Открытый урок русского языка по теме "Перенос слов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов.

Оборудование:

  • телевизор,
  • macintosh,
  • учебник русского языка для 1 класса, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,
  • методическая литература,
  • презентация урока,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • рабочие тетради учащихся.

Литература:

  • Учебник русского языка для 1 класса, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,
  • Методические рекомендации к учебнику русского языка для 1 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,
  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г Горецкого, автор О.И. Дмитриева,
  • Новое справочное пособие по русскому языку 1 класс, авторы: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Задачи:

1. Формирование предметных умений:

– делить слова на слоги для переноса;
– правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, пробел, знак препинания в конце предложения);
– писать каллиграфически правильно;
– составлять предложения из слов;
– записывать правильно слова и предложения;
– проверять написанное, сравнивая с эталоном.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения:
– ставить цели деятельности;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;
регулятивные умения:
– формулировать цель деятельности на уроке;
– комментировать последовательность действий на уроке;
– работать по плану;
– высказывать свое предположение на основе учебного материала;
– оценивать результаты выполненного задания по учебнику и электронному приложению;
– осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
– давать оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
– определять границы знания и незнания материала;
– совместно с учителем проводить анализ учебного материала;
– делать выводы в результате совместной работы в классе;
коммуникативные умения:
– формулировать собственные мысли в устной форме;
– слушать и слышать речь других;
– учиться работать в паре.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Приложение 1. Слайд 2

Слышите: звенит звонок?
Начинается урок.
Книжки, ручки – все в порядке?
Ждет работа нас в тетрадке.

II. Актуализация знаний учащихся, мотивация

– Какие цели ставите на уроке русского языка?
= Красиво и грамотно писать слова.
= Писать слова с наклоном вправо.
= Не пропускать буквы в словах и не писать лишние.

Чистописание.

– Какой одинаковый звук в словах: дом, конь, бой
= Звук О
– Дайте характеристику звука О
= Гласный(ударный, без ударный).
– Сегодня мы будем работать над написание строчной буквой о и строчными буквами б, в.
– Какой одинаковый элемент есть в этих буквах?
= Одинаковый элемент – овал.
– Давайте вспомним как пишется строчная буква о и строчные буквы б и в.
(Учитель и дети пишут буквы в воздухе с подробным комментированием учителя).
– А теперь напишем буквосочетание с нижним соединением (ов, об).
(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).
– Что мы написали?
= Слоги
– Что такое слог?
= Слог – это буквосочетание, в котором есть гласная буква. Слог может состоять и из одной гласной буквы. Например: олень.

Ш. Словарная работа

– Сейчас мы будем работать со словарными словами.
– Отгадайте загадки:

Прилетела на базар
Громко всем сказала: «Кар!»
Пусть я в школе не учена,
Но умна, ведь я – (Ворона).

– Возьмите сигнальные карточки, покажите гласную, которую нужно вставить вместо точки. Запишите слово в тетрадь со строчной буквы. Проверьте.

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладёшь
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я – (Пенал).

С латинского языка ПЕННА – «перо» (гусиные перья). ПЕНАЛ – коробочка для хранения предметов для письма и рисования (толковый словарь стр. 138)

Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
– Просыпайтесь поскорей –
Всех торопит (Воробей).

– Что можно сделать с этими словами?
= Поставить ударение,
= Подчеркнуть безударные гласные,
= Разделить на слоги,
= Составить и записать предложение,
– Какое слово лишнее?
= Пенал.
– Почему?
= Он – учебная вещь, а остальные – названия птиц.
= В нем два слона, а в остальных три слога.
– Как определить количество слогов?
= Сколько в слоге гласных, столько и слогов…
– Вы мне сказали, что сколько в слове слогов знает каждый из учеников. Я хочу это проверить. Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись». (На экране появляется слово.

Слайды №№ 3-13

Дети определяют количество слогов в слове и показывают нужную цифру на сигнальной карточке. Учитель показывает правильный ответ).
Слова: кот, лисица, ручьи, пенал, капель, весна, карандаш, Ира, подснежник, весело, облака.
Игра показала, что вы не ошибаетесь в определении количества слогов в словах. Значит вы это знаете очень хорошо.

– Какие вам встретились словарные слова?
= Лисица, пенал, весело, карандаш.
– Какие «весенние» слова встретились.
= Весна, подснежник, капель, облака.
– Какие бывают облака?
= Слоистые (картинку) – похожие на слой тумана или пелену,
= Перистые (картинку) – состоят из ледяных кристаллов, имеют вытянутую форму,
= Кучевые (картинку) – белые пушистые, огромные.
– А какие облака в небе весной?
= Кучевые(пушистые).

IV. Постановка учебной проблемы

– Составьте предложения со словами: по, пушистые, облака, весеннему, плывут, небу.
= По весеннему небу плывут пушистые облака – сейчас мы будем записывать предложение.
– Какие правила мы знаем для правильной записи предложения?
= Предложение начинаем записать с заглавной буквы, пробел, в конце предложения ставим точку или вопросительный знак или восклицательный знак (ученик записывает предложение на доске)
(Так как в предложении много слов, то у учащихся возникает затруднение, связанное с переносом слов).
– Какое возникло затруднение?
= Слово не помещается на строке,
= Слово надо перенести на другую строку, но нас приучили дописывать строчки до полей или до корешка тетради.
– Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другу нужно по правилам, или перенести слово можно в любом месте?
Думаем, что слова надо переносить по правилам.

V. Формирование проблемы, планирование предстоящей работы

– Итак, что нам предстоит узнать?
= Правила переноса слов.
– Для чего нужно знать правила переноса слов?
= Если на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить его нужно по правилам.
– Чему вы можете научиться сегодня?
= Научимся правильно переносить слова.
– Назовите тему урока.
= Перенос слов.
– По какому плану будем работать?

1. Узнаём правила переноса.
2. Будем учиться применять новое знание на письме.

(Фиксация плана на доске).

VI. «Открытие» нового знания

Выдвижение гипотезы.

– Что мы уже умеем делать очень хорошо?
= Мы умеем делить слова на слоги.
– Так как мы умеем делить слова на слоги, что можно предположить?
= Можно предположить, что слова надо переносить по слогам.
– Проверим наши предположения.

VII . Формулирование первого правила

Чтение правила по учебнику стр. 37 (запомни).
– Прочитайте правило и проговорите его в паре.
Дописываем предложение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Денёк».

Пришел денёк,
Сел на пенёк.
День сидел,
День глядел.
На ель залез,
Совсем исчез.

– Как перенести слово денёк.

VIII. Формулирование второго правила

Проблемный вопрос

– Выскажите свое предположение, можно ли перенести с одной строки на другую слово ЛУЧ?
= Нет, в нем один слог.
– Можно ли перенести слово ИВА?
= Нельзя, так как одну букву нельзя оставлять на строке.
– Проверим свои предположения по правилу стр. 37 (обрати внимание).
– Прочитайте правило.
– Запомните и повторите (работа в паре).

IX. Применение новых знаний

Упражнение в делении слов для переноса. Работа с электронным приложением к урокам русского языка. Тема: Перенос слов. Упражнение «Помоги братьям лосям опуститься на землю» (работа в паре).
– Что нужно сделать?
= Распределить слова в две корзины:

  • Слова, которые нельзя перенести.
  • Слова, которые можно перенести с одной строки на другую.

– По какому плану будем выполнять задание?

1. Делю слово на слоги.
2. Делю слово для переноса.

Проверка по доске.

– Просигнальте, кто справился.
– Закрыли ПК.

Физкультминутка для глаз

Мы задание выполняли,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем.
А потом галопом вниз,
Ты не жмурься, улыбнись.

X. Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых заданий на карточках.

  • Раздели слова для переноса: весна, окно, грачи, лейка.
  • Раздели слова для переноса, где это возможно: чайка, Ира, ледок, сосулька, лёд.

XI. Подведение итогов

– Какая была тема урока?
= Перенос слов.
– Объясните, для чего нужно знать правила переноса слов?
– По какому плану вы работали?
= Узнали правило переноса, учились применять новое знание на письме.
– Какие правила переноса слов запомнили?
= Слова переносим по слогам.
= Слог из одной буквы не оставляем и не переносим на другую строку.
– Какие цели ставили и каких достигли?
= Красиво и грамотно писать слова.
= Писать слова с наклоном вправо.
= Не пропускать буквы и не писать лишнее.
– Какую цель ставите на следующий урок русского языка?
= Научиться правильно переносить слова при записи предложений и текста.

XII. Рефлексия учебной деятельности

– Постарайтесь закончить предложение.

На уроке я учился …
Теперь я знаю, что слова переносятся …
Теперь я знаю, что при переносе одну букву …
Самостоятельно я выполню …

– Оцените свою работу.

Слайд № 15

Покажите символом – смайликом свое настроение. У всех смайлик «улыбается», значит урок удался.

Слайд № 16