Открытый урок по русскому языку на тему "Деепричастие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательная: повторение и обобщение знаний обучающихся о глагольных формах;
  • Развивающая: развитие навыков морфологического разбора деепричастий, употребления деепричастий в речи.
  • Воспитательная: воспитывать чувство работать в команде, понимание сущности выбранной профессии.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Вид урока: комбинированный

Межпредметные связи: литература, технология

Оборудование: презентация (Приложение 1), карточки-задания (Приложение 2), интерактивная доска, проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение целей и темы урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Словарный диктант.

Ледяная вода, Серебряный век, взволнованный человек, печеный хлеб, незваный гость, мощёный тротуар, раненный пулей зверь, иллюстрированный журнал, масленый блин, груженные снедью вагоны, обвешаны цветами, масляная краска, отъявленный мошенник, мудрёный вопрос, возвышенный стиль.

2. Беседа

– Дайте определение деепричастию. (СЛАЙД)
(Деепричастие – особая форма глагола, обозначающее добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.)
– На какие вопросы отвечает деепричастие?
(Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему?)
– Назовите морфологические признаки деепричастия. (СЛАЙД)
(Объединение в одном слове признаков глагола и наречияJ

Признаки глагола Признаки наречия
вид
залог
управление зависимыми словами
неизменяемость
синтаксическая роль

Деепричастия выступают обычно в форме действительного залога.
– В чем заключается морфемный признак деепричастия?
(Суффиксы -а, -я, -в, -вши, -ши: бегая, взглянув, умывшись)
– Назовите синтаксический признак деепричастия.
(Деепричастие зависит глагола и в предложении является обстоятельством.)
– Расскажите, как определяется и обособляется деепричастный оборот.
(Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот обособляется запятыми после зависимого слова и перед зависимым словом. В некоторых случаях могут обособляться отдельные деепричастия).
– Что обозначают деепричастия совершенного и несовершенного вида?
(Деепричастия несовершенного вида обычно обозначают действие, происходящее одновременно с действием глагола-сказуемого.
Н-р: Рассекая волны, к берегу подплыл корабль. 
Деепричастия совершенного вида обозначают действие, происходившее раньше действия, выраженного глаголом-сказуемым.
Н-р: Выключив станок, мастер продолжил читать лекцию.

3. Выполнение упражнений.

Давайте вспомним, как образуются деепричастия. (СЛАЙД)

 

Основа

Суффикс

Примеры

Деепричастие несовершенного вида основа глагола настоящего времени -а, -я, -учи, -ючи несут – неся, трещат – треща, идут – идучи, жалеть – жалеючи (устар.)
основа инфинитива или основа глагола прошедшего времени -в, -вши, -ши ехать – ехавши
Деепричастие совершенного вида основа инфинитива или основа глагола прошедшего времени -в, -вши, -ши разобрать – разобравши, рассмеяться – рассмеявшись, вытрясти – вытрясши

Задание: от данных глаголов образуйте деепричастия настоящего и прошедшего времени. (у доски).

а) Красить (краси+в), штукатурить (штукатури+в), шпатлевать (шпатлева+в), изготавливаю (изготавлива+я), стекает (стека+я), перекрывать (перекры+в), пересекаются (пересека+я+сь), наносили (наноси+в).

б) Самостоятельная работа с карточками. (15 мин).

Из текста выбрать деепричастия, определить вид и образование.
Поверка самостоятельной работы.

в) Работа с текстом. (СЛАЙД)

(фронтальный опрос)

– Выполните словообразовательный разбор деепричастий.
– Найдите в тексте деепричастия и выполните морфологический разбор.

IV. Подведение итогов

– Дайте определение деепричастию.
– Назовите морфологические признаки деепричастия.
– Определите синтаксическую роль деепричастия.

V. Домашнее задание