Цели:
- сформировать представление учащихся о войне 1812 года;
- развивать познавательный интерес, умение делать выводы, прогнозировать события;
- воспитывать чувство гордости за подвиги русских воинов в войне 1812 года.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее изученного.
Игра “Домино”
Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек:
Екатерина Великая | Царствование Екатерины II | 34 года | На Сенатской площади |
Медный всадник | На Дворцовой площади в середине 18 века возводится | Зимний дворец | Предводитель крестьян |
Емельян Пугачев | Генералиссимус | А.В.Суворов | Командующий Черноморским флотом |
Ф.Ф.Ушаков | Знаменитая победа Суворова | Крепость Измаил | Книга Суворова |
“Наука побеждать” | Один из крупнейших музеев мира | Эрмитаж | Прозвище Екатерины II |
(Разрезать на прямоугольники по жирным линиям)
Класс делится на три команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек “Домино”.
3. Новый материал.
- Как можно назвать одним словом Екатерину Великую, Суворова А.В., Ушакова Ф.Ф?
(Патриоты, граждане, герои)
- В тайниках нашей истории много драгоценностей. В исторических архивах находится много светлых и мрачных страниц. Давайте откроем одну из них.
- Сегодня мы перенесемся в начало 19 века.
Тема: Отечественная война 1812 года (слайд)
- Почему так назвали войну? Ваши предположения. Верно, русские люди защищали свою Родину, Отечество. Значит, на Россию напал враг.
-Что знаете о тех событиях? (слайд)
- Что хотели бы узнать? (Кто напал на Россию, какие полководцы участвовали в войне, какие и где были решающие сражения, кто победил, итоги войны).
-Ровно 200 лет назад произошли события, о которых мы сегодня будем говорить. Для истории это небольшой промежуток времени. Хотя уже нет в живых участников тех славных битв, но исторических источников осталось много. Это, главным образом, воспоминания людей.
- Прослушайте начало стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” и скажите, кто напал на Россию? (слайд)
Вывод: на Россию напали французы, русским пришлось оставить Москву.
- Французской армией руководил полководец. Император Наполеон Бонапарт.(слайд)
Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом(правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.(слайд)
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир.(слайд)
“Через три года я буду господином всего мира...Остается Россия, но я раздавлю ее,”-заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью “Тебе небо, мне земля”.
Наполеон собрал 600 тысяч войска и двинул их на Россию. “Я иду в Москву,- говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!” (слайд) В самом деле, все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу. Один отряд Наполеон отправил к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. (слайд)
Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов. Среди партизан – защитников был и поэт, друг А.С.Пушкина – Денис Васильевич Давыдов.(слайд)
(читаю стихотворение Давыдова Д.)
“Умолкнул бой. Ночная тень
Москвы окрестность покрывает;
Вдали Кутузова курень
Один, как звездочка, сверкает”.
- Чья фамилия вам встретилась? Какое незнакомое слово?
(курень – шалаш)
- Что знаете о Кутузове?
- Михаил Илларионович Кутузов сделался известным еще при Екатерине II.При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле еще в 1805 году. Тогда Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову 67 лет, но он бодр и активен.
Новый главнокомандующий, прибыв в армию, сказал: “Как можно отступать с такими молодцами!” Солдаты сразу сочинили ответ: “Едет Кутузов бить французов!”
Все с нетерпением ждали боя, но на следующий день был отдан приказ отступать. Кутузов ни с кем не делился своими замыслами. Он организовывал сражение так, чтобы получить верную победу, но в ущерб громкой славе. На расстоянии 100 верст от Москвы, близ села Бородино Кутузов остановился. Здесь 26 августа он решил дать Наполеону битву, несмотря на то, что русских было 100тысяч, а французов – более 130 тысяч. Ночь перед битвой была тиха. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним – другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.(слайд)
Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы. Прославились в этом сражении генералы Николай Николаевич Раевский, Петр Иванович Багратион. Русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении “Бородино” так описал эту битву.(слайд)
В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая...
А ночью Кутузов дал команду уйти за Москву.
- Как вы думаете, о чем думал Кутузов, принимая такое решение?
- Прочитаем б этом в учебнике на странице 114–115.
(Верно, ему необходимо сохранить оставшиеся малочисленные части своей армии).
“Надеетесь ли вы разбить Наполеона”, - спросили Кутузова.
“Разбить нет, а обмануть надеюсь”, - так сказал Кутузов. 2 сентября Наполеон, подойдя к Москве, увидел, что она пустая и горит. Напрасно он ждал просьбы о мире. (слайд)
Через 6 недель в начале октября Наполеон покинул Москву, хотел двинуться на Калугу, чтобы добыть пропитание солдатам и корм для лошадей, но Кутузов своими войсками так сжал армию неприятеля, что им пришлось идти по разоренной ими дороге. (слайды)
Армия Кутузова погнала французов домой через всю Европу. (слайд)
Все военные трофеи (французские знамена и ключи от взятых русскими городов) были доставлены в Казанский собор и до сих пор находятся в музеях Санкт-Петербурга.
Во время этой военной экспедиции Кутузов простудился, заболел и умер в городе Бунцлау (Польша) 16 апреля 1813 года. Тело его было доставлено в Санкт-Петербург, где было погребено в Казанском соборе.
За заслуги перед Отечеством М.И.Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршал и титул князя Смоленского. Также он был удостоен звания Георгиевского кавалера 1 степени, первым в России.(слайд)
Наполеон потерял в России 500 тысяч убитыми, ранеными и пленными, почти всю артиллерию и конницу. 20 апреля 1814 года его сослали на остров Эльба, а потом на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он умер 5 мая 1821 года.
Вот так выглядит сейчас Бородинское поле, на котором 200 лет назад отстояли свое Отечество наши славные предки.
В честь 30-летия победы над Наполеоном был построен на народные деньги Храм Христа Спасителя.(слайд)
О тех славных событиях написано много произведений, с которыми вы можете познакомиться. (слайд)
4. Закрепление.
- Систематизируем полученные знания. Я предлагаю вам синквейн. Работать будете по вариантам:
- 1 вариант – подготовить синквейн о Наполеоне;
- 2 вариант – подготовить синквейн о Кутузове. (слайд)
5. Обобщение по теме.
- Теперь попытайтесь ответить на вопрос третьего столбика:
“Теперь я знаю” (слайд)
- В копилку дат внесем еще одну дату:
1812 год – Бородинское сражение. (слайд)
6. Рефлексия.
- Попытайтесь поставить себя на место историка и объяснить, зачем надо людям знать о столь давнем событии? (Верно: если научишься анализировать прошлые события, то сможешь разобраться в нынешней жизни)
- Недаром год 2012 назван годом истории.
7. Итог урока. Дом задание: стр.112 – 119.