Описание открытого урока-игры "Устное народное творчество"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • обобщить  знания  детей  по  теме: «Устное  народное  творчество»;
  • воспитывать  любовь  к  книге, внимательное  отношение  друг к другу, любознательность;
  • вырабатывать умение работать в группе, обогащать словарный запас, развитие общего кругозора.   

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент.

Дети  заранее  разбиты  на  группы,  и  сидят в своих  группах;    4 группы по 7 человек, выбирают помощника учителя).

2. Объявление темы урока в занимательной форме

Конкурс «Узнай героя и его сказку» (читают заранее подготовленные дети или учитель)

а) Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж
Сказку заново прочтёшь!

б) Скок-поскок, скок-поскок
через море и лесок!
По пути нашёл Жар-птицу
И красавицу – девицу
Ну, а глупого царя
обмануть сумел не зря
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк
Всем известный  («Горбунок»)

в) Кто работать не хотел
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись
Сказка известна любому ребёнку
И называется  («Три поросёнка») 

г) Удивляется народ:
едет печка, дым идёт,
а Емеля на печи
ест большие калачи
Чай сам наливается
По его хотению
А сказка называется («По щучьему велению»)

д) Прямо в болото упала стрела
а в этом болоте царевна жила
Как звали царевну, скажи мне на ушко
Я знаю – ты помнишь («Царевна-Лягушка»)

е) Сидит в корзине девочка
у мишки за спиной
Он сам того не ведая,
несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь! («Маша и Медведь»)

– Кто догадался, какая сегодня тема урока будет? Правильно, «Русские народные сказки».

3. Основной этап

Каждая группа выбрала помощника учителя. У него есть значок.

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, о животных)

У каждой группы лежат книги сказок

– Выберите, какие из этих сказок можно назвать волшебными? Покажите.
– Какие сказки можно назвать бытовыми? Покажите.
– Какие сказки можно назвать о животных? Покажите.
– Теперь выберите себе книгу.
– В группах помощник учителя послушает чтение каждого, и лучший чтец в группе прочтёт отрывок сказки вслух всем. Остальные группы отгадывают: отрывок из какой сказки сейчас читают.

(Далее  дети тихо  читают в группах, затем  чтение вслух. Учителя помогают, слушают, контролируют )

1 группа (читают, все слушают, затем вопрос)

– Отрывок из какой сказки прочитал(а) ...?
– Чем закончилась эта сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Чему учит эта сказка?

2 группа

– Отрывок из какой сказки прочитал(а) ...?
– Чем закончилась эта сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Чему учит эта сказка?

(Те же вопросы группе 3 и 4 )

Вывод: Чему учат эти сказки?

– Все сказки учат добру, во всех сказках добро побеждает .

4. Физминутка

5. Словарная работа

 (для выработки быстроты чтения устоявшихся выражений встречающихся в сказках)

Доскажи словечко» (устно)

1) Курочка-(Ряба)
2) Баба-(Яга)
3) Жар-(Птица)
4) Иванушка-(дурачок)
5) Царевна-(Лягушка)
6) Гуси-(Лебеди)
7) Ковёр-(самолёт)
8) Скатерть-(самобранка)
9) Сапоги-(скороходы)

Если будет время, то 3-му классу:

– В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?  (В козлёнка)
– Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? (Алёнушка)
– О ком сказано «бежит земля дрожит, из ушей дым столбом валит,из ноздрей пламя пышет? (Конь)
– Кто был хозяином Жар-птицы? (Царь Афронт)

– Молодцы! Хорошо справились с заданием.

6.  Развитие речи 

а) Сказки учат добру и мудрости. Какие произведения устного народного творчества тоже учат мудрости? (Пословицы и поговорки)
На парте у каждого есть листки бумаги. На бумаге потерялись пословицы. Надо стрелкой соединить начало пословицы и её продолжение.

Кончил дело                    людей насмешишь
Поспешишь                     гуляй смело
Грамоте учиться             в большой мороз
Береги нос                       всегда пригодится
При солнышке тепло     сам себя губит
Кто других не любит     при матушке добро

После того как дети на листочках соединили пословицы спросить:

– Как ты понимаешь первую пословицу?
– Как ты понимаешь вторую пословицу?
– Как ты понимаешь третью пословицу?
– Как ты понимаешь четвёртую пословицу?

б) – А теперь в учебниках по чтению  «Родная речь » найдите ту сказку, которая вам понравилась больше всего. В полголоса прочитайте небольшой отрывок помощнику учителя, а он нам потом скажет, кто читал лучше всех.

(После чтения помощники скажут, кто читал лучше всех)

7. Итоги урока

– Сказки какого народа мы сегодня вспоминали?
– О каких видах сказок мы сегодня говорили?
– Какие сказки вы запомнили?
– Какие поговорки запомнили?

8. Оценивание работы классов

– Перед вами карточки с пятёрками (бумажная карточка с изображением цифры 5). Отдайте её тому, кому вы бы её поставили.  Получившие карточку получат 5 в дневник.

– Встаньте те, кто получил 5. Молодцы!