Что значит обучать?
– Это систематически подталкивать обучаемых к
собственным открытиям.
Г. Спенсер
В условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходится решать проблемные задачи. Как добиться успехов в развитии ученика? Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного, повысить мотивацию к учению, качество обучения? На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии обучения. Но, несмотря на большое число педагогических инноваций, появившихся в последние годы, не так уж часто приходится сталкиваться с действительно оригинальными находками, несущими богатые развивающие возможности. Инновационной технологией можно назвать развивающий канон А.Б.Попова, к.т.н., доцента. Что же понимается под развивающим каноном (далее РК)? РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. РК можно успешно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, информатике и любым другим предметам. Его можно применять для тренинга памяти, аналитических способностей, творческого воображения. РК может иметь различные формы:
табличную:
автомобиль | ? |
карандаш | пенал |
самолет | ? |
ступенчатую
человек | ||
голова | затылок | |
? |
глаз | зрачок |
Задачи, «табличной», связывающие пары элементов, называют «диадами», а тройки – «триадами».
В 1 классе в таблицах вместо слов используются рисунки, схемы, символы. Например, так.
вода | |
земля | |
? ? ? |
Каноны могут использоваться и по отдельности (россыпью), и в различных связках. Так, группа РК, в которых требуется определить пропущенную букву, может быть связана контрольным словом, которое складывается из пропущенных в канонах букв. Каноны, построенные в цифрах, могут связываться с помощью знаков математических действий. РК легко и органично вписываются во все методики обучения, нацеленные на творческую активизацию обучаемых в учебном процессе. При выдаче любого задания необходимо особо подчеркнуть, что канон может иметь не один ответ, а много, причем между ними существует система предпочтений, которую также нужно выявить. Получив от ребят ответы, необходимо их разобрать. Это должен быть анализ, исследование, а не традиционная оценка результатов в баллах. Таким образом, разбор различных решений канона и способов их нахождения позволяет не только накапливать и закреплять знания, но и вводить обучаемых в атмосферу творческого поиска.
Приведем пример работы с каноном.
дерево | эвкалипт |
животное | кенгуру |
страна | ? |
Многие сразу найдут здесь правильный ответ – Австралия и получат для себя мотивационное подкрепление в виде некоторой дозы творческого успеха. Одновременно возникает и столь же необходимое в творчестве чувство неудовлетворенности, так как этот ответ правильный, но не полный. Дело в том, что кенгуру и эвкалипты можно встретить не только на континенте Австралии, но и на островах – Тасмании и Новой Гвинеи. Остров Тасмания является частью страны Австралии. А остров Новая Гвинея территориально разделен на две части, одна из которых принадлежит Индонезии, другая – Новой Гвинее. Таким образом, полный ответ будет выглядеть в виде списка: Австралия, Индонезия, Новая Гвинея. Теперь ученикам можно предложить и более трудное задание, если у них проявился интерес к этому виду работы.
дерево | дуб |
животное | жираф |
страна | ? |
Трудность этого задания состоит в том, что по
сущностному признаку она имеет два списка стран,
так как жирафы не живут там, где растут дубы. По
формальному признаку из списка всех стран могут
быть выделены те, названия которых начинаются с
буквы «С», так как в правой колонке канона слова
начинаются с той же буквы, что и в левой.
Объединяя эти два признака, можно получить такую
пару равноценных ответов:
Сирия, Сербия… (страны, где растут дубы)
Сомали, Сенегал, Судан… (страны, где живут
жирафы).
Из полученных таким образом списков по третьему
признаку – в правой колонке слова только
мужского рода – можно выделить (дать
предпочтение) Сенегал, Судан.
После освоения принципов решения канонов, можно
перейти ко второму этапу работы с ними –
предложить ребятам самим придумать новые каноны,
задавая им тему, например, так.
дерево | // - //- //- //- //- //- //- |
животное | //- //- //- //- // - // - //- // |
страна | ? |
Ребята охотно выполняют такие задания. А в
процессе их выполнения прочитывают и запоминают
гораздо больше материала, чем при традиционной
зубрешке.
Развивающий канон при кажущемся подобии
традиционным учебным задачам, оказывается
гораздо более универсальным инструментом
педагогических технологий. Развивающий
канон может использоваться учителем для
формирования у своих учеников «культуры игры».
Это достигается путем насыщения ее свойствами
«секретности» и особой гармоничности.
Рассмотрим, например, такой «учебный» канон.
Р | ? | З | И | Н | А |
Фактически он заменяет вопрос из традиционной педагогики: «Какая буква пишется в слове Р.ЗИНА после буквы «Р»? Если же преобразовать канон следующим образом:
Р | ? |
З | И |
Н | А |
то он «зазвучит» совершенно иначе. Теперь,
прежде чем ответить на вопрос, какая буква
пишется после «Р», нужно еще суметь обнаружить
само слово «РЕЗИНА». Появился «секрет»,
своеобразный порядок, организующий «тайну».
В левой колонке – только гласные, а в правой –
только согласные. Это и уводит со следа решающего
РК. Таким образом, каноны могут стать основой для
игр в буквы и понятия, в смыслы и вопросы.
Рассмотрим разнообразные задания РК, которые были предложены учащимся начальных классов (Приложение 1)
а)
человек | собака | жук |
2 | 4 | ? |
(6)
б)
Р | Д | Т |
Ч | П | ? |
(Раз, два, три, четыре, пять, шесть)
в)
ракета | самолет | машина |
лошадь | человек | ? |
(черепаха)
г)
автомобиль | ? |
карандаш | пенал |
самолет | ? |
(гараж, аэродром)
д)
пешеход | лошадь | лыжник |
поезд | самолет | ? |
(ракета)
е)
Г | М | С | Ч |
12 | 30 | 24 | ? |
(60)
ё)
Король | Квадрат | Петля Нестерова |
Шахматная фигура | ? | Фигура высшего пилотажа |
(геометрическая фигура)
ж)
845 – 601 = БГГ
359 – 116 = ?(БГВ)
1550 – 1231 = ВАЗ
795 – 233 = ?(ДЕБ)
з)
Величина | Грани | Длина |
Емкость | Квадрат | ? |
(линия)
и)
Глаза | Нос | ? |
2 | 1 | 20 |
(пальцы)
й)
Алый | Бордовый | Вишневый |
Голубой | Дымчатый | ? |
(ежевичный, желтый)
к)
Красиво | Ловко | Молча |
Низко | Очень | ? |
(плохо, по алфавиту)
л)
Дом | Ученик | Небо |
Сын | Тетрадь | ? |
(имя существительное, одушевленное)
м)
Аист | Белки | Волк |
Гусь | Дикобраз | ? |
н)
Мыло | Кошка | Часы |
Конь | Посуда | ? |
(рыба – количество согласных букв в слове)
о)
Птица | ? |
Лапка | Коготь |
Крыло | Перо |
(варианты – крыло, голова, туловище, хвост)
п)
Я | ОСА | Улица |
Простокваша | ? | ? |
(Слова в 5 и 6 слогов)
р)
Ученик | Яркий | Идет |
С | П | ? |
(«Идет» – глагол, то есть «Г»)
с)
Сидит | Течет | Учил |
Фыркнет | Хохочет | ? |
(«Ц» – по алфавиту)
1 класс
Задание
Подумайте, какие слова или буквы пропущены в этих таблицах.
Капитан | |
водитель | |
? ? ? |
Корова | теленок |
Курица | ? ? ? |
Лошадь | жеребенок |
5 | П |
6 | Ш |
7 | ? |
(с)
насекомое | бабочка |
птица | воробей |
рыба | ? ? ? |
(ерш)
Горький | |
Сладкий | |
? ? ? |
2 класс
Козел | |
Петух | |
? ? ? |
Художник | Картина |
Композитор | Песня |
Писатель | ? |
Дятел | П |
Бабочка | Н |
Окунь | ? |
(рыба)
Сок | О |
Жук | У |
Мак | ? |
(А)
Город | ? ? ? |
Море | Белое |
Страна | Венгрия |
(А)
Использование РК как формы представления учебных заданий позволяет развивать у ученика начальной школы систему качеств, необходимых для успешной учебной деятельности, позволяет наиболее полно им самораскрываться. Думаем, что использование развивающего канона в образовательном процессе отвечает требованиям времени, а также запросам и потребностям учителей начальной школы, а поэтому будет актуальным не только в нашем образовательном учреждении.
Список литературы
1. А.В.Попов. Развивающий канон – что это
такое… М., 1993
2. А.В.Попов. И снова развивающий канон. /Труды
исследовательского центра/.