Открытие Недели русского языка

Разделы: Русский язык


Презентация. Слайд 1. (Заголовок.) Неделя русского языка и литературы.

Учитель.

“Знаем ли мы русский?” “Странный вопрос”,– скажете вы. Ведь говорить на родном языке для нас так же естественно, как дышать. Наша речь сама льётся без всяких на то усилий с нашей стороны.

Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное – стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей и бесконечно наслаждаться его красотой.

В русском языке множестве крылатых слов и выражений. Мы легко и непринуждённо их используем. Интуиция и чувство языка нас почти никогда не подводят! Но вопрос –“почему мы так говорим?” порой заставляют нас глубоко задуматься! Давайте задумаемся вместе.

Почему пресса бывает, “жёлтой” (а не красной, скажем), а рынок – “блошиным” (а не комариным, к примеру)?

“Я тебе всыплю по первое число!” Кто из нас не слышал этой угрозы от рассерженных родителей? Помню, в детстве меня мучил вопрос: “А почему именно по первое? Почему не по седьмое? Или не по двенадцатое ?

Истории о происхождении слов увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива.”

Я процитировала, ребята, слова Марии Аксёновой – автора книг, которые она назвала “Знаем ли мы русский язык?” (Они одобрены Государственным институтом русского языка им. А.С.Пушкина.)

А как вы думаете, кто по профессии Мария Аксёнова?

Учащиеся.

(Писатель, учёный, лингвист, языковед, учитель и.т.д. )

Учитель.

На обложке книг читаем: Мария Аксёнова. Академик РАЕН, главный редактор “Энциклопедии для детей” Аванта +”, телеведущая.

У меня в руке три из базовых 15-ти книг для учащихся школ – энциклопедии “Русский язык” и “Литература” (в двух частях), которые выпустило это издательство для школьников.

А вот что она сообщила о себе в Предисловии: “Как я, математик по образованию, дерзнула написать такую книгу? Сама себе без конца задаю этот вопрос. И вот мои“ оправдательные” аргументы: во-первых, я всю жизнь пишу стихи. А у поэтов особенно трепетное отношение к слову. Во-вторых, так уж распорядилась жизнь, что после окончания механико-математического факультета МГУ я стала ломать голову не над математическими задачами, а над решением задачи гуманитарной...

Друзья и знакомые стали“ мучить ” меня вопросами: что означает то или иное слово или выражение? Как правильно сказать? Где поставить ударение ? Не всегда зная ответ, я открывала словари, купила и прочитала всё, что продавалось на тему русского языка, без конца“ приставала ” к знакомым филологам...”.

Вот так и появились, ребята, эти замечательные книги.

И сегодня, в день открытия Недели русского языка и литературы я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Лингвинию – страну русского языка и литературы !

Слайд 2. (Стихотворение ученицы.)

Учитель.

Зачем нужно изучать русский язык ? На этот вопрос каждый из вас ответит по-своему. А вот как об этом написала в своём небольшом стихотворении “Русь, русичи, русский язык...” ученица 5-в класса Настя Калюжная:

Россия, родина моя!
Как сильно я люблю тебя !
Родной язык хочу я знать
И очень правильно писать!

Слайд 3. (Портрет Кирилла и Мефодия.)

Первый перевод строки “Евангелия от Иоанна” на славянский язык осуществили переводчики Святого Писания Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Ведущий 1.

Кто сотворил наш мир? Как возникла наша речь ? Какое слово было первым ? На эти вопросы даёт ответ первая строка Пролога Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.

Этими словами евангелист обозначил вечность Слова, того, что нельзя убить, уничтожить...

Слайд 4. (Портрет Г.Р. Державина.)

Ведущий 2.

Поэт 18 века Гавриил Романович Державин сказал :

Человек чрез слово ВСЕМОГУЩ:
ЯЗЫК – всем ЗНАНИЯМ и всей ПРИРОДЕ ключ.

Слайд 5. (Портрет И.А. Бунина.)

Ведущий 1.

По мнению Ивана Алексеевича Бунина, слова – хранители исторической памяти человечества.

Чтец. (1)

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
 Наш дар бесценный – речь.

Чтец. (2)

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.

Слайд 6. (Портрет Н. Кончаловской.)

Ведущий 2.

Первая книга в жизни школьника – это букварь. Интересно, а как в старину учились дети  Об этом рассказала читателям Н. Кончаловская в книге

“Наша древняя столица” '(Гл.“В старину учились дети”.)

Чтец. (1)

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки.
В-как Веди, Г-глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот таким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Назывался“перочинным”;
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки,
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Слайд 7. (Древний славянский алфавит.)

Учитель.

Вы видите, ребята, на экране плакат, на котором изображены буквы древнего славянского алфавита и отрывок из “Азбучной молитвы” – одного из самых ранних славянских стихотворений.

Аз словом сим молюся Богу:
Боже, всея твари Зиждителю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа посли Живущаго,
Да вдохнёт в сердце ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедях Ти.

Произведение было предположительно написано в 10 веке до н.э. Стихотворный текст был обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, который принадлежал патриарху Никону. Текст стихотворения – молитва.

Викторина.

1. Прочитайте слово:

ГЛАГОЛЬ – ОН– РЦЫ– АЗ

(Гора.)

2. Почему стихотворная молитва названа АЗБУЧНОЙ ?

(“Азбучная молитва” – стихотворная азбука – была составлена для лучшего запоминания азбуки. Она представляет собой АБЕЦЕДАРИЙ. Абецедарий – алфавитный акростих, при котором первые буквы стихов или строф образуют алфавитную последовательность.)

3. Что такое акростих?

(Акростих – литературная форма – стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленное слово, словосочетание, предложение. Акростих был изобретён в 5 веке до н.э. поэтом из Сиракуз Эпирхармом.)

Пример акростиха.

Пишу о чём-то вдохновенно,
О Боже ! Снова в раж вошёл –
Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь менч нашёл.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук !
(А. Бердников )

(Первые буквы составляют слово ПОЭЗИЯ.)

4. Рассказывая о том, как учились в старину дети, Н.Кончаловская допустила неточность. Какую ?

(Внучка Ярослава Мудрого Ярослава основала в 1058 году в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу, поэтому у девочек появилась возможность учиться тоже.)

5. Кому М. Цветаева посвятила эти строчки ? С чем связано упоминание о 5 буквах ?

Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.

Учитель.

Здесь слово ИМЯ использовано в значении ФАМИЛИЯ.

(БлокЪ. Пять букв . На конце слов до реформы 1918 года писался еръ (ъ))

Слайд 8. (Портрет тверского поэта А. Гевелинга, строки патриотических стихов которого высечены на Обелиске Победы в Твери.)

Ведущий 1.

Много слов на земле... Поэтично и загадочно звучат имена городов Гусь-Хрустальный, Муром, Рязань, Суздаль, Тверь... О важности бережного отношения к топонимической лексике писали академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, критик Аполлон Григорьев, поэты Сергей Марков и наш тверской поэт Александр Гевелинг.

Чтец (А.Гевелинг “Древние названья”.)

О, эти древние названья,
Почти былинные слова:
Переволока, Лихованье,
Зубец, Заплавье, Корчева!
Бредут туристов вереницы
С восходом и до первых звёзд
Волговерховью поклониться
И погостить
В Ширков Погост.
И я, бродя по белу свету,
Совсем не ради баловства....
Ищу-храню, как САМОЦВЕТЫ,
Вот эти ранние слова.

Учитель.

Викторина.

1. Как называется наука о местных географических названиях и их происхождении ?

(Топонимика.)

2. Как правильно назвать жителей Твери ?

  1. Тверичи.
  2. Тверичане.
  3. Тверитяне.
  4. Тверяки.
  5. Тверчи.

(В Яндексе 21 тыс. людей за – ТВЕРИЧИ, 17 тыс. – ТВЕРИЧАНЕ.А.Гевелинг называл себя ТВЕРЯКОМ.)

Слайд 9. (Полминутки для шутки.)

Учитель.

Географические названия – это ценные памятники. Они помогают нам раскрывать историю народов, историю языков.

Вот, например, название Остолопово. Вы, наверное, слышали просторечное бранное слово “остолоп”. Какого человека так называют? Да, это человек бестолковый, глупец. А вот почему так назвали село-это вопрос...

Может быть, слово ОСТОЛОП было образовано от слова столб (произошло оглушение согласного на конце слова ), далее слово -остолбить-остолпить-Остолопово.

Вы, наверное, ребята слышали, что жителей Тверской области часто называют “тверскими козлами”.

Ведущий 2.

Так почему ж к уроженцам Твери

Кличка прилипла “Теврские козлы”?

Ведущий 1.

А я знаю! Первый герб Тверской губернии украшал козёл. А недавно был открыт и Музей козла. Экспозиция насчитывает 600 экспонатов – всё, что связано с козлом.

Ведущий 2.

Чем же козёл заслужил такой почёт ?

Ведущий 1.

Оказывается, сафьянные сапожки, украшенные золотыми и серебряными вышивками, шили из козловой или козьей кожи ! Такие сапожки носили русские цари !

Ведущий 2.

Во всех языках мира есть заимствованные слова. “Все народы меняются словами и занимают их друг у друга”,– писал В.Г. Белинский. Это один из активных путей обогащения словарного состава языка.

Слайд 10. (Портрет Л.И. Скворцова – профессора Литературного института.)

Ведущий 1.

Но хлынувшая в последнее время лавина иностранных слов вызывает тревогу у всех тех, кто заинтересован в сохранении самобытности нашей культуры и нашей речи.

Именно эту проблему поднимает выдающийся филолог, специалист по культуре речи, составитель фундаментального “Большого толкового словаря правильной русской речи” Л.И.Скворцов в “Басне о Тугодуме и языке газет, в которых чего только нет”

Чтец. (Чтение стихотворения.)

Однажды некий Тугодум
Раскрыл газету наобум
И ничего понять не мог,
Читая вдоль и поперёк:
“Коррупция”, “номенклатура”,
“Импичмент”, “бартер”, “синекура”,
“Консенсус” и “приоритет”,
“Маркетинг ”, “спонсор”, “паритет”
“Консолидация” и “брифинг”,
И даже – “эксклюзивный митинг !”
Неужто бедный наш язык
Так к инстранщине привык,
Чтобы не найти замен
Для “имиджей” и “ноумен”,
Для “менеджера”, “паблисити”,
Ну, словом, для чего хотите.
И всё ж газету мы, ей-ей,
Хотим читать без словарей.
Не превращая речь отцов
В копилку иностранных слов.
Оставим басню без морали,
Поскольку всё мы в ней сказали
(и на примерах показали).
КТО Ж В Я ЗЫКЕ НЕ ПАТРИОТ,
ТОГО И БАСНЯ НЕ ПРОЙМЁТ!

Учитель.

Я хочу вам, ребята, рассказать одну притчу. Подумайте, в чём её смысл?

Однажды Мастер рассказывал о магической силе слов. Кто-то из задних рядов выкрикнул:

– Это чепуха ! Разве станешь святым оттого, что всё время будешь твердить:“Бог, Бог, Бог” ? Разве станешь грешником оттого, что без конца будешь повторять: “Грех, Грех, Грех”?

– Закрой рот, идиот! – резко сказал Мастер.

Человека охватила ярость. Но Мастер с видом раскаяния произнёс:

– Простите меня... я погорячился. Искренне прошу прощения за свой непростительный выпад.

Удовлетворённый извинением, человек тут же успокоился.

– Вот и ответ,– подытожил Мастер. – От одного слова ты пришёл в ярость, от другого – успокоился.

Чтец. (Стихотворение В.Шефнера “Слова”.)

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева...
Есть слова– словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Ведущий 2.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...

И это действительно так. О силе слова, о его могучем воздействии на человека рассказывает и древняя легенда.

Чтец. (Пересказ легенды.)

В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, – силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.

Слайд 12. (Портрет И. С.Тургенева.)

Чтец.

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Слайд 12. (Портрет С. Сергеева-Ценского.)

Чтец. (Стихотворение “Наш язык”.)

В век темноты самодержавья
Тургенев к Родине приник
И взял, как меч, против бесправаья,
Наш златокованный язык

Он чуземемцев знал обличье,
И наше прошлое он знал:
Народу русскому величье
По языку он предсказал

К нам перешёл он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужою медью
Не смемем золото его.

Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блском жизни нашей
Обогатить родную речь!

Слайд 14. (портрет А.А. Ахматовой.)

Ведущий 2.

В феврале 1942 года в газете “Правда” было напечатано стихотворение выдающейся поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, чьё имя отмечено и на литературной карте Тверской области. Стихотворение, которое она назвала “Мужество”, и сегодня звучит как клятва верности Родине, великому русскому слову.

Чтец. (Чтение стихотворения.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём,
Навеки!

Ведущий 1.

Чтобы произведение затронуло душу читателя, автору порой приходится испытывать настоящие муки творчества.

“Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как тёмный одуванчик у забора, как лопухи и лебеда”, – писала Ахматова.

Слайд 14. (Портрет В.Маяковского.)

А вот как о нелёгком литературном труде сказал Владимир Маяковский:

“Поэзия –
та же добыча радия.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды”.

Ведущий 2.

Алексей Толстой утверждал: “Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из-под пера. Писать всегда трудно и чем труднее, тем лучше выходит”.

Слайд 15. (Портрет А.С.Пушкина и текст задания.)

Учитель.

Заглянем, ребята, в творческую мастерскую А.С. Пушкина. Сочиняя балладу “Песнь о вещем Олеге”, он не раз переделывал строчку “Они поминают минувшие дни и … ” Наконец, нашёл нужную. На каком же варианте остановился поэт ? Обоснуйте свой ответ.

1...битвы,где СЛАВНО рубились они;
2...битвы, где ВМЕСТЕ рубились они;
3...битвы, где ДРУЖНО рубились они.

(Ответ: 2)

Слайд 16. (Без грамматики не узнаешь и математики.)

Викторина.

1. Прочти вслух :238 сложить с 685.

(238 сложить с шестьюстами восемьюдесятью пятью.)

2. Образуйте 1 лицо ед.числа от глагола ЧУДИТЬ.

(Не образуется.)

3. В чём особенность этих глаголов: БОЯТЬСЯ, СМЕЯТЬСЯ, БОРОТЬСЯ ?

(Они не употребляются без СЯ.)

4. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного ?

(Русский.)

5. Вторая глава “Капитанской дочки” А.С.Пушкина называется “Вожатый” Определите часть речи этого слова.

(Существительное.)

6. От слова ЗЕМЛЯ образуйте прилагательные и вставьте их в предложения.

а) Вдоль реки соорудили... дамбу.

(земляную)

б) У больного был... цвет лица.

(землистый)

в) В царской России в 1861 году была проведена...реформа.

(земельная)

г) Мы изучали по физике... притяжение.

(земное)

7. Как правильно сказать ?

1. У рыбов нет зубов .
2. У рыбей нет зубей.
3. У рыб нет зуб.

(У рыб ЕСТЬ !!! зубы . Это вопрос-шутка.)

Ведущий 2.

Думать, что кто-то когда-то
Всему, что мы видим на свете,
Дал имена и составил
Словарь и грамматику сразу, –
Это уж слишком нелепо.
Какой бы то ни был гений,
Был бы не в силах один
Охватить содержание мира.
Римский философ Тит Лукреций Кар.

Учитель.

Жизнь опровергла утверждение римского философа. Всем предметам, видимым и невидимым, дано название. Сохранить их призваны лексикографы.

Слайд 17. (Знаменитые лексикографы России.)

Учитель.

Викторина.

1. Кто такие лексикографы?

(Лексикографы – составители словарей.)

2. В какой словарь не раз заглядывал А.С.Пушкин?

(В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” в одном из лирических отступлений читаем: “Хоть и заглядывал я встарь в Академическийсловарь”.)

3. Назовите фамилию лексикографа-уроженца Тверской области.

(С.И.Ожегов.)

4. В каком посёлке родился С.И.Ожегов ?Назовите его современное название.

(Посёлок Кувшиново.)

5. Многие потомки В.И.Даля – жители Твери. А что вы о них знаете?

(Праправнучка Даля Анастасия Журавская – кадидат философских наук – преподаватель Сельскохозяйственной академии.)

(Лев Сергеевич Журавский был профессором Медицинского института.)

В их семье хранятся некоторые вещи В.И.Даля.

Слайд 18. (Фото Н.Рыленкова.)

Ведущий 1.

Слова, как и люди, живут в домах, в домах – словарях. В современном мире они – самые надёжные источники знаний. В русской лексикографии их, – различных, – более семисот!

Чтец. (Стих. Н.Рыленкова “Не собирал я редкие слова”.)

Не собирал я редкие слова,
Но звук родной всегда в душе живёт,
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нём пенье струй я слышу родниковых,
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь,
Так пусть дополнят
Словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.

Ведущий 2.

Словарям – нашим надёжным друзьям – посвятили свои стихи многие поэты: Самуил Яковлевич Маршак, Николай Рыленков, Вадим Шефнер. Послушаем их стихи.

Чтец.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной
А древняя рассыпанная повесть.

Чтец.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Чтец.

Издалёка завезённых
Через горы и моря
Много слов иноплемённых,
С давних пор усыновлённых,
Есть под властью Словаря.
И при этом все слова
Под его смогли началом
Обрести в строю бывалом
Равнозначные права.
Уважаем государь,
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин,
Я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.

Слайд 19. (фото А.М. Горького.)

Ведущий 1.

Знания, накопленные человечеством, хранятся в книгах, которые играли большую роль в жизни великих людей – писателей и поэтов, мыслителей и учёных.

Прочитаем высказывания Алексея Максимовича Горького.

1. Всем хорошим во мне я обязан книгам...
2. Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом, а писатель – магом!
3. Книга проводит меня сквозь жизнь... и всегда учит чему-нибудь новому...

Слайды 20–24.

Учитель.

О русском языке написано немало книг. Вот некоторые из них (краткая презентация занимательных книг по русскому языку и литературе).

(Выходят все ведущие и читают строфы стихотворения.)

1.

Много языков на свете разных –
Выучить их всех не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны
В каждом есть изюминка своя.

2.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

3.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

4.

Только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!.

Звучат песни из радиопередачи “Радионяня”.