УМК: Начальная школа ХХI века.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель, задачи: создание условий для ознакомления с понятием «окружность». Формирование умения распознавать окружность. Введение терминов: центр, радиус.
Необходимое оборудование: циркуль, линейка, предметы в форме шара, круга, овала, спирограф, каточки «неваляшки», карточки «смайлики»
Планируемые результаты урока:
- Личностные: личностное самоопределение
- Предметные: овладение основами пространственного воображения. Овладение умениями распознавать и изображать окружность.
- Метапредметные: (регулятивные УУД,
познавательные УУД, коммуникативные УУД)
- целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция;
- моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений;
- планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Литература и Интернет-ресурсы:
- Учебник «Математика» 2 класс В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2012
- Презентация «Спорт» (картинки-анимации) http:animashky.ru
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока |
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы |
Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | – Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение? | – Да | Личностные: смыслообразование, мотивация к учению |
Садитесь. Разомнём руки, сделаем гимнастику для рук, чтобы писать красиво: волна, сжать и разжать кулаки, растереть руки, взять орешки и растереть ладошки. |
Дети выполняют гимнастику для рук | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | – На дом вам было дано «секретное» задание для трёх групп. Прошу экспертов от каждой группы продемонстрировать выполнение своих заданий. | 1 группа – собирала предметы, по форме
напоминающие шар 2 группа – собирала предметы, по форме напоминающие круг 3 группа – собирала предметы, по форме напоминающие кольцо 1 и 2 группы сложили предметы в одну коробку и по очереди показывают: мяч, тарелку, круг, глобус, диск, «смешариков», часы и т.д. Задача обучающихся распределить предметы на две группы: шары, круги. 3 группа предъявляет гимнастический обруч. |
Личностные: смыслоопределение,
мотивация к учению Коммуникативные: умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками, планирование учебного сотрудничества, умение высказать свое мнение Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания и критериев для сравнения, подведение под понятие, выделение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: прогнозирование, самоконтроль |
– К какой группе отнесём обруч, к шарам или кругам? | – Мы не знаем, но это ни шар, и ни круг. | ||
– Если бы вы рисовали обруч, как бы вы назвали линию, которую рисуете? | – Замкнутая кривая линия. | ||
3. Выявление места и причины затруднения | – Замкнутая кривая линия у нас есть – это обруч. Два человека возьмут обруч – вы «точки». Одну точку мы поставим в середину. Как её назовём? | – Центр. | Познавательные:
структурирование знаний, логические
универсальные действия, моделирование,
преобразование модели Регулятивные: прогнозирование, контроль, саморегуляция Коммуникативные: учебное сотрудничество |
– Сколько «точек» можно поставить, берясь за обруч? | – Много. | ||
– До какой точки центр будет ближе всего? Дальше всего? | – Центр находится на одинаковом расстоянии от любой точки. | ||
– Проверим наше предположение с помощью тесьмы. | Расстояние одинаковое. | ||
– Вы знаете, что такое шар, круг, а как называется эта замкнутая кривая линия – должны узнать. | Приложение 1. Слайд 2 | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | – Видимо, такая линия должна обладать ещё какими-то свойствами, значит, значит, перед нами стоит ещё задача, какая? | – Это цель урока. – Узнать её свойства. |
Познавательные: выделение и
формулирование познавательной цели, поиск и
выделение необходимой информации,
структурирование знаний, выбор наиболее
эффективных способов решения задач, рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности,
моделирование, логические универсальные
действия, самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового
характера. Регулятивные: целеполагание, корреция, самоконтроль, самооценка, саморегуляция |
– Перед вами лист бумаги. Возьмите простые карандаши и попробуйте начертить замкнутую кривую линию. | Дети чертят. | ||
– Покажите свою работу друг другу и мне. Получилось начертить? | – Нет, края неровные, нет инструмента. | ||
– Значит, какова вторая задача урока? | – Научиться чертить такую фигуру и
познакомиться с её элементами.
Слайд 3 |
||
5. Реализация построенного проекта | – Сейчас вы поработаете учеными- исследователями. Перед вами аппликации неваляшек, изготовленных вами на уроке «Технология». Какие геометрические фигуры вы использовали для построения неваляшки? | Слайд 4 – Круги. Слайд 5 |
Регулятивные: планирование,
прогнозирование Познавательные: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы |
– Как бы вы назвали линию, которой заканчивается круг? | – Граница круга. | ||
– Граница круга – это окружность. Какова тема урока? | – Окружность. Слайд 6 | ||
– Что нужно, чтобы начертить окружность? | – Прибор, который проведёт правильную линию. | ||
– Отгадайте загадку:
|
– Циркуль. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | – Для того, чтобы научиться строить окружность нужного размера, мы выполним практическую работу (учитель объясняет правила работы с циркулем и построения окружности) | Слайд 7 Слайд 8 Дети выполняют упражнения под музыку, повторяя движения анимации на слайдах. |
Регулятивные: планирование,
самоконтроль, саморегуляция Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, преобразование модели, анализ объектов, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера |
– Попробуйте сами начертить
окружность. – Соедините отрезком центр окружности О с любой точкой, отмеченной на окружности. Этот отрезок называется радиусом. |
Слайды 9-17 |
||
– Измерьте длину радиусов. Она
одинаковая или разная? – Необходимо отдохнуть. Физминутка «Солнышко лучистое» |
– Радиусы одной окружности одинаковые. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Творческая работа – Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками. Задание – на доске. |
Слайд 18 Творческая работа 1 вариант 2 вариант 1. Начерти окружность радиусом |
Познавательные: самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого характера, моделирование,
преобразование модели Регулятивные: планирование, самоконтроль, саморегуляция Личностные: самоопределение, мотивация к обучению |
8. Включение в систему знаний и повторение | Игра «Будь внимателен» – Посчитайте число окружностей: |
Слайды 19-20 | Познавательные: выделение
необходимой информации, структурирование
знаний, рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов
деятельности, синтез Регулятивные, самоконтроль, самооценка |
Тест «Выбери правильный ответ» | Слайды 21-22 | ||
1. Окружность – это а) замкнутая кривая
линия |
– Правильный ответ | ||
2. Радиус окружности – это а) отрезок,
соединяющий две точки окружности |
– Правильный ответ | ||
9. Рефлексия учебной деятельности | Домашнее задание – творческое. Придумайте и начертите фигуру, состоящую из окружностей (снеговик, гусеница, лягушонок и т.д.) | Слайд 23 | Регулятивные: самооценка,
самоконтроль Личностные: самоопределение |
Итог урока – Продолжите предложения Сегодня на уроке: |
Я узнал, что окружность – это граница
круга |
||
– Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами. | Слайд 24 |