УМК Л.В. Занкова.
Цель: расширить знания учащихся о классах рыб, о среде обитания рыб.
Задачи:
- учить детей пользоваться нужной информацией из разных источников;
- формировать коммуникативные компетенции через обучение взаимодействовать в группе;
- формировать доброжелательное отношение в коллективе и желание помогать друг другу;
- развивать творческую активность младших школьников;
- воспитывать любовь к окружающей природе.
Оборудование: лист ватмана, оформленный в виде подводного царства, мультимедийная презентация, вырезанные из цветной бумаги рыбки, листы А4 для работы по группам, фломастеры, цветные карандаши, клей, магниты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Показ документального фильма.
– Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Приложение 1. Слайд 1
Человек всегда стремился познать тайны загадочного подводного мира. Во все времена его привлекала прохладная, притягивающая синева морей и океанов, озёр и рек.
– Отгадайте:
Стеклянный дом,
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы. (Аквариум)Не хожу и не летаю,
А попробуй догони.
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни. (Рыба)
– Не каждый из нас сможет проникнуть в глубины
водной среды. Но каждый может иметь «небольшой
водоём» у себя дома, наблюдать за его
обитателями, открывать для себя его тайны.
– Как вы думаете, аквариум – это естественная
среда для рыб, или искусственно созданная?
– Кто ее создает?
– Для чего?
– Сегодня на уроке мы подробнее узнаем о рыбах,
живущих в естественной среде.
II. Формирование новых знаний
Слайд 2
Ученик 1: Сотни тысяч лет назад,
задолго до появления на земле человека, в океанах
уже плавали рыбы. Именно из водных глубин и
зародилась жизнь.
С тех пор рыбы стали развиваться самыми
различными путями, и сейчас некоторые виды лишь
отдаленно напоминают первых океанских рыб.
Слайд 3
Ученик 2: Как правило, рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Люди скопировали эту форму при строительстве кораблей и подводных лодок. Слайд 4 Тело рыб может быть покрыто чешуйками, Слайд 5, а может быть совершенно гладким. Слайд 6. Очень разнообразна цветовая окраска рыб. Большинство рыб используют свой хвост как мотор. Слайд 7. При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями.
Слайд 8
Ученик 3: Борьба за существование под водой настолько напряженна, что рыбы привыкли быть не слишком разборчивыми в пище. Некоторые рыбы не едят никаких живых существ, но большинство из них хищники, то есть поедают других рыб или морских животных и насекомых. Слайд 9. Например, китовая акула ежедневно съедает 4000 кг планктона.
Слайд 10
Ученик 4: Размножаются рыбы, откладывая икру. Слайд 11.через некоторое время из икры развиваются мальки будущих рыб. Слайд 12. Есть рыбы, у которых рождаются живые рыбки.
Слайд 13
Ученик 5: Одни рыбы живут в соленой воде – в морях, океанах, а другие в пресной воде – озерах, речках. Некоторые виды рыб живут в пещерах и слепы, поэтому на головах у них есть усики. Слайд 14. А некоторые рыбы живут только на дне океанов.
Слайд 15
Ученик 6: Как и другие животные, рыбы, тоже чувствительны к боли. У рыбы очень тонкое осязание и вкус. Они ощущают кожей.
Слайд 16
Рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши внутри головы.
Слайд 17
Ученик 7: Воды Океана снабжали человека пищей многие тысячелетия. В наше время существенно увеличились промышленные уловы рыбы. Это ведет к тому, что численность многих видов рыб сокращается. Сегодня многие страны приняли международное соглашение, которое ограничивает морское пространство, где разрешается ловить рыбу, и количество рыбы, которое можно выловить.
– Отгадайте, какие рыбы живут в речных водоемах.
Слайд 18
Слайд 19
Драчун и забияка,
Живет в воде,
Кости на спине –
И щука не проглотит. (Ерш.)
Слайд 20
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)
Слайд 21
У нее во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала. (Щука.)
Физминутка (Приложение 2)
– Названия каких необычных рыб вы
знаете? (Топорик, спинорог, рыба-хирург.)
– Почему у них такие названия? (Потому, что
рыба-топорик по форме напоминает топор, у
спинорога на спине рог, рыба-хирург похожа на
скальпель хирурга.)
– Что же объединяет всех рыб в одну группу? (Они
очень хорошо приспособлены к жизни в воде, дышат
жабрами.)
– А что ещё? Это то, что внешний вид конкретной
рыбы зависит от её образа жизни.
III. Работа малыми группами
Каждой группе дается кусочек текста из энциклопедии. Ребята читают его, готовятся отвечать, рисуют рисунок и защищают свой мини – проект. (Во время подготовки дети могут взять энциклопедию с выставки и использовать при ответе дополнительную информацию).
1 группа:
Слайд 23
Тунец – великолепный представитель рыб, совершающих так называемое крейсерское плавание. В поисках добычи ему приходится преодолевать огромные расстояния, поэтому у тунца широкое мощное тело с толстой спиной, узкими грудными плавниками и серповидным хвостом.
2 группа:
Слайд 24
Акула. У акулы длинное обтекаемое тело, рот с острыми зубами, присущий морским хищникам. Среди 350 видов акул, опасными являются не более 50 видов – остальные акулы вполне безобидны. Многие акулы довольно малы, не более полуметра длиной, и нападают только на моллюсков и крабов, а самые крупные акулы, вообще, питаются планктоном.
3 группа:
Слайд 25
Рыба-бабочка. Легко маневрирующей рыбе-бабочке для того, чтобы сновать между расщелинами рифов и кораллами, не обязательно развивать большую скорость и делать броски. Поэтому у неё округлённое тело и мягкие плавники, приспособленные для движения на малых скоростях. Но у этой рыбки есть тоже мелкие зубки, которые позволяют общипывать обрастания на кораллах.
4 группа:
Слайд 26
Летающая рыба. Существуют и
другие рыбы поверхностных слоев океанов, к
которым относятся так называемые летающие
рыбки, длина которых достигает предельно
20 см. О них мы читали с вами в учебнике риторики.
Летающие рыбы выскакивают из воды с помощью
хвостового плавника, а потом могут планировать,
пролетая до 200 м над водой. С носовой части
корабля в тропических морях часто можно видеть,
как их стайки разлетаются в разные стороны.
5 группа:
Слайд 27
Мурена. У похожей на змею мурены нет грудных и брюшных плавников. Днём мурены прячутся в коралловых укрытиях, в каменных гротах, в корпусах затонувших судов, а ночью выходят на охоту. Мурены часами таятся в расщелинах и норах, откуда изредка высовывается только маленькая голова с огромной зубастой пастью, чтобы схватить добычу. Мурена является спортивным видом добычи для подводной охоты.
6 группа:
Слайд 28
Рыба-крылатка. Диковинный облик у рыб-крылаток. Их большие грудные плавники похожи на крылья. А из спинных плавников торчат длинные ядовитые колючки. Крылатки (морской петух) подкрадываются к зазевавшимся рыбкам. Некоторые виды крылаток охотятся из засады. Затаившись, они поигрывают необычайно длинными колючками, и тогда их совсем не отличить от пучка актиний или чёрного анимона, этим они привлекают потенциальную жертву, которую резким броском заглатывают.
IV. Закрепление изученного
– Вспомните русские народные сказки, в которых встречается рыба.
Слайды 29-33
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» – золотая рыбка; «По щучьему велению…» – щука; П. Ершов «Конек-Горбунок» – рыба-кит, но кит – это млекопитающее; «Волк и лиса» – волк ловил рыбу хвостом; «Садко» – рыба-золотое перо; «Царевна-лягушка» – щука.)
V. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– Что поразило?
– Что удивило?
– Что больше всего запомнилось?
– На каждом столе лежат рыбки для каждого.
Нарисуйте своей рыбке такую улыбку, которая
соответствует вашему настроению. Теперь
приклейте вашу рыбку на шкалу самооценки.
Литература:
- Детская энциклопедия. Тайны природы/ К. Лазье. – М.: Махаон, 2010.
- Полная энциклопедия. Аквариумные рыбки/ Ю. К. Школьник. – М.: Эксмо, 2009.
- Полная энциклопедия животных/ А.Ф. Цеханская, Д.Г. Стрелков. – М.: Росмэн, 2010.
- Полная энциклопедия. Подводный мир/ Ю. К. Школьник. – М.: Эксмо, 2007.
- Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 2 класс./ О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова. – М., Вако, 2007.
- Энциклопедия. Животные планеты/ К. Лазье. – М.: Махаон, 2007.