Меняются времена, а вместе с ними изменяются и
ценности в воспитании подрастающего поколения.
Дети сегодня – это не те дети, которых мы видели
десять лет назад. Работники сферы образования
привыкли к одним стандартам, но им необходимо
учитывать влияние окружающего социума на детей.
Что бы понять подрастающее поколение, необходимо
изменять собственные представления и убеждения,
согласно новым подходам в педагогике. Многие
привыкли «вешать» на детей различные ярлыки, так
проще. А задумывались вы хоть раз, что этих детей
везде встречают по «приклеенным» когда – то
ярлыкам. Что же делать? А давайте просто
посмотрим на наших воспитанников с другой
стороны, не используя старые клише и убеждения.
Старые убеждения:
- Дети просто хотят переключить свое внимание на себя.
- Они всегда упрямые и капризные.
- Они избалованы родителями.
- Они законченные эгоисты.
- Они взбалмошны и несобранны.
- Они – копия родителей.
- У них плохие гены .
Благодаря таким убеждениям получается следующая схема:
Плохое поведение ребенка
Плохой ребенок
Я плохой родитель
Тотальный и деспотичный контроль над детьми.
Но все эти рассуждения приводят к самоуспокоению родителей и хроническому стрессу для детей. Мы думаем, что дисциплинируем их, а на самом деле – расшатываем хрупкую детскую психику.
Как же справиться с педагогической задачей и
правильно воспитывать наше подрастающее
поколение?
Давайте сменим наши убеждения и попробуем
посмотреть на поведение детей по-другому.
Научитесь признавать их чувства и эмоции. Ведь
поведение детей – это прямое сообщение нам,
взрослым, из глубин детской души. Попробуем их
понять, используя новые убеждения:
- Дети хотят принадлежать семье.
- Дети хотят быть любимыми.
- Они хотят чувствовать защищенность.
- Они хотят быть значимой фигурой в семье и обществе.
- Они хотят чувствовать, что у них есть дом .
- Они хотят изучать мир.
Благодаря им строится следующая схема:
Плохое поведение ребенка
Ребенок разочарован, подавлен, протестует
Я должен найти пути помощи ребенку и его основные потребности
Влияние взрослого на поведение основывается на любви и уважении его и себя
Во многих семьях рождаются по два и более ребенка. Как не потерять контакт с ними и какие подводные камни грозят этим детям во взрослом периоде?
Единственный ребенок
Самое слабое место – взаимоотношение со сверстниками. Для профилактировния замкнутости и развития коммуникабельности необходимо ходить с ним в гости, приглашать гостей к себе домой, проводить вечеринки в компании друзей, приглашать гувернеров и нянечек, давать возможность посещать учебные группы с другими детьми. Так же необходимо говорить о его достижениях, как о победе, так как единственные дети пытаются сравнить себя с родителями, а потом всю жизнь пытаются кого – копировать и догонять, игнорируя собственные достижения.
Первый ребенок
Терпеть не может нравоучений, ему кажется, что на него все время давят и им манипулирует. Общение с первенцами во взрослом возрасте ярко показывает сценарий развития их детских взаимоотношений с родителями. Этих детей нужно научиться просить что – либо сделать, а не давить на них. Лучший контакт с этими детьми достигается при обращении к ним, находясь глаза в глаза на одном уровне. Негативно воспринимают обращение сверху вниз, так как в детском возрасте родители оказывали психологическое давление находясь именно на этом уровне, согласно своему росту. Этих детей нужно учить получать радость от участия в процессе деятельности, поощрять к участию, но не к стремлению к победе. Им нужно позволять ошибаться, доводить до них, что на ошибках учатся и что ошибка – это не трагедия. Научите детей с любовью принимать свои ошибки. Ведь в семье они и так старшие дети. Для средних и младших они – эталон. Эти дети очень болезненно переживают свои ошибки, а взрослые часто упрекают их в подаче плохого примера для младших членов семьи.
Второй ребенок
Необходимо поощрять его уникальность. Всегда избегайте сравнения с первенцем, ведь они разные и не могут одинаково хорошо делать одно и тоже действие. Нужно научиться не вмешиваться в конфликтные ситуации, возникающие у него со старшим ребенком, если обстоятельства мирного решения спора очевидны.
Средние дети
Чаще всего именно ему уделяется меньше всего внимания в семьях. Необходимо выделить время только для ребенка. Обязательно спрашивать личное мнение , подчеркивать уникальность личности. Дать обязанности по дому и позволять лидировать. Позволять быть правым.
Младшие дети
Учить независимости. Не спасать от конфликтных ситуаций. Не считать во всем «ребенком». Обязательно поощрять доверие к себе. Позволять быть лидером.
Мы должны помочь ребенку не чувствовать себя одиноким и беспомощным. Необходимо уважать чувства ребенка и учиться чему-то у него. Дети должны понимать, что они значимая фигура в нашей жизни. Необходимо относиться к детям с уважением и признавать их как личность. И хотя бы 15 минут в день пообщайтесь с ними неформально: глаза ребенка и ваши на одном уровне, а не с верху вниз, прикосновение к руке во время разговора, иметь с ребенком какой-то общий интерес.
Чаще используйте демократические методы: стучаться, спрашивать «не против», не наблюдать за процессом, спрашивать «можно посмотреть», не разговаривать искаженным тоном. Подбадривайте детей. Будьте твердыми, но любящими.
Самое главное – научиться замечать наших детей, а не отмахиваться от них, подменяя общение с собой телевизором и компьютером.
Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей
Наши дети очень хорошо считывают наше настроение. Их чувствительный аппарат «Души» – «индикатор чувств» работает безошибочно. Ведь недаром говорят, что ребенка обмануть очень сложно. Родители жалуются на поведение своих детей, а сами не могут понять, что малыши «сканируют» их настроение и используют его для собственных манипуляций при достижении своих целей. Чаще всего, дети демонстрируют «не то» поведение в случае подавленности или эмоциональной нехватки тепла и внимания. Давайте рассмотрим несколько видов ошибочных целей поведения и разберем возможности переориентации поведения наших детей.
1. Каждый ребенок нуждается во внимании взрослого, но не всегда он его получает в достаточном количестве. А мера потребности внимания у каждого ребенка индивидуальна. Если малыш понимает, что родители недостаточно обращают на него внимания, то начинает действовать по – своему. Его мотивация проста : если родители мной занимаются, значит любят. А для этого необходимо все внимание оттянуть на себя.
Какие же действия предпринимает ребенок:
- Мешает, надоедает
- Может выставлять напоказ или быть «шутом» в школе
- Может быть ленивым
- Может действовать слишком активно
- Заставляет родителей уделять ему внимание
- Думает : Я любим только, если окружающие обращают на меня внимание
- Может ныть
- Может пустить в ход свое обаяние, чрезмерную угодливость
- Может демонстрировать чрезмерную обидчивость
- Демонстрация плохой учебы
Стандартная реакция родителей:
- Часто повторяют одно и то же нравоучение
- Пускается в уговоры
- Допускает раздражение
- Впадает в замешательство
- Думает, что ребенок отнимает много времени
- Ребенок ему надоедает
Реально продуктивное действие:
- Не заглядывать в глаза
- Ничего не говорите
- Без слов дайте ему почувствовать вашу любовь
- Сразу начните действовать
Дополнительная инструкция: Остановиться и подождать, пока ребенок успокоиться. Затем поблагодарите его за это. Воспользуйтесь заранее принятым жестом (условным сигналом). Научите ребенка просить внимание приемлемыми способами.
2. Во взаимоотношениях с детьми можно столкнуться с такой проблемой, как борьба за власть. В данном случае ребенок преследует цель стать хозяином положения, чтобы ник кто не мог им распоряжаться.
Какие же действия предпринимает ребенок:
- Может быть упрямым.
- Спорит
- Во всем старается выиграть
- Часто допускает вранье
- Не слушается
- Делает все наоборот
- Отказ от любого дела
Стандартная реакция родителей:
- Думает, что проиграл
- Чувствует провокацию
- Злится
- Считает, что должен подчинить ребенка
Реально продуктивное действие:
- Сделайте так, чтоб малыш всегда чувствовал себя сильным
- Научите ребенка говорить «нет»
- Давать право выбора
- Используйте переговоры
- Предупреждайте заранее
- Узаконьте то, что нельзя изменить
3. Во взаимоотношениях с детьми можно столкнуться с таким проявлением характера как месть. Она рождается, когда ребенок подавлен. Он хочет привить вам собственную боль, которую вы ему принесли словом или делом.
Какие же действия предпринимает ребенок:
- Воровство
- Злость
- Обижает братьев наших меньших
- Разрушает
- Врет
- Подставляет других
- Хочет казаться хуже, чем есть
Стандартная реакция родителей:
- Злится
- Сведение счетов
- Наказание
- Отчуждение от ребенка
- Игнорирование ребенка
Реально продуктивное действие:
- Не вымещать свою обиду
- Не наказывать
- Не опускаться до оскорблений
- Научить ребенка говорить о своих переживаниях
- Вспомните то, что вы любите в ребенке
- Узнайте причину обиды
4. Также вы можете столкнуться с еще одним проявлением – уклонением. Малыш демонстрирует напускную неполноценность.
Какие же действия предпринимает ребенок:
- Всем своим видом говорит: «Оставьте меня в покое»
- Беспомощен
- Сдается
- Не воспринимает требования
- «Наполеоновские» планы
Стандартная реакция родителей:
- Пытается найти подход
- Нужно упрашивать
- Жалость
- Хочет спасти ребенка
- Делают за малыша все сами
Реально продуктивное действие:
- Отнестись к ребенку по – дружески
- Вместе обсудите его страхи
- Подбадривайте, но не спасайте
- Научите ребенка прислушиваться к позитивным мыслям
- Отмечайте его малейшие успехи