Урок математики по теме "Окружность, ее центр и радиус"

Разделы: Начальная школа


УМК: Начальная школа ХХI века.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель, задачи: создание условий для ознакомления с понятием «окружность». Формирование умения распознавать окружность. Введение терминов: центр, радиус.

Необходимое оборудование: циркуль, линейка, предметы в форме шара, круга, овала, спирограф, каточки «неваляшки», карточки «смайлики»

Планируемые результаты  урока:

  • Личностные: личностное самоопределение
  • Предметные: овладение основами пространственного воображения. Овладение умениями распознавать и изображать окружность.
  • Метапредметные: (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
    • целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция;
    • моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
    • анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений;
    • планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Учебник «Математика» 2 класс В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2012
  2. Презентация «Спорт» (картинки-анимации) http:animashky.ru

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение? – Да Личностные: смыслообразование, мотивация к учению
Садитесь.
Разомнём руки, сделаем гимнастику для рук, чтобы писать красиво: волна, сжать и разжать кулаки, растереть руки, взять орешки и растереть ладошки.
Дети выполняют гимнастику для рук
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – На дом вам было дано «секретное» задание для трёх групп. Прошу экспертов от каждой группы продемонстрировать выполнение своих заданий. 1 группа – собирала предметы, по форме напоминающие шар
2 группа – собирала предметы, по форме напоминающие круг
3 группа – собирала предметы, по форме напоминающие кольцо
1 и 2 группы сложили предметы в одну коробку и по очереди показывают: мяч, тарелку, круг, глобус, диск, «смешариков», часы и т.д. Задача обучающихся распределить предметы на две группы: шары, круги.
3 группа предъявляет гимнастический обруч.
Личностные: смыслоопределение, мотивация к учению

Коммуникативные: умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками, планирование учебного сотрудничества, умение высказать свое мнение

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания и критериев для сравнения, подведение под понятие, выделение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: прогнозирование, самоконтроль

– К какой группе отнесём обруч, к шарам или кругам? – Мы не знаем, но это ни шар, и ни круг.
– Если бы вы рисовали обруч, как бы вы назвали линию, которую рисуете? – Замкнутая кривая линия.
3. Выявление места и причины затруднения – Замкнутая кривая линия у нас есть – это обруч. Два человека возьмут обруч  – вы «точки». Одну точку мы поставим в середину. Как её назовём? – Центр. Познавательные: структурирование знаний, логические универсальные действия, моделирование, преобразование модели

Регулятивные: прогнозирование, контроль, саморегуляция

Коммуникативные: учебное сотрудничество

– Сколько «точек» можно поставить, берясь за обруч? – Много.
– До какой точки центр будет ближе всего? Дальше всего? – Центр находится на одинаковом расстоянии от любой точки.
– Проверим наше предположение с помощью тесьмы. Расстояние одинаковое.
– Вы знаете, что такое шар, круг, а как называется эта замкнутая кривая линия – должны узнать. Приложение 1. Слайд 2
4. Построение проекта выхода из затруднения – Видимо, такая линия должна обладать ещё какими-то свойствами, значит, значит, перед нами стоит ещё задача, какая? – Это цель урока.
– Узнать её свойства.
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, моделирование, логические универсальные действия, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: целеполагание, корреция, самоконтроль, самооценка, саморегуляция

– Перед вами лист бумаги. Возьмите простые карандаши и попробуйте начертить замкнутую кривую линию. Дети чертят.
– Покажите свою работу друг другу и мне. Получилось начертить? – Нет, края неровные, нет инструмента.
– Значит, какова вторая задача урока? – Научиться  чертить такую фигуру и познакомиться с её элементами.

Слайд 3

5. Реализация построенного проекта – Сейчас вы поработаете учеными- исследователями. Перед вами аппликации неваляшек, изготовленных вами на уроке «Технология». Какие геометрические фигуры вы использовали для построения неваляшки? Слайд 4

– Круги.

Слайд 5

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы

– Как бы вы назвали линию, которой заканчивается  круг? – Граница круга.
– Граница круга – это окружность. Какова тема урока? – Окружность. Слайд 6
– Что нужно, чтобы начертить окружность? – Прибор, который проведёт правильную линию.
– Отгадайте загадку:

Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

– Циркуль.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – Для того, чтобы научиться строить окружность нужного размера, мы выполним практическую работу (учитель объясняет правила работы с циркулем и построения окружности) Слайд 7

Слайд 8

Дети выполняют упражнения под музыку, повторяя движения анимации на слайдах.

Регулятивные: планирование, самоконтроль, саморегуляция

Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, преобразование модели, анализ объектов, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

– Попробуйте сами начертить окружность.

– Соедините отрезком центр окружности  О с любой точкой, отмеченной на окружности. Этот отрезок называется радиусом.

Слайды 9-17

– Измерьте длину радиусов. Она одинаковая или разная?

– Необходимо отдохнуть.

Физминутка «Солнышко лучистое»

– Радиусы одной окружности одинаковые.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Творческая работа

– Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вы сейчас поработаете волшебниками. Задание – на доске.

Слайд 18

Творческая работа

1 вариант                         2 вариант

1. Начерти окружность радиусом
4 см                              3 см
2. Дорисуй к окружности линии так, чтобы получилась фигура
3. Нарисуй при помощи спирографа узор.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера, моделирование, преобразование модели

Регулятивные: планирование, самоконтроль, саморегуляция

Личностные: самоопределение, мотивация к обучению

8. Включение в систему знаний и повторение

Игра «Будь внимателен»

– Посчитайте число окружностей:
1. В узоре
2. Чебурашке

Слайды 19-20 Познавательные: выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, синтез

Регулятивные, самоконтроль, самооценка

Тест «Выбери правильный ответ» Слайды 21-22
1. Окружность – это

а) замкнутая кривая линия
б) ломаная линия с центром в точке О
в) замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удален от всех точек окружности

– Правильный ответ
2. Радиус окружности – это

а) отрезок, соединяющий две точки окружности
б) прямая, проходящая через центр
в) отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности

– Правильный ответ
9. Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание – творческое. Придумайте и начертите фигуру, состоящую из окружностей (снеговик, гусеница, лягушонок и т.д.) Слайд 23 Регулятивные: самооценка, самоконтроль

Личностные: самоопределение

Итог урока

– Продолжите предложения

Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
порадовался тому, что…

 

Я узнал, что окружность – это граница круга
Я научился чертить окружность, радиус окружности
Мне было трудно, но у меня всё получилось, я многому научился.

– Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами. Слайд 24