Цели:
предметные:
- познакомить с орфограммой (вспомнить орфограмму),
- учить видеть условия выбора орфограммы;
- развивать умение применять изучаемую орфограмму в тексте;
- познакомить с этимологией ряда слов с изучаемой орфограммой;
- повторить изученные орфограммы в корне;
метапредметные:
- развивать способность к целеполаганию;
- развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод, конструировать правило самостоятельно;
- развивать способность к само- и взаимооценке;
- совершенствовать умение работать с этимологическим и орфографическим словарем;
личностные:
- развитие логики-аналитического мышления,
- расширение лексикона детей;
- развитие творческих способностей;
- развитие письменной связной речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая словообразовательная разминка или игра “Третий лишний”.
На этом этапе урока может быть использован любой приём, игровой момент, активизирующий мышление учащихся, создающий мотивацию работы”, “включающий в урок”. Материал заданий может быть связан с изученным материалом или подводить к новой теме.
Пример заданий игры “Третий лишний”. Назовите “третье лишнее” среди данных слов, обоснуйте свое решение:
- растительность, росточек, вырасти (“Росточек”, так как это слово-исключение в орфограмме “Чередующиеся гласные в корнях раст-ращ-рос);
- скосить, коса, коснуться (“Коснуться”, так как в корне этого слова орфограмма “Чередующиеся гласные”, а в двух первых – “Безударная гласная, проверяемая ударением”.
Пример задания лингвистической словообразовательной разминки. Отгадайте задуманное слово, если в нем
- приставка имеет значение “соединение”,
- корень как в слове “вырастить”,
- суффикс – частеречный (глагольный), как в слове “прочитать”,
- окончание указывает на такую форму глагола: настоящее время, 3 л., мн.ч.,
- постфикс со значением “возвращение действия на предмет”
Задуманное слово – “с-раст-а-ют-ся”.
3. Новый материал.
1) Актуализация изученного материала.
- Какие орфограммы в корне мы повторили и изучили с начала года? Назовите с примерами. (Тот, кто затрудняется, может листать учебник и тетрадь.)
/“Безударные гласные корне”, в том числе “Чередующиеся”,
“Сомнительные, непроизносимые и удвоенные согласные в корне”,
“Буквы И-У-А после шипящих”/
- Какие согласные относятся к шипящим? Почему они так называются?
2) Запись темы. Постановка целей урока.
- А сегодня мы познакомимся или вспомним еще одну орфограмму в корне.
Запишите, пожалуйста, тему урока: “Буквы О\Ё после шипящих в корне слова”.
- Какова цель сегодняшнего урока? (Познакомиться с орфограммой, условиями ее выбора, узнавать слова с орфограммой в предложениях, текстах, уметь объяснить правописание слов с данной орфограммой, научиться правильно писать слова с орфограммой. Кроме того, всегда ставим перед собой задачу узнать на уроке что-то новое, развить полученные умения и навыки.)
- Как можно достичь этих целей? (Работа со словами, предложениями, текстами, содержащими слова с данной орфограммой, наблюдение, сопоставление, формулировка выводов, орфографическая тренировка (письмо) и др.)
3) На доске записаны слова. Проанализируйте их.
шОв [ ] крыжОвник [ ] обжОра [ ] |
жЁлтый [ ] жЁлудь [ ] пчЁлы [ ] |
- Почему в этих словах есть (возникает) указанная орфограмма?
- Какой гласный звук произносится после шипящих в этих словах?
- Какая задача стоит теперь перед нами? (Разобраться, почему при равных условиях в одном случае пишется Ё, а в другом – О.)
- К словам какого столбика можно подобрать однокоренные слова с буквой Е?
Дети думают.
Запишите слова обоих столбцов, а к словам второго столбика - однокоренные слова.
шов крыжовник обжора |
жёлтый - желтеть жёлудь - желудёвый пчёлы - пчела |
Сделайте вывод, когда в корне после шипящих пишется О? Когда Ё?
2-3 ученика повторяют вслух четко сформулированное правило с примерами.
Дети внимательно слушают, дают оценку правильности и полноты ответов.
4) Работа с учебником и этимологическими справками.
Посмотрите правило в учебнике, как оно сформулировано.
- Справились ли мы с выводом?
- О чем мы не сказали? Что нужно добавить к изученному правилу?
- Проанализируйте графическое обозначение орфограммы в учебнике, “прочитайте” его, назвав условия выбора орфограммы.
- Выпишите несколько примеров слов с буквой О после шипящего в корне слова из параграфа учебника. Обозначьте орфограмму, объясните выбор гласной О в них. Устно объясните, пользуясь толковым и этимологическим словарями, лексическое значение слов и их написание.
Слово | Устная работа. Лексическое значение слова и объяснение написания |
Жонглер, | Артист цирка, искусно подбрасывающий и
одновременно ловящий несколько предметов. В корне жонгл- (однокоренное – жонглировать) пишется О после шипящего, так как это заимствованное слово. |
жокей, | Профессиональный наездник на скачках,
на бегах. В корне пишется О после шипящего, так как это заимствованное слово. |
капюшон, | Деталь верхней одежды. Учитель: Интересно происхождение этого слова. -Какой словарь поможет нам его раскрыть? Обращаю вас к нему, но прошу поработать с ним дома и найти ответ на такой вопрос: -Что общего между этой деталью одежды маленькими обезьянками, живущими в лесах Амазонии и католическими монахами? В корне пишется О после шипящего, так как это заимствованное слово, нет проверочного с Е. |
трущоба, | Трудно проходимое место в лесу. Второе значение – квартал в городе, где живут бедняки. Учитель: Поработаем с этимологическим словариком. Найдите справку об этом слове в словаре. Вы уже умеете читать статьи этимологического словаря, понимаете пометы. Прочитайте. Расскажите, от какого слова образовано слово “трущоба”. Дети рассказывают. Учитель: Всё верно. Интересно, что если исторический корень здесь трущ-, то буква О в этом слове может быть объяснена правилом, о котором вы узнаете чуть позже. Когда будем знакомиться с орфограммой “О\Е после шипящих и Ц в суффиксах”, вспомним это слово, и вы сами объясните его написание. А пока скажем так: пишем О, так как нет проверочного с Е. И ещё: с этим словом связаны названия городов Трускавец и Друскининкай. Дома ещё раз обратитесь к этимологическому словарю, с словарю топонимов и постарайтесь раскрыть эту связь. |
чопорный, | Чрезмерно строгий в соблюдении
приличий. По словарю дети проверяют, заимствованное ли это слово и объясняют: в корне пишется О после шипящего, так как нет проверочного с Е. |
шорох. | Пишется О после шипящего в корне, поскольку нет проверочного с Е. |
Из этимологического словаря. (Можно оформить на слайдах. Если в кабинете нет эгических словарей, возможен выход в Интернет прямо на уроке).
Капюшон. Заимствовано в сер.18 века из франц.яз., где cappuchou < итал. Cappuccino, восодящего к лат. caputium “монашеская шапка”, суффикс. производного от cappa “шапка”, род головного убора.
Трущоба. Иск. Суф. Производное от труща “трущоба”, образованного с пом. суф.-J- от труск “хворост, хруст”. В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”: “Трущоба - лес с валежником, бурелом.
Чопорный. Объясняется по-разному. Скорее всего, суф. производное от чопориться “важничать” < “топорщить перья” (ср. словен. ceperiti “топорщить перья, важничать”), родственного растопырить, в таком случае ЧО в чопориться – приставка. Семантически аналогичны чопориться глаголы “петушиться”, “ершиться”.
Шорох. Иск. То же, что шерох- в шероховатый. Суф произв. от шур- в шуршать. Е>О под ударением перед тв.согл.
4. Закрепление материала.
- Мы познакомились с правилом. Какая задача стоит перед нами на следующем этапе работы с ним? Как можно закрепить правило, с помощью каких видов работы?
1) Учитель: Посмотрите на доску (слайд). Чем являются слова, здесь представленные, по отношению к словам с орфограммой “О\Ё после шипящих в корне”?
- Жесть –
- дешевле -
- черстветь -
- решето -
- щека -
- чело -
Запишите эти “проверочные слова”, а рядом – слова с орфограммой. Орфограмму обозначьте. 1-2 первых слова вместе с учителем, далее – самостоятельно. Один ученик работает у доски.
Жесть – жёсткий, дешевле - дешёвый, черстветь - чёрствый, |
чело – чёлка, щека - щёки, решето - решётка. |
Проверка работы ученика, самопроверка.
- Итак, какая гласная и почему пишется во всех предложенных словах с орфограммой?
- Что такое “решето”? Видели ли вы его когда-нибудь? Опишите.
- Приведите однокоренные слова.
Учитель: Вам, наверняка, будет интересно узнать, как появилось такое название этого предмета. Обратимся к этимологическому словарю. Здесь же вы найдете еще однокоренные слова к исходному.
Из этимологического словаря. Решето. Общеслав. Этимология не установлена. Толкуется как суф. производное от *recha “дыра”, того же корня, что редкий, прореха. В таком случае решето буквально — “дырявое”. Второе объяснение слова: суф. произв. от решить “вязать”, родственного латыш. reksis “плетёнка, решето”, лит. regzti “связывать, плести”. В этом случае решето – “сплетенное”.
2) Учитель: С этим заданием справились. Молодцы. Теперь – более трудное. “Узнайте слово по лексическому значению”. Запишите слово, обозначьте орфограммы.
1. Водитель.
2. Предмет для чистки одежды, пола.
3. Уважение. (Оказывать почести. Почести, честь – однокоренные.)
4. Музыкальный аккорд, лад, противоположный минорному, то есть радостный, бодрый, весёлый.
Учитель: Чтобы правильно написать это отгаданное слово (мы его употребляем нечасто, между тем в нем есть орфограмма не только после шипящего), проверьте себя по орфографическому словарю.
5. Ткань, волокна которой производят гусеницы-шелкопряды.
6. Человек, любящий одеваться нарядно, ярко, изысканно (...щеголевато – однокоренное). Еще одна подсказка: у этого слова есть омоним: так называют небольшую птичку с ярким оперением.
Самопроверка. Открывается запись на доске или выводится слайд: шофер, щётка, почёт, мажор, шёлк, щёголь.
Учитель: У кого все верно? Это “5”.
У кого одна ошибка? Две? Это оценка “4”.
Поставьте себе оценку на полях.
-Чем, кроме закрепления правописания слов с изученной орфограммой, полезна та работа, которую мы выполнили?
/Узнали новые слова, расширили свой словарный запас./
5. Работа с текстом.
Текст представлен на слайде или распечатан на каждую парту.
1). Задание:
- послушайте текст,
- определите его тему,
- определите основную мысль и в каком предложении (словах) она заключена,
- озаглавьте,
- определите стиль и тип речи текста.
Представьте себе, что вы забрели в лесную глушь. Высокой стеной выросли перед вами непроходимые заросли. Всё таинственно, чудно.
Каждый звук заставляет биться сердце учащенно. Возится какая-то птичка, слышится журчание лесного ручья. Скорее туда!
2). Проверка ответов на поставленные вопросы.
3). В это же время один ученик работает индивидуально: на интерактивной доске или на переносной вычерчивает схемы, объясняющие знаки препинания в тексте (предложения 1,3,5).
4). Проверка работы ученика.
Дополнительные вопросы:
- Какими по количеству грамматических основ является каждое из этих предложений? Докажи, называя основу.
- Чем осложнено предложение №3? Как связаны однородные сказуемые?
Учитель: Итак, мы объяснили пунктограммы.
5) - Какие орфограммы встретились в тексте? Назовите орфограмму и слово(-а) с ней.
Ответы учеников:
- “Безударные гласные в корне, проверяемые ударением”: забрели, лесную, стеной, непроходимой, таинственно, заставляет, скорее;
- “Буквы И-У-А после шипящих”: чудно, учащенно, журчание;
- “Чередующиеся гласные в корне слова”: выросли;
- “Разделительный Ь в корне”: ручья;
- “Непроизносимая согласная в корне”: сердце;
- “Ь после шипящих”: глушь;
- “Безударное личное окончание глаголя”: заставляет, слышится.
Если какое-то слово не было названо ребятами, учитель обращает внимание детей на него и просит назвать орфограмму в нем.
Особое внимание – словам “какая-то” и “учащенно”.
- Как вы думаете, имеет ли слово “учащенно” какое-либо отношение к сегодняшней орфограмме? Завтра на уроке узнаете, какое именно. Возможно, самые любопытные сами прочитают дома об этом в учебнике и расскажут нам.
6). Учитель: Слов с изученной сегодня орфограммой в тексте нет. Предположите, каким будет следующее задание.
Вы правы: включите в текст такие слова. Особенно удачно их можно использовать вместо подчеркнутых слов, но в то же время ваше творчество, интуицию и языковое чутьё я не ограничиваю.
Запишите получившиеся тексты.
7). Дети работают самостоятельно. Однако начать можно вместе. Особенно в работе над вторым предложением, чтобы подсказать ребятам: высокая стена непроходимого леса иногда по цвету кажется черной.
8). Звучит несколько текстов. Обсуждение, удачно ли использованы синонимы к подчёркнутым словам, уместно ли включение слов с орфограммой в прозвучавшем тексте.
9). Орфографическая проверка. Открывается слайд с таким вариантом текста:
Представьте себе, что вы забрели в лесную чащобу (трущобу). Чёрной стеной выросли перед вами непроходимые заросли. Всё таинственно, чудно.
Каждый шорох заставляет биться сердце учащенно. Щёлкает какая-то птичка, слышится шёпот лесного ручья. Скорее туда!
Объясните правописание подчеркнутых слов.
Учитель обращает внимание ребят на слово “чащоба”. В какой морфеме встречается орфограмма?
10). Учитель: Ребята, у текста есть продолжение. Запишите, пожалуйста ещё два его предложения.
По тонкой жердочке вы перебираетесь на противоположный берег. А там...
- Объясните написание слов “перебираетесь”, “противоположный”.
- Назовите и объясните написание слова с орфограммой “О\Ё после шипящей”.
11) -А что может быть там, на другом берегу ручья в непроходимой чащобе?
Дети высказываются.
6. Домашнее задание.
Учитель: Пофантазируйте и напишите дома продолжение рассказа, включив, по возможности, уместно, слова с изученной сегодня орфограммой.
- Какие ещё задания вы получали во время урока?
/Работа с этимологическим словарём, раскрыть связь между словами “капюшон”, названием одного из видов обезьян и одного из монашеских орденов, между словом “трущоба” и топонимами “Трускавец” и “Друскининкай”.
7. Итоги урока.
- От чего зависит выбор гласных О или Ё в корне после шипящего?
- Что мы делали дл овладения орфограммой?
- Как вы будете работать над правилом дома? С чего начнёте приготовление домашней работы?
- Что интересно было на уроке? Что новое узнали.
Учитель: Спасибо за работу. До встречи.