Выразительные движения имеют большое значение в человеческом общении, так как восприятие внешнего выражения эмоций побуждает к ответным эмоциональным переживаниям и реакциям людей. Владение выразительными движениями способствует более тонкому пониманию мимики и пантомимики другого человека. В процессе развития общения они приобретают свойства своеобразного “языка” для передачи оттенков чувств, желаний, отношений к событиям в жизни.
Видную роль в человеческом общении играет восприятие внешнего выражения эмоций. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста, движения тела другого человека. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительным движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи.
Мимика – это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Без слов можно узнать о его тех или иных чувствах и настроениях.
Пантомимика – это тоже форма выразительных движений человека, которая отражает изменения в походке, осанке, жестах, передающие его психическое состояние, переживание, отношение к тем или иным явлениям. Обычно изменения пантомимики возникают непроизвольно и характеризуют внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.
У детей с нормальным зрением развитие выразительных движений происходит в общении со сверстниками и взрослыми. В значительной мере это осуществляется по подражанию и для их восприятия требуется участие всех анализаторов. При этом значительная роль принадлежит зрительному анализатору.
Дети с нарушенным зрением не могут в полном объеме визуально воспринимать сигналы, поступающие от партнеров по общению. Испытывая из – за нарушения зрения трудности восприятия выразительных движений (мимики, пантомимики) партнера, они не в полной мере понимают его состояние. Это приводит к неадекватной характеристики партнера и его эмоционального состояния. Такое положение еще более осложняется отсутствием четких и полных представлений о мимике и пантомим, которые у детей с нарушением зрения непрочные, расплывчатые. В связи с этим процесс межличностного общения затрудняется. Также у таких детей имеются значительные трудности в восприятии эмоциональных состояний и действий изображенных персонажей. Основная причина данного затруднения – низкий уровень владения детьми с нарушением зрения выразительными движениями.
Все это говорит о необходимости систематического формирования и развития у данной категории детей выразительных движений – мимики и пантомимики, т.е. невербальных средств общения.
Вашему вниманию мы хотим предложить игры и упражнения, которые используем в своей работе с детьми по формированию и развитию невербальных форм общения.
Хоровод
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятия напряжения.
Описание игры: дети встают в круг и по команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, счастливого зайца.
Люблю – не люблю
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Описание игры: педагог, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Удивление
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
Цветок
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Мимика: Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.