Участники проекта:
- дети подготовительной логопедической группы;
- старший воспитатель,
- воспитатели,
- учитель-логопед,
- музыкальный руководитель,
- родители.
Актуальность:
«Человек – это уникальный мир культур,
вступающий во взаимодействие с другими
личностями – культурами,
творящем себя в процессе такого взаимодействия и
воздействующем на других»
М.М.Бахтина
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.
Очевидно, что многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Цель: формирование творческой личности через изучение разных культур, особенностей взаимодействия человека с природой в разных культурах и становление зачатков толерантности, уважения к чужой культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с природой и климатом
изучаемой страны, дать представление о красоте и
разнообразии растительного и животного мира.
2. Дать представление об особенностях жизни
человека в данных природных условиях,
познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и
бытом представителей изучаемой эпохи,
познакомить с традиционными занятиями данного
народа.
3. Способствовать использованию полученных
знаний в разнообразных видах деятельности.
4. Учить доброжелательно относиться к окружающим
людям, воспитывать культуру поведения в детском
саду, дома, в гостях, на улице.
5. Познакомить с различными источниками
получения информации .
6. Формировать интеллектуальные и личностные
качества дошкольников в ходе освоения всех
образовательных областей («Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество»,
«Музыка») наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области, с
обязательным психологическим сопровождением.
7. Развивать самостоятельность, коммуникативные
качества, память, мышление, творческое
воображение, музыкальные способности.
Предполагаемые итоги реализации:
1. Наличие первоначальных представлений о
различных мировых культурах, особенностях
взаимодействия человека с природой разных стран.
2. Создание системы знаний совместной
деятельности «ребенок – педагог», «Ребенок –
родитель».
3. Оснащение предметно-развивающей среды.
4. Становление устойчивого интереса к различным
источникам получения информации.
5. Взаимодействие с социумом (посещение музеев,
выставок, библиотек).
6. Приобщение к элементарным общепринятым нормам
и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми ( в том числе моральным).
1 этап: сбор информации, материалов для реализации проекта
1. Постановка проблемы, определение цели и задач
последовательной работы.
2. Сбор информации для реализации проекта.
3. Определение уровня знаний и представлений по
данному направлению, методы педагогической
диагностики..
4. Создание предметно-развивающей среды,
отражающей специфику проводимой работы по
поликультурному воспитанию.
5. Изучение передового опыта работы детских садов
ОАО «РЖД».
6. Подбор методической литературы и
информационного материала.
Педагогическая диагностика
Уровни сформированности знаний детей:
Высокий уровень (13-15 баллов)
- Знает название своего города, столицы России; называет материки и узнает (по иллюстрации) достопримечательности; знает и узнает флаг, герб России, может объяснить символику герба; называет природные богатства родного края и других стран мира,
- передает свое отношение к национальным особенностям культуры и традициям народов других стран.
Средний уровень (8-12 баллов)
- Знает название города, свой домашний адрес, герб России; затрудняется назвать материки, достопримечательности (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животный и растительный мир других стран, их национальные особенности. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
- Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику России, не называет материки, не знает особенностей культуры разных народов. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
II этап:
1. Овладение элементарными базовыми знаниями о
культуре разных народов и особенностях
взаимодействия человека с природой разных стран.
2. Развитие речи, кругозора, памяти, мышления,
коммуникативных качеств, творческого
воображения, музыкальных способностей
воспитанников.
3. Привлечение родителей к предстоящей
творческой работе.
Для работы в проекте «Мир вокруг нас» – нами были выбраны лексические темы:
1. Мой микрорайон.
2. Мой город.
3. Моя родина – Россия.
4. Растения наших лесов.
5. Дикие животные России.
6. Наша страна на карте мира.
7-9. Материки. Их сходство и отличия.
10. Путешествия. Моря и океаны.
11. Растения разных материков.
12. Животные жарких стран.
13. Животные холодных стран.
14. Морские обитатели.
15-18. Страны и народы мира.
19. Школы народов мира.
Лексическая тема: Материки. Их сходства и отличия.
Социализация
* Дидактическая игра «Угадай по описанию»
* Сюжетно-ролевая игра «Мы – путешественники»
*Сюжетно-ролевая игра «По пути В Индию»
*Сюжетно-ролевая игра «В северных морях»
Познание
*Рассматривание иллюстративного материала.
*Изучение справочно-энциклопедической
литературы.
*Беседы о материках.
*Просмотр видеосюжетов о материках.
*Просмотр мультфильма «Вокруг света с Лёликом и
Боликом».
*Просмотр м/ф «Рассказы прославленного моряка».
*Работа с интерактивной доской.
*Логопедические занятия познавательного цикла.
*НОД по каждому материку «Здравствуй, новая
земля!»
Развитие речи и коммуникация
*Составление рассказов по картинкам.
*Составление рассказов из личного опыта.
*Отгадывание загадок.
*Общение с гостями, побывавшими на разных
материках (Евразия: Китай, Индия, Чехия; Африка;
Антарктида).
*Общение друг с другом во время рисования и
изготовления карты материков.
*Загадывание загадок, словотворчество (сочинение
детьми).
*Звуковой анализ слов.
Чтение художественной литературы
*Смысловое чтение атласа «Мир и человек».
*Работа с атласом мира.
* Знакомство с картой материков.
*Чтение рассказов «География для малышей».
*Олег Тихомиров «Как Колумб открывал Америку» ж-л
«Мурзилка» 1 – 2005 г.
*Олег Тихомиров «Открытие Антарктиды» ж-л
«Мурзилка» 6 – 2002 г.
Продуктивная деятельность
*Объёмное конструирование «Карта мира».
*Коллективная аппликация.
*Создание альбома рисунков «Мы путешествуем по
миру».
*Совместно с родителями создание фотоальбома
«Путешествуйте сами, путешествуйте с нами!».
*Выставка рисунков «Здравствуй, новая земля!».
*Объёмное конструирование «Животные жарких
стран».
Художественн-эстетическая деятельность
*Прослушивание: Песенка друзей (Весёлые
путешественники).
*Разучивание песенок: «Песенка про шесть
материков».
*Муз. игра «Китайский дракон».
Физкультурно-оздоровительная работа
*Разучивание комплекса утренней гимнастики «На
северных морях» .
*Пальчиковая гимнастика «Африка».
*Подвижные игры.
*Физкультурный досуг «В Антарктиде» (способы
передвижения животных Антарктиды).
ОБЖ
Беседа с детьми «Путешествие. Как себя вести в дороге»
Используя созданный алгоритм (Приложение 1), работа над каждой страной уникальна.
Народы мира: Китай
*Описательный рассказ о Китае.
*Коллаж «Китай».
*Рассматривание китайских иероглифов.
*Традиционное китайское чаепитие.
*Лепка китайских дракончиков из солёного теста.
*Раскрашивание драконов из теста.
*Музыкальная игра «Китайский дракон».
Народы мира: Индия
*Разучивание индийского национального танца.
*Составление коллажа «Индия».
*Пересказ рассказа «Как слон хозяина спас».
*Активизация осязания и обоняния при опробовании
разных сортов индийского чая.
*Познавательное логопедическое занятие
«Национальный индийский костюм».
*Видеопрезентация «Страны мира».
Народы мира: Америка
*Ручной труд: Индейский национальный головной
убор(вышивка орнамента североамериканских
индейцев на головных повязках).
*Просмотр видеосюжета «Неоткрытая Америка».
*Коллаж «Северная Америка».
*Спортивные состязания «Американский футбол».
*Разучивание танца техасских ковбоев.
*Познавательное логопедическое занятие «В
гостях у индейского народа».
III этап:
- Обобщение опыта, определение результата практической деятельности, разработка алгоритма последующей педагогической работы по данному направлению.
- Представление результатов проекта для родителей.
Продуктивные результаты проекта
1. Преобразована предметно-развивающая среда:
– оборудованы уголки по поликультурному
воспитанию, которые дают возможность проводить
индивидуальную и подгрупповую работу с
воспитанниками по их интересам и предпочтениям;
– оборудование и дидактический материал несет
определенные сведения о разных мировых
культурах, особенностях взаимодействия человека
с природой разных стран;
– обновлены материалы для родителей.
2. В результате реализации проекта:
– у детей сформировались зачатки
толерантности и уважения к чужой культуре;
– у дошкольников сложился устойчивый интерес к
изучению культур разных стран;
– у воспитанников развились творческие, речевые,
музыкальные, лингвистические способности;
– сформировалось позитивное уважение к
представителям других национальностей;
– сформировалось умение ориентироваться в
информационном пространстве;
– дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые
игры с поликультурной тематикой, самостоятельно
развивая и усложняя сюжет игр;
– прослеживается сотрудничество и сотворчество
как равноправных партнеров, обеспечивается
диалогичность взаимодействия, возможность
самореализации каждого.
3. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по поликультурному воспитанию дошкольников.