Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Фонетический разбор
На уроках русского языка учащиеся изучают прежде всего звуковые единицы языка, систему гласных и согласных звуков, их классификацию, основные звуковые законы в области гласных и согласных звуков. Школьная программа и построенные в соответствии с ней школьные учебники дают достаточный объём сведений о звуках речи, их соотношении с буквами, о слоге и слогоделении и основных фонетических законах в области гласных и согласных звуков.
Учащиеся в итоге изучении фонетики должны иметь ясное представление о делении звуков на гласные и согласные, гласных – на ударные и безударные, а согласных – на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Анализ звукового состава слова предполагает введение в школьную практи-ку элементов транскрипции. В схемы фонетического разбора введены элементы графического анализа в виде сопоставления звукового и буквенного состава слова.
При составлении схем фонетического разбора использовались следующие пособия:
Современный русский язык: Учебник/ Под
редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп.
Москва: Логос, 2002. 528 с.
Современный русский язык: учебник
/Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.М.
–Москва, Либроком, 2009, 200 с.
Грамматика русского языка, т 1, М., Наука, 1980
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь
русского языка. Произношение. Ударение.
Грамматические формы. Москва:Русский язык –
Медиа, 2005,893 с.
Порядок фонетического разбора
1. Письменная передача звучания слова.
2. Слоги.
3. Ударение (назвать ударный слог)
4. Гласные звуки: ударные, безударные, какими
буквами обозначены.
5. Согласные звуки: звонкие, глухие, твёрдые,
мягкие; какими буквами обозначены.
6. Количество звуков и букв. Чем вызвано
несоответствие количества звуков и букв
(йотированные, которые передают иногда два звука,
ъ и ь, которые не передают звуков, и т.д.)
Образец фонетического разбора
Ельник – [й’эл’н’ик]
2. В слове два слога: ель-ник
3. Ударение падает на первый слог.
4. [ й’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен
буквой е.
[ э ] – гласный, ударный, обозначен буквой
е.
[ л’] – согласный, звонкий, сонорный,
мягкий, непарный. Обозначен буквой «эль». Буква
"мягкий знак" обозначает её мягкость.
[ н’] – согласный, звонкий, сонорный,
мягкий, непарный. Обозначен буквой «эн».
[ и ] – гласный, безударный. Обозначен
буквой и.
[ к ] – согласный, глухой, твёрдый, парный (
к/ г). Обозначен буквой «ка»
__________________
6. В слове 6 звуков и 6 букв (2 гласных и 4
согласных звуков).
Типы членения слова на морфемы
Рассмотрение слова в словообразовательном плане предполагает три уровня его членения:
1. Выделение значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание), установление связи этого слова с другими словами в современном языке. Этот вид анализа называют мор-фемным (разбор слова по составу).
2. Словообразовательный анализ (как образовалось данное слово, т.е. на базе какой произво-дящей основы и с помощью каких словообразовательных средств.) При словообразовательном разборе членение слова всегда состоит из двух частей: выделяется часть, относящаяся к произ-водящей основе, от которой образовалось данное слово, и словообразующий аффикс, т. е. часть, с помощью которой это слово образовано. При словообразовательном анализе мы не только выделяет в этом слове морфемы, но и определяет последовательность их присоеди-нения. Словообразовательный анализ подразумевает серьёзные изучение способов русского словообразования вообще и в каждой части речи в частности.
3. Строение слова может быть рассмотрено с точки зрения его происхождения. В этом случае мы имеем дело с этимологическим анализом, который восстанавливает связи слова в момент его возникновения. При этимологическом анализе слово делится на те морфемы, из которых оно состояло раньше.
Все три указанных типа членения слова взаимосвязаны, поэтому иногда трудно провести между ними границу и противопоставлять их друг другу.
Если в основе слова не произошло опрoщения или переразложения, то морфемный и этимо-логический анализ окажутся одинаковыми. Особенно заметной бывает связь морфемного и словообразовательного анализа: правильное деление слова на морфемы возможно только при учёте современных словообразовательных связей этого слова.
Каждый из рассмотренных типов анализа построен на своих принципах. Учащиеся должны хорошо представлять разницу между этими типами членения слова, знать задачи и цели каждого из них.
Морфемный анализ
Цели разбора слова по составу (морфемного анализа) и типы членения слова при этом виде разбора – выделить в слове морфемы (значимые части слова). Основной приём в этом виде работы – подбор однокоренных и одноструктурных слов (т. е. слов с той же приставкой и суффиксом). При выделении суффиксов необходимо учитывать производящую основу, т. е. вводить элементы словообразовательного анализа. Ср. выделение двух (а не трёх) суффиксов (-ва-, -емость-) в слове успеваемость.
Порядок морфемного разбора
1. Окончание и основа слова. Значение окончания.
2. Корень, два-три однокоренных слова.
3. Суффикс (суффиксы), значение суффикса (если
ясно).
4. Приставка (приставки), её значение (если ясно).
Образцы морфемного разбора
Попутчик
1. В слове нулевое окончание, основа – попутчик.
Окончание указывает на именительный падеж,
единственное число.
2. Корень слова – -пут-;
однокоренные слова – путь, пут-ев-ой, рас-
путь- е.
3. Суффикс -чик обозначает название
предмета.
4. Приставка по- указывает на
совместность действия.
Рыбачий
1. В слове нулевое окончание, основа рыбачий.
Окончание указывает на мужской род,
имени-тельный падеж, единственное число.
2. Корень слова -рыбач-;
однокоренные слова рыбак (чередование к//ч),
рыбач-к-а, по-рыбач- ить.
3. Суффикс притяжательного прилагательного -ий
со значением родовой принадлежности (вариант
суффикса -j-). Слова с этим суффиксом – волчий,
заячий.
Словообразовательный анализ
Задачи словообразовательного анализа несколько иные: установить, от чего образовалось данное слово (найти производящую основу) и с помощью чего (выделить словообразующий аффикс), и в итоге этих исследований определить способ словообразования.
Порядок словообразовательного разбора
1. Дать лексическое значение слова.
2. Сравнить состав данного слова с однокоренными;
определить ту часть слова, с помощью которого
оно образовано.
3. Определить, от чего образована основа.
Образцы словообразовательного разбора
Мыслитель.
1. Мыслитель – тот, кто мыслит.
2. Мыслитель – мыслить. Первое слово
образовалось с помощью суффикса -тель.
3. Мысли-.
4. Мыслитель < мыслить.
Способ словообразования – суффиксальный.
Безводный
1. Безводный – лишённый воды, влаги.
2. Безводный – водный – вода. Первое слово
образовалось с помощью приставки без-
от слова водный, второе слово образовалось с
помощью суффикса прилагательного -н-
от слова вода.
3. Вод-.
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Этимологический анализ
Этимологический разбор нужен для выяснения первоначальной структуры слова, его прежних словообразовательных связей, для определения производящей основы и способа словообразо-вания и восстановления первичного значения слова. На уроках русского языка этимологичес-кий разбор производится под руководством учителя для объяснения прав описания слов, их происхождения и первичного значения.
Образцы этимологического разбора
Вождь
Заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф. -j- от той же основы, что и вод «вождь, вожак» (ср. пословицу Парень бы не мот, да деньгам-то не вод).
Порошок
Слово исконно русское. В современном русском языке имеет непроизводную основу. По пер-воначальный словообразовательным связям соотносилось со словом порох в значении «пыль», суффикс -ок имел уменьшительно-ласкательное значение. В основе слова произошли исторические изменения – опрощение. Причина: разрыв смысловых связей. Итак, слово порошок имеет этимологический корень порох- и уменьшительно-ласкательный суффикс -ок.