • Думает, что ребенок отнимает много времени
  • Ребенок ему надоедает

Реально продуктивное действие:

  • Не заглядывать в глаза
  • Ничего не говорите
  • Без слов дайте ему почувствовать вашу любовь
  • Сразу начните действовать

Дополнительная инструкция: Остановиться и подождать, пока ребенок успокоиться. Затем поблагодарите его за это. Воспользуйтесь заранее принятым жестом (условным сигналом). Научите ребенка просить внимание приемлемыми способами.

2. Во взаимоотношениях с детьми можно столкнуться с такой проблемой, как борьба за власть. В данном случае ребенок преследует цель стать хозяином положения, чтобы ник кто не мог им распоряжаться.

Какие же действия предпринимает ребенок:

  • Может быть упрямым.
  • Спорит
  • Во всем старается выиграть
  • Часто допускает вранье
  • Не слушается
  • Делает все наоборот
  • Отказ от любого дела

 Стандартная реакция родителей:

  • Думает, что проиграл
  • Чувствует провокацию
  • Злится
  • Считает, что должен подчинить ребенка

Реально продуктивное действие:

  • Сделайте так, чтоб малыш всегда чувствовал себя сильным
  • Научите ребенка говорить «нет»
  • Давать право выбора
  • Используйте переговоры
  • Предупреждайте заранее
  • Узаконьте то, что нельзя изменить   

3. Во взаимоотношениях с детьми можно столкнуться с таким проявлением характера как месть. Она рождается, когда ребенок подавлен. Он хочет привить вам собственную боль, которую вы  ему принесли словом или делом.

Какие же действия предпринимает ребенок:

  • Воровство
  • Злость
  • Обижает братьев наших меньших
  • Разрушает
  • Врет
  • Подставляет других
  • Хочет казаться хуже, чем есть

 Стандартная реакция родителей:

  • Злится
  • Сведение счетов
  • Наказание
  • Отчуждение от ребенка
  • Игнорирование ребенка

Реально продуктивное действие:

  • Не вымещать свою обиду
  • Не наказывать
  • Не опускаться до оскорблений
  • Научить ребенка говорить о своих переживаниях
  • Вспомните то, что вы любите в ребенке
  • Узнайте причину обиды

4. Также вы можете столкнуться с еще одним проявлением – уклонением. Малыш демонстрирует напускную неполноценность.

Какие же действия предпринимает ребенок:

  • Всем своим видом говорит: «Оставьте меня в покое»
  • Беспомощен
  • Сдается
  • Не воспринимает требования
  • «Наполеоновские» планы

Стандартная реакция родителей:

  • Пытается найти подход
  • Нужно упрашивать
  • Жалость
  • Хочет спасти ребенка
  • Делают за малыша все сами

Реально продуктивное действие:

  • Отнестись к ребенку по – дружески
  • Вместе обсудите его страхи
  • Подбадривайте, но не спасайте
  • Научите ребенка прислушиваться к позитивным мыслям
  • Отмечайте его малейшие успехи