урока:
- познакомить с Куликовской битвой;
- формировать представление о подвигах защитников Руси;
- развивать интерес к истории, любовь к Родине, умение рассуждать и анализировать
Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)
1) слушать;
2) думать;
3) узнавать;
4) сравнивать;
5) делать выводы.
III. Актуализация знаний. Слайд 3.
- Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют отдельно от класса и самостоятельно.)
- Откройте тетради на странице 22.
Выполним графический диктант. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?
1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.
2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.
3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.
4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.
5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.
Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву “К”.
1.
2.
3.
1. Прозвание князя Ивана Даниловича.
2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.
3. Укрепленный центр древнерусского города.
IV. Определение содержания, темы урока по названию произведения.
- Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.
- А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)
- Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы Росии”)
- Куликовская битва. Слайд 4.
V. Работа над новой темой.
- Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.
Дети слушают песню.
Слайд 5. Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.
Слайд 2.
Часть 1
Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в
Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.
- Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите на доске подсказки – пословицы:
- Лучше биться орлом, чем жить зайцем
- Смелость города берет
- Храбрец в день битвы познается
Ответы детей: смелость, храбрость, отвага...
Слайд 6.
Часть 2
Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались
гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.
- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.
- А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)
- А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:
- Ум дороже золота
- Разум силу победит
- У умной головы сто рук
Ответы детей: ум, мудрость ...
Слайд 7.
Часть 3
А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.
- Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)
- О чем это говорит?
Пословицы на доске:
- Не по нашему хотенью, по Божью изволенью
- Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море
- Человек так, а Бог инак
- Человек предполагает, а Бог располагает
Ответы детей: вера в Бога...
Слайд 8.
Часть 4
В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,
8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Учитель показывает на карте это место.
Слайд 9.
Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.
- А какой черте характера это говорит? Пословицы:
- И тихая вода крутые берега берет
Ответы детей: Скромность...
Слайд 10.
Часть 5
Читает учитель
И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.”
- Как это характеризует князя? Пословицы:
- Честь чести и на слово верит
- Береги честь с молоду
Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)
Слайд 11.
Часть 6
Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Слайд 12.
И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.
Слайд 13.
Начали враги теснить русских воинов.
- А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял)
Слайд 14.
Часть 7
И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.
Значение победы. Слайд 15.
- Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.
Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.
Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.
Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
VI. Физкультминутка под музыку.
Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
VII. Закрепление изученного.
- Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем
3. Приток Дона близ места Куликовской битвы
4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве
7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.
9. Военачальник монголо-татар
10. Русский богатырь, противник Челубея
11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря
По вертикали:
2. Основатель Троицкого монастыря
5. Поле битвы 8 сентября 1380 года
6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам
8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве
По горизонтали: По вертикали: 1. Челубей 3. Непрядва
4. Донской
7. Калита
9. Мамай
10.Пересвет
11. Ослябю
2. Сергий 5. Куликово
6. Москва
8. Дмитрий
- Молодцы! Хорошо усвоили материал.
VIII. Потомки помнят.
- Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.
Слайд 16. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.
Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.
Слайд 18. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.
Вывод
- Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)
- Правильно, ребята!
Слайд 19.
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.
IX. Работа в парах.
- А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.
- Проверим вашу работу.
- Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?
- Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!
- Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!
X. Рефлексия.
- Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?
Дети отвечают.
- Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.
XI. Итог урока.
- Ребята, что же нового вы узнали на уроке?
Дети отвечают.
- Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.
XII. Домашнее задание.
Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.
Используемая литература.
1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2009г., стр.70–72, тетрадь “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2012г., стр. 22–26
2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва “Вако” 2008г.,стр.287
3. Ресурсы Интернета