Урок окружающего мира по теме "Воздух и его охрана". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • познакомить детей с составом и основными физическими свойствами воздуха; познакомить с понятием "атмосфера";
  • определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
  • закреплять представления о газообразных веществах;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

ХОД УРОКА

1. Opгмомент. Путь к познанию (Приложение 1, слайд 1)

– Ребята, настраиваемся на рабочую волну и шагаем по ступеням знаний.

2. Введение в тему урока (слайд 2)

– Разгадайте кроссворд.

Вопросы:

  1. Наука о веществах (химия)
  2. С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  3. Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная... (кислота)
  4. Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
  5. Овощ, из которого получают сахар (свёкла)
  6. Разновидность сахара (глюкоза)

3. Сообщение темы урока

– Что вы знаете о воздухе?
– Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

4. Знакомство с новым материалом

Что такое воздух?

– Для начала проделаем простые опыты. Помашите тетрадью перед своим лицом. Что вы почувствовали? Ветер – это движение воздуха.
– В руках у меня пустая бутылка. Закроем ее и попробуем сжать.
– Что происходит? Объясните.
– А теперь откроем бутылку и сожмем ее. Что произошло?
– О чем говорят эти опыты? (Воздух находится повсюду вокруг нас, занимает любое пространство.)
– Сейчас мы представим, что находимся в космосе. (слайд 3)
– Что вы увидели? (Планета окутана воздухом, как одеялом)
– Это атмосфера. Слово «атмосфера» происходит от двух слов «атмос» – дыхание, «сфера» – шар. Другими словами, атмосфера это воздушная оболочка Земли. Ее еще называют воздушным океаном. Оказывается, мы с вами ходим по дну воздушного океана.
– Зачем же он нужен?
– Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью – стоградусные морозы. Тогда планета стала бы такой же безжизненной, как Луна.

Состав воздуха (слайд 4)

– Перед вами диаграмма, на которой условно изображён воздух. Что вы можете сказать? (Воздух состоит из трех газов: азот, кислород углекислый газ; больше всего в воздухе азота, меньше – углекислого газа.)
– Кроме этих газов в воздухе есть примеси: водяной пар, пыль, дым.

Контроль:

– Восстановите диаграмму. РТ с. 18 №1 Проверка!
– Подчеркните название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

Свойства воздуха (слайд 5)

Работа в группах

Прочитайте запись и подчеркните только то, что относится к воздуху.
Проверка! Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, газообразное вещество. Мы с вами определили свойства воздуха.

Физминутка

– Представьте, что вы собираетесь задуть свечи на именинном торте. Как вы это сделаете? Представьте, что вы нюхаете прекрасный цветок. Как вы это сделаете?

Свойства воздуха (продолжение)

– Представим, что мы с вами ученые. Нам предстоит узнать еще о нескольких свойствах воздуха, для этого проделаем опыты. (слайд 6)

Опыт 1. Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Есть ли вода в трубке? Будем нагревать колбу. Что происходит? (Идут пузырьки) Что происходит с воздухом при нагревании? (Расширяется) Как это объяснить? Прочитаем вывод в учебнике на стр. 47 (слайд 7)

Опыт 2. Положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы наблюдаем? (Вода поднимается в трубке) Что происходит с воздухом при охлаждении? (Он сжимается). Сверим наш вывод с выводом в учебнике.

РТ стр. 19 №2 (работают в парах) Проверка!

– Ребята, вы ничего не заметили? (Осталась еще одна строка)
– Еще об одном свойстве вы узнаете, прочитав задание №4. Будьте внимательны! (Ученики читают задание про себя, затем вслух, делают вывод)

Подумай! (слайд 8)

– Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»
– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только, на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека. А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения (слайд 9)

– Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль; автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ; пожары, извержения вулканов; загрязнение земли не переработанным мусором.
– Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым?
– Почему вы считаете это важным?

5. Обобщение (слайд 10)

Составление синквейна

– Назовите тему урока одним словом (Воздух)
– Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха)
– Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется)
– Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!)
– Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6. Итог урока

– Наш урок заканчивается. Кому сегодня было легко на уроке? Кто испытывал трудности?

Д/3 учебник с. 44-48, РТ с. 19 №3,4