Понятие о причастном обороте

Разделы: Русский язык


Цель:

  • дать понятие о причастном обороте; формировать умение нахождения причастного оборота в предложении;
  • отрабатывать навыки грамотного письма;
  • развивать умения логически излагать свои мысли, выделять главное, обобщать.

Задача:

  • создать условия для освоения понятия о причастном обороте, используя различные методы и средства, формировать у обучающихся прочные орфографические и пунктуационные умения на основе изученного правила.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Ход урока

1. Мобилизующий этап.

На доске запись. <Рисунок 2>

Учитель. Прочитайте написанное на доске предложение. Скажите, какое задание нужно выполнить, чтобы оно соответствовало записи на доске и теме прошлого урока?

К существительному звездами надо подобрать зависимое слово. Это должно быть причастие, так как с ним мы познакомились на прошлом уроке.

Слушаются возможные варианты ответов. Один из них: Все небо усыпано мигающими звездами.

Учитель. Рассмотрим еще одну запись. <Рисунок 3>

Скажите, какое задание надо выполнить в этом предложении?

К причастию мигающими надо подобрать зависимое слово. Причастие с зависимым словом должно относиться к существительному звездами.

Ответы учащихся. Один из них: весело мигающими.

2. Формулировка темы и цели урока.

Учитель. Зависимое слово может быть одно или несколько. Они окружают, словно оборачивают причастие. В связи с этим скажите, как может называться причастие с зависимыми словами?

Слушают варианты ответов обучающихся. Если не прозвучит правильный, то термин сообщает учитель.

Учитель. Правильный был вариант (называется имя школьника). Учитывая его ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: Причастный оборот.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель нашего урока: познакомиться с причастным оборотом, учиться находить в предложениях причастные обороты.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Над первой частью цели урока мы уже начали работу. Исходя из размышлений по поводу последнего предложения, скажите, что такое причастный оборот.

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

Учитель. Посмотрите на оформление в предложении причастного оборота, скажите, входит ли в его состав определяемое имя существительное.

Определяемое причастным оборотом существительное не входит в его состав.

Учитель. Разберем данное предложение на доске и в тетради.

(Инструментом “ перо” зеленого цвета обучающийся у доски разбирает предложение.)

Какой вывод можем сделать из этой работы?

Причастный оборот является одним членом предложения, определением.

Учитель. Обобщим наши рассуждения о причастном обороте в порядке их следования.

Материал ученики воспроизводят по памяти со своими примерами.

4. Закрепление изученного.

Упражнение 1.

Учитель. Будем учиться находить причастные обороты. Прочитайте написанные на доске предложения.

Учитель. Скажите, какое задание нужно выполнить с этими предложениями?

Из этих предложений нужно составить текст. Для этого надо соединить предложения в правильной последовательности.

Учитель. Найдите главное по смыслу предложение, которое в тексте будет первым.

Если б не многочисленные примеры жизни, отданной во имя блага людей, не было бы истории человечества.

Учитель. Какое предложение будет вторым?

Перечислим некоторые, оставшиеся в памяти людей имена.

Учитель. Какую работу надо сделать после этого?

После этого надо написать оставшиеся предложения по порядку.

(Обучающийся выходит к доске, инструментом “выделенный элемент” переставляет предложения в нужной последовательности.Затем все записывают получившийся текст в тетради.)

Учитель. Теперь в этих предложениях выделим причастные обороты и определяемые ими существительные.

(Один ученик у доски инструментом “перо” синего цвета выделяет причастные обороты и определяемые ими существительные. Остальные работают в тетрадях.)

Упражнение 2.

Учитель. Продолжим работу над умением выделять причастные обороты и разговор о судьбах людей, служивших человечеству. Прочитайте предложения.

Учитель. Нужно вставить пропущенные буквы, подчеркнуть причастные обороты, затем из предложений составить текст.

(Один ученик у доски инструментом “перо” красного цвета вставляет пропущенные буквы. Другой обучающийся выходит к доске и инструментом “маркер” зеленого цвета подчеркивает причастные обороты в первых двух предложениях, еще один ученик делает то же самое в следующих двух. Затем четвертый обучающийся выходит к доске и с помощью инструмента “выделенный элемент” переставляет предложения в нужной последовательности, обращая внимание на количество причастий и причастных оборотов в каждом предложении (в первом – 1, во втором их нет, в третьем – 2, в четвертом – 4.)

6. Итог урока.

Учитель. С какой языковой категорией мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились с причастным оборотом.

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о причастном обороте. Приведите примеры с причастным оборотом и одиночным причастием.

7. Домашнее задание.