Открытый урок по теме "Сумма углов треугольника". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • Образовательная: изучение теорем о сумме углов треугольника и о внешнем угле треугольника;
  • Развивающая: рассмотрение нескольких способов доказательства теоремы, обобщение с использованием элементов исследования, развитие математической речи;
  • Воспитательная: рассмотреть одну из самых важных теорем планиметрии: теорему о сумме углов треугольника. Показать как практическое свойство углов треугольника, использованное в курсе математики 5 класса, доказывается в геометрии.

Оборудование: различные виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный); транспортир, линейка, треугольники, которыми пользуемся для чертежей в тетради и на доске.

ХОД УРОКА

Учитель: Напомните, какую тему мы изучали на предыдущих уроках.

Ученики: Признаки и свойства параллельных прямых.

Учитель: Сегодня на уроке полученные по этой теме знания помогут сделать открытия. Фигура, с которой мы будем работать, вам уже знакома. Сформулируйте определение треугольника.

Ученики: Треугольник – фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.

Учитель: Назовите элементы треугольника.

Ученики: Углы, стороны, вершины.

Учитель: Задание по рядам.

1 ряд: начертите острый угол;
2 ряд: начертите тупой угол;
3 ряд: начертите прямой угол.

Дополните рисунок до треугольника. Что для этого нужно сделать?

Ученики: Взять по точке на сторонах угла и соединить отрезком.

Плакат.

Виды углов Название треугольника по углам
острый остроугольный
тупой тупоугольный
прямой прямоугольный

Учитель: Бывают ли треугольники с двумя прямыми углами? С прямым и тупым углом?
Поступили предложения:

  1. Бывают.
  2. Таких треугольников не бывает.

Учитель: Как это обосновать? Поступило предложение сделать рисунок. Есть желающие выйти к доске и показать это на рисунке?
К доске выходит ученик и выполняет следующие рисунки.

Далее идет коллективное обсуждение. Лучи ВА и CD, KT и OH, RE и PL не пересекаются, значит, треугольник не получится. Сумма односторонних углов в первом случае больше, чем 180°, во втором случае также больше, чем 180°, а в третьем случае – равна 180°. В третьем случае прямые параллельны, а в первых двух случаях прямые расходятся. Делают вывод, что треугольник не может иметь два тупых или два прямых угла. А также в треугольнике не может быть одновременно один тупой и один прямой углы.

Учитель: Подведем итог. Мы выполнили некоторую практическую работу, сделали обоснование того факта, что треугольник не всегда существует. Его существование зависит от величины углов. Можно ли это посчитать доказательством?

Ученики: Доказательством считать нельзя.

Учитель: Как можно узнать, чему равна сумма углов треугольника?

Ученики: Практически – измерением. Теоретически – рассуждением.
Сделайте чертежи в тетради.
Найти сумму углов каждого треугольника.

Учитель: Мы уже рассуждали, пытались обосновать свои действия. Так может быть, мы уже доказали теорему?

Ученики: Какую?

Учитель: Хороший вопрос. Попытаемся ответить на него. Но прежде запишем тему урока.

(На доске выполняется запись: «Сумма углов треугольника».)

А теперь проверим домашнее задание. Какие результаты вы получили, измеряя транспортиром углы треугольника?

Ученики: Сумма углов треугольника равна: 179°, 190°, 182°, 185°, 202°, 178°, 181°.

Учитель: Что заметили?

Ученики: Все суммы близки к 180°. Значит, сумма углов треугольника равна 180°

Учитель: Итак, ребята, у вас появилась гипотеза, что сумма углов треугольника равна 180°. Однако у многих из вас в домашних условиях получились результаты, близкие к 180°, но не 180°. Как вы думаете, почему такие разные у вас результаты?

Поступили ответы:

  1. Неверно измерили углы, нужно быть точнее.
  2. Нашел сумму углов не верно.
  3. С помощью транспортира можно только приближенно измерять, всегда будут ошибки.

Учитель: Нет, ребята, обижаться на транспортир не надо, нужно помнить, что измеряя, мы получаем приближенные значения. Сумма углов треугольника была практическим путем установлена, вероятно, еще в Древнем Египте. Прокл утверждал, что доказательство этого факта было известно еще в 5 веке до н.э. Однако у нас с вами есть гипотеза: сумма треугольника равна 180°.
Сформулируем теорему.

Поступили предложения:

  1. Сумма углов треугольника равна 180°.
  2. Если дан треугольник, то сумма всех его углов равна 180°.
  3. Если дан треугольник, то сумма его внутренних углов равна 180°.

Путем обсуждения выяснили, что вторая и третья формулировки удобнее. Первую формулировку не отвергаем, она также имеет право на существование.

Учитель: Продолжим работу со второй формулировкой. Какие слова в данной формулировке считаете главными?

Поступили предложения:

  1. Дан треугольник.
  2. Сумма 180°.
  3. Сумма всех углов.
  4. Все слова важны.

Учитель:  Обратим внимание на третью формулировку. Какие слова в данной формулировке вы считаете главными?

Поступили предложения:

  1. Треугольник.
  2. Сумма 180°.
  3. Сумма внутренних углов.
  4. Все слова важны.

Учитель: Итак, ребята, каждый для себя выбрал главные слова. Но отдельно эти слова мы рассматривать не будем. Вернемся к формулировке теоремы, которая записана на доске. Запишем условие, выполним чертеж:

Учитель: Где мы встречали это число?

Поступили предложения:

  1. Величина развернутого угла равна 180°.
  2. Сумма смежных углов равна 180°.
  3. Сумма односторонних углов равна 180°.

Учитель: Как можно использовать сведения о развернутом угле, смежных углах, односторонних углах при доказательстве теоремы? Как связать эти сведения с отысканием суммы углов треугольника?

После обсуждения поступили предложения.

  1. Провести прямую а || ВС
  2. «Собрать» развернутый угол около одной из вершин.
  3. Угол 1 = углу 4, накрест лежащие при а || ВС и секущей АВ.
  4. Угол 5 = углу 2, накрест лежащие при а || ВС и секущей АС.
  5. Угол 4 +  угол 3 + угол 5 = 180°  развернутый угол, значит
  6. Угол 1 + угол 3 + угол 2 = 180° сумма углов треугольника.

Учитель: Итак, ребята, подведем итог. Мы доказали интересную теорему, одну из важных теорем геометрии. Что утверждает новая теорема?

Ученики:  Сумма трех внутренних углов любого треугольника равна 180°.

Осталось ответить на следующие вопросы:

  1. Если одни из углов треугольника прямой, то какими будут два других угла?
  2. Если треугольник прямоугольный, то чему равна сумма острых углов треугольника?
  3. Если один из углов треугольника тупой, то чему равна сумма двух других углов?
  4. Могут ли все три угла треугольника быть равными?
  5. Чему равна градусная мера каждого из них?
  6. Могут ли все углы треугольника быть острыми?

Закрепление:

Учитель: Урок подошел к завершению. Спасибо, вы все хорошо потрудились. Напоминаю, что нужно выполнить дома.

  1. Составить план доказательства теоремы.
  2. Записать вопросы, возникшие после изучения.
  3. Придумать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.

Домашнее задание: п.30, №224, 223 (в,г).