Интегрированная игра-путешествие "Люблю тебя, мой край родной"

Разделы: Внеклассная работа


Цели внеклассного мероприятия: 1) расширить представления студентов об историческом прошлом и настоящем родного города, о достопримечательностях и культурных памятниках Пензы, о выдающихся людях, чья жизнь и деятельность связаны с Пензенским краем; 2) воспитывать в студентах чувство любви к малой родине, уважительное отношение к историческому прошлому родного города и страны, бережное отношение к материальной и духовной культуре; 3) развивать познавательный интерес студентов к изучению родного края; совершенствовать интеллектуальные и коммуникативные навыки обучающихся, создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого студента.

Оснащение мероприятия: ноутбук, мультимедийный проектор, стенгазеты для оформления зала, презентация, эмблемы команд, бочонок с номерами, жетоны для зрителей, выставка сборников пензенских поэтов, выставка книг русских писателей, чья жизнь и литературная деятельность связаны с нашим краем, протокол жюри (Приложение 9).

Сценарий мероприятия.

Чтец 1:

Я живу в России, где сады цветут,
Где дожди косые, радуясь, идут,
Где играет ветер нежною листвой,
Где любовь я встретил майскою порой.

Милая Россия – “Яблоневый цвет”,
Нет тебя красивей и желанней нет.
Вольная, родная, я тобой горжусь,
От хлебов без края золотая Русь!
Владимир Стрельцов

Ведущий 1:

Россия… Необъятны ее просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, населявшими ее территорию. Наш пензенский край может затеряться в величии деяний большой Родины. Однако постигнуть значимость великой страны можно и через малую родину, ибо, как выразился поэт Евгений Евтушенко, побывавший в Пензенских краях, “…в Пензе вся история России, вся ее таинственная даль”.

Чтец 2:

Каких краёв глаза не повидали!
Но всех дороже искони свои –
Присурский лес,
Замокшинские дали,
И на Хопре – шаманы-соловьи.

Стремясь к добру и делом, и мечтою,
От бурь людских не прятался во мгле.
И если я чего-нибудь да стою,
То всем обязан этой вот земле.
Александр Сазонов

Ведущий 2:

В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – город, деревня, дом, где он родился и вырос. Это его малая родина. А из множества таких маленьких родных уголков состоит наша большая великая страна.

Ведущий 1:

Мы предлагаем вам сегодня совершить путешествие по зеленой жемчужине России – именно так называют нашу родную Пензу, которая совсем скоро отпразднует свой 350-летний юбилей. Мы уверены: каждый сможет открыть для себя новые, незнакомые страницы далекого прошлого старинного русского города на Суре.

Ведущий 2:

Пенза – город провинциальный, хотя до Москвы рукой подать. Но русская провинция – это другая страна, здесь все не так, как в столице. Здесь другие ценности. И люди у нас добрые, весёлые, приветливые. И леса у нас зеленее, и поля шире, и небо голубее, и воздух чище, и солнце ярче.

Ведущий 1:

Пенза – уникальный уголок России. У нашего города с коротким и звучным названием Пенза – своя славная история. Город на Суре имеет солидный возраст: его основание восходит к 1663 году.

Звучит таинственная музыка. Стоит старинный ларец, сидит монах в чёрном одеянии, пишет при лампаде гусиным пером.

Монах-летописец:

“Прекрасен Пензенский край, великолепен, без сомненья!
Но кто трудился, как ратай? Кто приложил своё терпенье?
Что за персоны? Что за лица? Кто исподволь всё создавал?
Найти такого летописца…Кто вспомнил бы и описал!...”

Монах заканчивает писать.

“Ещё одно последнее сказанье – и летопись закончена моя…
Поведают потомки православных земли родной минувшую судьбу
И вспомнят славный люд за их труды, за славу, за добро!
Как сын берёг наследие отца, потомкам предками завещано беречь
Богатство, мудрость, …(все не перечесть)
Загадки этого старинного ларца”.

Звучит торжественная музыка, монах уходит. На экране появляется изображение старинной Пензы. Звучит торжественный голос на фонограмме:

Из славянских селений древних расцветала, росла Россия,

Колокольным хрустальным звоном величавная песнь ей звучала.

Чтец 3:

До конца 17 века Пензенский край представлял собой глухую окраину русского государства, ставшую пограничной зоной, защищавшей центральные области от набегов крымских и ногайских татар. Чтобы обезопасить русских людей от набегов татар, решено было возводить “сторожевые укрепления”, т.е. крепости. Одним из важнейших государственных решений был указ царя Алексея Михайловича о строительстве города-крепости на месте слияния рек Пензы и Суры: “17-го майя в 3 день. По памяти и с приказу Большого дворца за приписью дьяка Дениса Савлукова и по помете на той же памяти дьяка Богдана Орефьева велено дать в посылку, что послать за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрьем Котранским, где ему велено город строить, послать сто шпаг…”

Ведущий 1:

Бесценен вклад нашего края в культуру. Пензенская земля – благодатное место рождения многих талантов. Пензенцы могут задорно петь и веселиться, мастерить изделия из глины, стекла, соломы, ивового прута, вырезать дивные кружева из дерева. Среди выдающихся деятелей литературы, считающих пензенскую землю своей родиной и вдохновительницей, – Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Иванович Куприн, Александр Георгиевич Малышкин, Виссарион Григорьевич Белинский, Михаил Николаевич Загоскин, Александр Николаевич Радищев, Петр Иванович Замойский.

Ведущий 2:

Задача нашей игры – вспомнить, а для кого–то, может быть, и впервые открыть имена писателей, поэтов, деятелей искусства и науки, чья жизнь, чьё творчество связаны с нашей пензенской землёй, прикоснуться к далекому прошлому нашего родного города.

Ведущий 1:

Наше время – время соревнований, конкурсов: конкурсы песни, конкурсы юмористов, конкурсы близнецов, конкурсы красоты. Вот и мы решили не отстать от времени и провести свой конкурс – конкурс знатоков родного края, который мы назвали “Люблю тебя, мой край родной”. Команды приглашаются на сцену.

Сегодня меж вами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто–то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.

Ведущий 2:

Мы приветствуем всех, кто собрался принять участие в нашей игре, наших гостей, уважаемое жюри. Надеемся, что это будет конкурс эрудиции, находчивости, знаний и хорошего настроения. Мы желаем вам всем удачи, правильных ответов, а болельщикам – победы их любимой команды! А сейчас познакомимся с теми, кто будет с вами на протяжении всего конкурса.

Ведущий 1:

Везде хорошие есть люди.
Их много, что ни говори.
На этот раз судить вас будет
Сверхобъективное жюри!

Наше строгое, но справедливое жюри в составе (представление жюри).

Ведущий 2:

Итак, пора начинать конкурс. Члены жюри настроились на добрый лад? Сейчас мы это проверим. Предлагаем вам, уважаемое жюри, ответить на вопрос: “Что вы можете пожелать участникам конкурса?” (Пожелания членов жюри.)

Ведущий 1:

А вы, болельщики, готовы ли “болеть”? Активно, с выдумкой, честно? Болельщики тоже будут принимать участие в игре. Самый активный болельщик в конце игры получит приз! Во время игры, отвечая на вопросы, вы, дорогие болельщики, набираете очки для своей любимой команды. Общий итог встречи складывается из очков, набранных командой и зрителями. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Один раз за всю игру каждая команда может воспользоваться помощью болельщиков.

Ведущий 2:

Дорогие участники команд, а у вас хорошее настроение? Мы, ведущие (представляются), будем работать с вами.

Ведущий 1:

Сегодня соревноваться будут 2 команды.

Вы все прекрасны! В этом нет сомненья!
О вас хотим мы больше знать.
И здесь, со сцены, мы вас просим
Нам о себе все рассказать…

Сейчас команды обменяются приветствиями и представят своих капитанов. А уважаемое жюри принимается за работу. Ваша задача – оценить наш 1 конкурс “Приветствие”. Высшая оценка – 5 баллов.

Команды заранее придумывают себе название, девиз, выбирают капитана. (Приложение 1).

1-й конкурс – “Тёмная лошадка”.

(2 балла за каждый правильный ответ.)

По “словесному портрету” вы должны догадаться, о каком писателе, поэте, связанном с Пензенским краем, идёт речь.

Отвечает первой та команда, которая первой поднимет руку. Если ответ неверный, вторая команда имеет возможность дать свой вариант ответа. Если обе команды дадут неверный ответ, ответить могут зрители.

1-й портрет.

Известный русский поэт, прославленный партизан Отечественной войны 1812 года, друг А.С. Пушкина. В Пензе был в 1829 году и в 1832 – 1836 годах, здесь жили его друзья. Морозной зимой 1833 года в глухом заснеженном селе Алферьевка Пензенской губернии в доме боевого соратника по партизанской войне, весельчака и хлебосольного хозяина, “весьма храброго и надежного в деле” Дмитрия Алексеевича Бекетова этот человек познакомился с его пленительной племянницей, двадцатидвухлетней красавицей Евгенией Золотаревой, которой он посвятил стихи “Вальс”, “Я люблю тебя, без ума люблю”, “Романс” и другие. Он слал ей любовные послания:

Я вас люблю без страха, опасенья
Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы, –
Я мог бы вас любить глухим, лишенным зренья...
Я вас люблю затем, что это – вы!

Драматическая история последней любви стареющего поэта и юной красавицы, навсегда запечатленная в поэтических строках, неразрывно связана с Пензой, которую это поэт-партизан называл “своей вдохновительницей”. Уезжая из Пензы навсегда, он писал в ноябре 1836 года своему другу П.А.Вяземскому: “Итак, я оставил свои степи надолго… Однако не могу не обратить и мысли и взгляды мои туда, где провел я столько дней счастливых и где осталась вся моя поэзия”. Ему поставлен бюст в одном из скверов города.

Небосвод глубок и сер.
Шепот клена и каштана.
Над рекой знакомый сквер,
Бюст поэта-партизана.

Славил Пензу он в стихах…
Зорко смотрит в сумрак ночи.
И горят отвагой очи,
Песня прячется в усах.
Алексей Лебедев

(Денис Васильевич Давыдов.)

Сердце Дениса Давыдова пронзила стрелой любви славная барышня из Пензенского края, очаровательная Евгения Золотарева. Вот что говорил о ней поэт при встрече со своим другом П.А. Вяземским. Театрализованная сценка (Приложение 2).

2-й портрет.

Великий русский баснописец конца 18 – начала 19 веков, автор басен “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”, “Слон и Моська” и других, который в 1797 году жил в селе Зубрилове (ныне Тамалинского района) в имении князя С.Ф. Голицына в качестве личного секретаря и наставника его детей. Кроме сыновей князя он преподавал русский язык и словесность ещё и сыну будущего губернатора Пензы Филиппу Вигелю, а также дочери писателя П.И. Сумарокова Маше, которые в то время жили в имении. Впоследствии Ф.Ф. Вигель писал о своём учителе, что в нём “были положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться её богатыми дарами, сделался поэт, хороший музыкант, математик…”.

(Иван Андреевич Крылов.)

3-й портрет.

Автор известных баллад (“Светлана”, “Лесной царь”, “Людмила”), сказочных сюжетов, лирических стихов, поэт-романтик начала 19 века, который проезжал через Пензу 30 июня 1837 года, сопровождая в путешествии по России наследника престола, будущего царя Александра II.

(Василий Андреевич Жуковский.)

4-й портрет.

Писатель-демократ начала 18 века, выступающий против царского произвола в стране, жестокого обращения помещиков с крестьянами, автор книги “Путешествие из Петербурга в Москву”. В этом человеке Екатерина II увидела “бунтовщика, хуже Пугачева”, наш земляк (родился в селе Верхнее Аблязово), ныне село названо его именем.

(Александр Николаевич Радищев.)

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

2-й конкурс – “Заморочки из бочки”.

(4 балла за каждый правильный ответ, за неполный ответ – 2 балла). Каждая команда вытягивает из бочонка 3 “заморочки”. На обсуждение вопросов дается 3–5 минут. (Приложение 3). В это время ведущий задаёт вопросы зрителям (Приложение 4).

3-й конкурс – “По страницам книг”.

(4 балла за каждый правильный ответ, за неполный ответ – 2 балла.)

Ваша задача – назвать автора отрывка и название произведения. Вам дается 3 минуты на выполнение задания (Приложение 5).

4-й конкурс“Памятные места Пензенской области”.

(за каждый правильный ответ – 4 балла, за неполный ответ – 2 балла.)

На экране появляются названия населённых пунктов Пензенской области, связанных с жизнью и деятельностью писателей и поэтов. Команды по очереди дают ответ на вопрос: с жизнью и деятельностью какого писателя, поэта связан данный населённый пункт и каким образом? (Приложение 6).

Исторические места, связанные с этими людьми, дороги сердцу каждого россиянина и особенно каждого пензенца.

Жюри подводит итоги 4 конкурса.

5-й конкурс – “Знаешь ли ты?”

Приведённые “заглавия” книг составлены из фрагментов реальных названий литературных произведений. Догадайтесь, какие произведения “спрятаны” и укажите имена их авторов.

(Сколько правильных названий восстановлено, столько баллов получает команда.)

Зрители тоже составляют названия книг (2 минуты на выполнение задания).

“История нашего времени”
“Герой одного города”
“Премудрый ягнёнок”
“Дикий волк”
“Помещик на псарне”
“Странник из Петербурга в Москву”
“Очарованный пескарь”
“Путешествие демона”

(М.Е. Салтыков-Щедрин “История одного города”, “Премудрый пескарь”, “Дикий помещик”.
М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”, “Демон”.
И.А. Крылов “Волк и ягнёнок”, “Волк на псарне”.
А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”.
Н.С. Лесков “Очарованный странник”.)

Жюри подводит итоги 5 конкурса.

6-й конкурс – “Пенза старая и новая”.

(Максимальная оценка – 6 баллов.)

Удивительно красива и замечательна наша Пензенская земля. Ее глубокая старина напоминает о себе то чудесным резным наличником, то сторожевой башней, то памятником архитектуры, которые тесно переплетаются с новизной сегодняшнего дня.

Команды заранее получили открытки-фотографии старой Пензы (автор-составитель И.Шишкин), должны были найти краткое описание этих исторических мест города и подготовить современные фотографии этих же мест. Задача соперников – узнать по старой фотографии и по описанию, о каком историческом месте города идет речь, как сейчас выглядит это место. (Приложение 7).

Жюри подводит итоги 6 конкурса.

7-й конкурс – “Родная улица моя”

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Улица моя тихая,
Я не знаю в городе милей.
Спрятались тихонею-трусихою
Под защиту старых тополей.
Здесь прохожих редко встретишь вечером.
Не найти влюбленным
Лучших мест.
Здесь вырастают маленькие девочки
В красивых, до бессонницы, невест.
Но исчезнут маленькие дворики,
Станет дом один на месте двух…
И сгребать в сугробы будут дворники
Свежий снег и тополиный пух…
Л. Яшина.

Команды по историческому описанию должны догадаться, о какой улице (проспекте) идет речь. Команды отвечают по очереди. (Приложение 8).

Жюри подводит итоги 7 конкурса.

8-й конкурс – домашнее задание: защита проекта “Мой город”.

(Максимальная оценка – 10 баллов.)

Команды заранее готовят презентацию о городе Пензе (с использованием фотографий, видеороликов, песен о Пензе). Обязательное условие – по ходу презентации экскурсоводы от каждой команды рассказывают более подробно о некоторых объектах города (памятниках, музеях, монастырях и др.) и озвучивают оду собственного сочинения, посвященную родному городу (Приложение 10). Жюри оценивает качество видеороликов, фотографий, эмоциональность изложения, соответствие представленного проекта условиям конкурса.

Жюри подводит итоги 8 конкурса.

Заключительная часть.

Общие итоги игры.

Награждение команды-победительницы и самого активного болельщика.

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что интересного для вас было на мероприятии? Что новое узнали о нашем родном городе, о памятниках истории и культуры Пензы, о людях, прославивших наш сурский край?

(Происходит обсуждение.)

Заключительное слово классного руководителя:

Моя Родина, наша Родина – это Пензенская земля, Сурский край, Присурье! Как много великих и талантливых людей подарила земля наша пензенская миру, как много подарили эти люди всему человечеству!

Под пензенским небом – светлее печали,
Нежнее любовь и добрее сердца.
И где б мы ни жили, ни ездили где бы,
Столица приветит иль чья-то изба, -
Мой друг, не забудь, что под пензенским небом
И наша с тобой начиналась судьба.
А.Сазонов

Список использованных источников информации.

  1. Годин Д.И. Улицы Пензы: Справочник. – Саратов: Приволж.кн.изд-во. Пензен.отд-ние, 1990.
  2. Горланов Г.Е. Литературное краеведение в школе. – Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1988.
  3. Инюшкин Н.М. Край Пензенский: люди и судьбы. – Пенза, 1996.
  4. Наследие. Культура Пензенского края. – Пенза, 1994.
  5. Пензенская энциклопедия / гл.ред. К.Д.Вишневский; М-во культуры Пензенской обл. – М.,2001.
  6. Савин О.М. Пенза литературная. – Саратов, 1984.