Презентация проекта по исследовательской деятельности "Сказка в других измерениях"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Слайд 1. Проект

Интересным для наших детей оказался проект “Сказка в других измерениях”.

Слайд 2. Типология проекта

  • по форме: творческий, познавательный;
  • по предметной области: познавательный;
  • по содержательным областям: межпредметный;
  • по продолжительности: длительный (4 месяца).

Слайд 3. Цель проекта

Цель проекта: формирование у детей инициативы, субъектной позиции в жизни через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Проект для меня – это один из вариантов планирования, на основе которого строится педагогический процесс, обеспечивающий разностороннее развитие детей в соответствии с требованиями программы и позволяет осуществить следующее:

  • способность выявлять проблемы и находить их решение;
  • самостоятельность к практическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
  • развивать у каждого ребенка творческое начало, воображение, изобретательность;
  • развивать активную позицию в жизни.

Слайд 4. Цитаты об исследовательской деятельности

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.Чтобы эффективно решать задачи, которые ставит перед нами программа “Истоки”, мы взяли тему “Сказка в других измерениях”. Это позволило развивать интерактивные качества личности ребенка, делая его любознательным, активным, интересующимся новым и неизвестным в окружающем мире, способным самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимающим живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Слайд 5. Любопытные “Почемучки”

По мере того, как наши дети стали взрослеть, их познавательный интерес и любознательность все чаще стали о себе заявлять. Общение со взрослыми перешло на другую ступеньку. Дети стали делиться со взрослым своими сомнениями, просить нас рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.

Повышение познавательного интереса способствовало развитию у них представлений; они начали лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т.д.Привыкая всему искать объяснения, дети стали стараться найти причину того или иного факта (что очень ценно для развития мышления ребенка).

Для нас стало важно научить ребят самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы.

Слайд 6. Наш девиз

Придуманный нами девиз стал помогать нам во всех начинаниях.

Слайд 7. Этапы проекта

Для эффективной организации исследовательской деятельности мы придерживались следующей последовательности этапов:

1 этап “Почемучкино” – поисковый, когда создавались условия для вхождения в проблемную ситуацию:изменить содержание сказок для экранизации, сделав события в них бесконфликтными, благоприятными, добрыми, миролюбивыми.

В работу над проектом были вовлечены родители, которые с интересом отнеслись к нашей идее, и сшили униформу (академические головные уборы и мантии).

2 этап “Узнайкино” – аналитический (сбор информации, создание предметно – развивающей среды, творческие работы). Через проблемные ситуации и по запросу детей создавалась “Исследовательская база” (познавательная литература, мини-лаборатория, лаборатория ТРИЗ).

Слайд 8. Этапы проекта

3 этап “Переделкино” – практический (совместная и самостоятельная деятельность детей).

Дети учатся конструировать полученныезнания в новых измерениях, проецируют открытия и фантастические гипотезы в хрестоматийных произведениях.

4 этап “Фантазеркино” – презентационный (проведение занятий, отражающих достижения детей). Итогом работы по данному проекту стало занятие “Сказка в других измерениях”, где дети раскрыли свои способности и представили результат исследовательской работы (способы изменений сказки для новых экранизаций).

Слайд 9. Системная паутинка

“Системная паутинка” отражает содержание работы над проектом. Составленный перспективный план учитывает все виды деятельности.

Слайд 10. Методы исследования по Савенкову А.И.

Использование новой технологии при реализации проекта расширило возможности для творческой деятельности детей.Это методика исследовательского обучения дошкольников Александра Ильича Савенкова.

В своей работе мы опирались на следующие методы исследования:

  • Подумать самостоятельно;
  • Спросить у другого человека;
  • Посмотреть в книгах;
  • Посмотреть по телевизору;
  • Понаблюдать;
  • Провести эксперимент;
  • Получить информацию у компьютера;
  • Связаться со специалистом.

И добавили свой авторский метод:

  • Повоображать (фантазировать)

Эти методы исследования были апробированы наоткрытом занятии для гостей методического семинара на базе нашего дошкольного учреждения.

Слайд 11. Занятие “Сказка в других измерениях”

Цель занятия: формирование у детей субъектной позиции через познавательно-исследовательскую деятельность.

В представленном слайд-шоу очевидны этапы занятия, предлагаемые А.И.Савенковым:

Перед детьми поставлена проблемная ситуация(письмо от сказочных героев с просьбой помочь изменить содержание сказок).

  • Дети обращаются к Ученому Всезнайкину с целью сотрудничества. Они надевают униформу, перечисляют характерные качества учеников ученого, читают девиз.
  • Определяя темуисследования, дети выбирают сказку для преобразования.
  • Своеобразна и интересна выработка предположений, гипотез(дети наглядно представляют этапы композиции в схемах, обозначают неблагоприятные события пиктограммой отрицательной эмоции).
  • Затем начинается поиск и предложения возможных вариантов решения.
  • Возникает необходимость в сборе материала, в процессе которого используются методы А.И.Савенкова:
  • “Подумать”: дети решают расположить в композиционном ряду условные рабочие закладки для перебора вариантов ситуаций.
  • “Спросить”: дети обращаются к присутствующим гостям за советом и получают подсказку о возможности использования материалов газеты и календаря.
  • В заключительной части занятия мы с ребятами постарались обобщить полученные данные (решаемость поставленной задачи, наличие результатов в поиске вариантов изменения сказки).
  • Подготовка материалов исследования к защите (сообщение) проходила в виде выбораверсий преобразования сказки.
  • Защита результатов исследовательской деятельности осуществлялась в форме сообщения ребенка (версия новой сказки). Интересным решением была оригинальная драматизация сказки “Красная Шапочка”.

Гости, присутствующие на занятии, восхищались сообразительными, смекалистыми, находчивыми детьми.

Слайд 12. Газета “Ужасно интересно все то, что неизвестно”

Своеобразными и интересными были промежуточные продукты проекта.

Каждый ребенок стремился принести из дома ценные ответы на вчерашние “почему так бывает?”. Родители совместно с детьми принимали активное участие в поиске ответов на интересующие вопросы.Заинтересованность родителей отражалась в мини-заметках о многогранности окружающего мира и в совместных с детьми зарисовках.

Слайд 13. Газета “Ужасно интересно все то, что неизвестно”

Так была создана газета “Ужасно интересно все то, что неизвестно”. Она отразила интерес детей к загадочным природным явлениям. Полученные знания в дальнейшем послужили детям отправной точкой и опорой для конструктивной творческой деятельности.

“Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение” - говорил И. Гёте.

Слайд 14. Календарь “Хочу все знать: отчего, почему и как?”

Совместно с родителями был создан центр экспериментирования(мини-лаборатория), где дети проводили наблюдения, опыты, устанавливать родовидовые и причинно-следственные связи, знакомились со свойствами и качеством материала практическим путем, аргументировали свои суждения.

Полюбились нашим детям опыты с водой, с воздухом, с магнитами, с растениями, со светом и зеркалами. Сделано было много открытий, существенно пополнился словарный запас детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности воспитанники чувствовали себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я - соучастник деятельности, заинтересованный, любознательный партнер, который направляет детей и обеспечивает условия для проявления их исследовательской активности, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Слайд 15. Календарь “Хочу все знать: отчего, почему и как?”

Дети с удовольствием приняли участие в оформлении календаря “Хочу все знать: отчего, почему и как?”, в котором отразили результаты исследований и экспериментирования.Странички нашего календаря демонстрируют заинтересованность детей в экспериментальной деятельности. В свою очередь полученные знания в дальнейшем дети так же смогли применятьв процессе создания нового.

Слайд 16. Альбом совместного творчества “Сказка в других измерениях”

Идея использования различных имеющихся ресурсов в процессе преобразования сказки вызвала интерес у родителей. В кругу семьи дети вместе с мамами и папами продолжили наши начинания. Преломление через хрестоматийный сюжет имеющихся знаний, неожиданных резервов рождало интересные, необычные, дерзкие решения. В результате экспериментов со сказками был создан альбом совместного творчества “Сказка в других измерениях”.

Хотелось бы остановиться на некоторых страничках семейного альбома.

1. В сказке “Муха-Цокотуха” способ преобразования: использование природных ресурсов – изменение времени (Муха-Цокотуха зовет гостей не днем, а ночью, когда паук уже спит).

2. В сказке “Волк и семеро козлят” способ преобразования: использование результатов опыта с зеркалами (козлята пускают солнечные зайчики в глаза волку) .

3. В сказке “Маша и медведь” способ преобразования: использование природных ресурсов – туман (во время тумана Маша вылезла из корзины медведя и незаметно убежала) .

4. Всказке “Красная шапочка”способ преобразования: использование результатов опыта - состав предметов из молекул (Волк смотрит на свое тело в предложенный Красной шапочкой микроскоп, принимает двигающиеся точки за микробы и бежит к врачу).

5. В сказке “Волк и Лиса” способ преобразования: использование природных ресурсов - ветер (ветер подгоняет коня и сани, лиса не успевает сбросить рыбу).

6. В сказке “Репка” способ преобразования: использование природных ресурсов - водопад (репку сажают около водопада, который делает выемку около репки; ее легко тащить).

Слайд 17. Вывод

Использование методов А.И.Савенкова в данном проекте позволило сказку сделать философией ребенка. Можно с уверенностью сказать, что использование новой технологии позволяет выстраивать субъект - субъектные отношения, лично-ориентированную модель в соответствии с требованиями ФГТ.

Данная деятельность нам понравилась. Работа, о которой шла речь, позволяет нам увидеть, какие изобретательские, творческие начала удалось воспитать в каждом, ведь каждый ребенок не только стремится изучать и познавать, но и получает удовольствие от каждого прожитого дня.