Цели урока:
- обобщить знания детей по теме: «Устное народное творчество»;
- воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу, любознательность;
- вырабатывать умение работать в группе, обогащать словарный запас, развитие общего кругозора.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Дети заранее разбиты на группы, и сидят в своих группах; 4 группы по 7 человек, выбирают помощника учителя).
2. Объявление темы урока в занимательной форме
Конкурс «Узнай героя и его сказку» (читают заранее подготовленные дети или учитель)
а) Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтёшь!б) Скок-поскок, скок-поскок
через море и лесок!
По пути нашёл Жар-птицу
И красавицу – девицу
Ну, а глупого царя
обмануть сумел не зря
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк
Всем известный («Горбунок»)в) Кто работать не хотел
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись
Сказка известна любому ребёнку
И называется («Три поросёнка»)г) Удивляется народ:
едет печка, дым идёт,
а Емеля на печи
ест большие калачи
Чай сам наливается
По его хотению
А сказка называется («По щучьему велению»)д) Прямо в болото упала стрела
а в этом болоте царевна жила
Как звали царевну, скажи мне на ушко
Я знаю – ты помнишь («Царевна-Лягушка»)е) Сидит в корзине девочка
у мишки за спиной
Он сам того не ведая,
несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь! («Маша и Медведь»)
– Кто догадался, какая сегодня тема урока будет? Правильно, «Русские народные сказки».
3. Основной этап
Каждая группа выбрала помощника учителя. У него есть значок.
– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, о животных)
У каждой группы лежат книги сказок
– Выберите, какие из этих сказок можно назвать
волшебными? Покажите.
– Какие сказки можно назвать бытовыми? Покажите.
– Какие сказки можно назвать о животных?
Покажите.
– Теперь выберите себе книгу.
– В группах помощник учителя послушает чтение
каждого, и лучший чтец в группе прочтёт отрывок
сказки вслух всем. Остальные группы отгадывают:
отрывок из какой сказки сейчас читают.
(Далее дети тихо читают в группах, затем чтение вслух. Учителя помогают, слушают, контролируют )
1 группа (читают, все слушают, затем вопрос)
– Отрывок из какой сказки прочитал(а) ...?
– Чем закончилась эта сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Чему учит эта сказка?
2 группа
– Отрывок из какой сказки прочитал(а) ...?
– Чем закончилась эта сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Чему учит эта сказка?
(Те же вопросы группе 3 и 4 )
Вывод: Чему учат эти сказки?
– Все сказки учат добру, во всех сказках добро побеждает .
4. Физминутка
5. Словарная работа
(для выработки быстроты чтения устоявшихся выражений встречающихся в сказках)
Доскажи словечко» (устно)
1) Курочка-(Ряба)
2) Баба-(Яга)
3) Жар-(Птица)
4) Иванушка-(дурачок)
5) Царевна-(Лягушка)
6) Гуси-(Лебеди)
7) Ковёр-(самолёт)
8) Скатерть-(самобранка)
9) Сапоги-(скороходы)
Если будет время, то 3-му классу:
– В кого превратился Иванушка из сказки
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (В
козлёнка)
– Помнишь ли ты имя героини, которую хотела
погубить ведьма? (Алёнушка)
– О ком сказано «бежит земля дрожит, из ушей дым
столбом валит,из ноздрей пламя пышет? (Конь)
– Кто был хозяином Жар-птицы? (Царь Афронт)
– Молодцы! Хорошо справились с заданием.
6. Развитие речи
а) Сказки учат добру и мудрости. Какие
произведения устного народного творчества тоже
учат мудрости? (Пословицы и поговорки)
На парте у каждого есть листки бумаги. На бумаге
потерялись пословицы. Надо стрелкой соединить
начало пословицы и её продолжение.
Кончил дело людей насмешишь
Поспешишь гуляй смело
Грамоте учиться в большой мороз
Береги нос всегда пригодится
При солнышке тепло сам себя губит
Кто других не любит при матушке добро
После того как дети на листочках соединили пословицы спросить:
– Как ты понимаешь первую пословицу?
– Как ты понимаешь вторую пословицу?
– Как ты понимаешь третью пословицу?
– Как ты понимаешь четвёртую пословицу?
б) – А теперь в учебниках по чтению «Родная речь » найдите ту сказку, которая вам понравилась больше всего. В полголоса прочитайте небольшой отрывок помощнику учителя, а он нам потом скажет, кто читал лучше всех.
(После чтения помощники скажут, кто читал лучше всех)
7. Итоги урока
– Сказки какого народа мы сегодня вспоминали?
– О каких видах сказок мы сегодня говорили?
– Какие сказки вы запомнили?
– Какие поговорки запомнили?
8. Оценивание работы классов
– Перед вами карточки с пятёрками (бумажная карточка с изображением цифры 5). Отдайте её тому, кому вы бы её поставили. Получившие карточку получат 5 в дневник.
– Встаньте те, кто получил 5. Молодцы!