Урок музыки по теме "Особенности киномузыки". 9-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 9


Урок сделан на основе программы «Искусство. Музыка» Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Г.П.

Характеристика класса: средний уровень развития.

Вид урока: освоение нового материала.

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Результат урока: осознание школьниками роли и значения музыки в кино.

План урока

Этапы в соответствии с художественно-педагогическим замыслом урока

Задачи, реализуемые на этом этапе

Методы музыкального образования, используемые на этом этапе

Виды деятельности

Музыкальный материал, используемый на уроке

1 этап Закрепить знания о синтезе музыки и кинематографа – перспективы и ретроспективы;
– художественного контекста
Просмотр и анализ фрагмента фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
Анализ текста М. Горького
Фрагмент кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов»
2 этап Выявить причины появления оригинальной музыки к фильмам – размышления;
– перспективы и ретроспективы
Просмотр и анализ фрагмента фильма «Новые времена» Фрагмент кинофильма «Новые времена»
3 этап Обосновать  роль музыки в фильме – эмоциональной драматургии;
– нравственно-эстетического отклика на музыку
Просмотр и анализ фрагмента кинофильма  «Александр Невский»
Работа в парах по заполнению таблицы «Средства музыкальной выразительности»
Фрагмент кинофильма «Александр Невский»
4 этап Выявить своеобразие процесса создания музыки к кинофильму – размышления;
– художественного контекста
Анализ раскадровки фильма
Слушание музыки
Пение
Песенная викторина

Конспект урока

Учитель: Тема нашего урока «Особенности киномузыки»

Просмотр фрагмента из  кинофильма А. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»

Учитель: Почему фильм вызвал такую реакцию у зрителей?

Ученики: Люди ещё были не знакомы с кинематографом.

Учитель: Эти события являются исторической правдой или вымыслом режиссёра?

Ученики: Ответы

Учитель: Это кадры из фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда».
Термин кинематография переводится с греческого как «изображение движения». 28 декабря 1895 г. в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок тридцать пять человек, заплативших по франку за сеанс ещё никому не известного «синематографа», стали свидетелями рождения нового искусства.
«…На вас идёт издали курьерский поезд – берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить: начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив  у самого края картины… Публика нервно  двигает стульями – эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит… Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения… Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных», – так писал о воздействии первых киносеансов писатель Максим Горький.

Учитель: Произошли ли изменения в киноискусстве за последующие годы?
Ученики: Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Оно обладает свойствами  зримой литературы, движущейся живописи, цветомузыки.

Учитель: Интересно, что искушённый ценитель искусства, Горький сразу почувствовал недостаток звука и цвета – тех художественных средств, которыми кино обогатилось позднее, став синтетическим искусством. В кино слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, музыка создают единый образ.
Едва ли не на первых просмотрах «движущихся фотографий» почувствовалось: тишина, в которой на экране подъезжал поезд к станции, набегала волна на берег, ходили, размахивая руками и разевали рты люди, совершенно невыносима. Запечатленный кинокамерой вполне реальный, но обеззвученный мир казался давящим кошмаром, и для «задыхающегося» слуха первых кинозрителей стрекот проекционного  аппарата был не помехой, а единственной отдушиной.
Тогда-то и воззвал кинематограф к музыке.

Учитель: Кто озвучивал первые фильмы?

Ученики: Музыканты-аккомпаниаторы, звучание граммофонов за сценой.

Учитель: Импровизации тапёров (аккомпаниаторов) избавили кинозалы от гнетущего беззвучия. Не раз уже говорилось, что «великий немой», по сути, никогда не был немым: он издавал звуки – «бешеные звуки затравленного фортепиано», как выразился поэт О. Мандельштам в стихотворении «Кинематограф».

Просмотр фрагмента из  кинофильма Ч. Чаплина «Новые времена»

Учитель: В чём сложность работы тапёра?

Ученики: Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу.

Учитель: Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Разве это не решение проблемы?

Ученики: Музыка была одинакова во всех фильмах, переходила из одного фильма в другой.

Учитель: Облегчая задачу музыкантов-иллюстраторов, они в то же время порождали опасность стандартизации. Например, мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкой, комические фильмы – юморесками, приключенческие – галопом.
Постепенно кино превратилось из немого и черно-белого в цветное и звуковое. Нужда в тапёре отпала – с экрана понеслись реальные звуки: речь героев, рокот прибоя, гудки автомобилей, шаги, вздохи, шорохи. Казалось бы, теперь, научившись воспроизводить не только движение жизни, но и её звучание, кинематограф мог бы расторгнуть союз с музыкой. Но союз не распался, а лишь упрочился.
Получив в своё распоряжение звуковую дорожку, создатели кинолент в первую очередь пригласили не неё именно музыку, в дальнейшем прочно обосновавшуюся там, рядом с речью и шумами. То, оттесняя их, то уступая им первенство, то сливаясь с ними, она настолько срослась с киноизображением, что если, выходя из кинозала, мы не помним, была в фильме музыка или нет, то можно с уверенностью заключить, что она там была. Если бы её не было, мы непременно это бы заметили.

Учитель: Какую роль играет музыка в фильме?

Ученики: Музыка может быть фоном-иллюстрацией событий, может способствовать драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, помогает создать зрительно-слуховой образ исторической эпохи.

Учитель выписывает на  доске варианты высказываний учеников:

  • иллюстрация событий,
  • драматургическое развитие,
  • внутренний мир персонажа,
  • создание зрительно-слухового образа исторической эпохи.

Учитель: Попробуйте определить, какую роль играет музыка Сергея Прокофьева в эпизоде «Ледовое побоище» фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»?

Просмотр фрагмента из  кинофильма  «Александр Невский»

Ученики: Музыка способствует драматургическому развитию происходящего, позволяет создать целостный образ произведения.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для характеристики русских воинов и тевтонских рыцарей? Как с помощью музыки противопоставляет два противоборствующих лагеря?

Работа в парах над заполнением таблицы

Средства музыкальной выразительности Образ русских воинов Образ тевтонских рыцарей
Темп    
Лад    
Характер    
Динамика    
Музыкальные инструменты    

Ученики: Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность, напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая крестоносцев: жёсткие, суровые  звучности в оркестре, мелодии монотонны, угловаты. Тема «русской атаки» – лёгкая, полётная, напористая. Тема «атаки крестоносцев» – примитивная, резкая, тяжёлая.

Учитель: Можно ли считать сочинение музыки к фильму отдельным видом композиторской деятельности? В чём сложность этой работы?

Анализ  раскадровки кинофильма

Рисунок 1. Раскадровка эпизода «Ледовое побоище» из кинофильма «Александр Невский»

Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съёмки. Место композитора в среде микрофонов, вспышек фотоэлементов, целлулоидной спирали плёнки, миллиметровой точности, синхронности и математической выверенности длин и метража фильма.
Режиссёр составлял звукомонтажные схемы с точным хронометражём каждой сцены. Композитор по этим схемам сочинял музыку. «У нас с Эйзенштейном выработался такой метод работы: я просматривал в киностудии кусок фильма, … он попутно высказывал мне свои пожелания по поводу музыки. Вернувшись домой, я пишу музыку, пользуясь точными разметками в секундах».

Учитель: Да, назовём Сергея Прокофьева кинокомпозитором, потому что он понял, что настоящая киномузыка – не иллюстрация к «картинкам» на экране, не сопровождение отдельных эпизодов, а выражение внутреннего хода фильма, его образности, его драматургии в музыке. Всё, о чём говорил фильм, говорила на своём языке и музыка Прокофьева.

Учитель: Какую роль играет музыка в современных фильмах?

Ученики: Песни практически отсутствуют или остаются за кадром, одна инструментальная мелодическая тема повторяется в течение всего фильма. Обычно она яркая, запоминающаяся (приводятся примеры).

Учитель: Мы с вами на уроках неоднократно встречались с песнями, которые играют важную роль в раскрытии образа в кинофильме. Давайте вспомним эти песни. Каждому ряду задание по очереди: спеть несколько строк из песни.

Песенная  викторина

Домашнее задание

Найдите примеры фильмов, где музыка является фоном-иллюстрацией событий, способствует драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, создает зрительно-слуховой образ исторической эпохи.