Структура урока:
- Изучение нового материала.
- Рассказ обзорного типа по данной теме.
- Урок-путешествие
Цель:
- Формировать представления и знания об особенностях Русской равнины.
- Учить анализировать, сравнивать, выделять главное.
- Раскрыть высокую связь с Родиной. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, любви к России и к своему родному уголку.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить учащихся с особенностями географического положения Русской равнины.
Воспитательные
- Формировать чувства коллективизма через совместную творческую деятельность.
Развивающие
- Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, контурными картами, учебником, работы в группах.
- Развивать умения анализировать и делать выводы.
- Создать условия для формирования устойчивого интереса к природе нашего края как составляющей части Восточно-Европейской равнины.
Оргмомент: Здравствуйте, меня зовут Ирина Анатольевна. Сегодня мы вместе совершим удивительное путешествие по самому крупному региону России, с целью изучить особенности природы. (Показываю по карте территорию, обвожу границы, объясняю географическое положение . Задаю вопрос : Попробуйте назвать эту территорию?
Правильно - это Восточно-Европейская равнина , по которой мы совершим путешествие. Перед вами лежат маршрутные листы с заданиями (Приложение 1) атласы контурные карты России.
Мы определили тему урока прежде чем её записать, давайте посмотрим на 1 слайд и запишем её в маршрутный лист. Наше путешествие состоит из 8 этапов. Задание каждого из этапов написано у вас на маршрутных листах. Всё понятно? Итак, начинаем....
ЭТАП 1 “Расшифруй”- 6 минут.
Оказывается, Восточно-Европейская равнина имеет второе название. Какое?
На этапе “Расшифруй” выберите правильные ответы. Напротив каждого утверждения стоит буква. Соединив буквы правильных ответов вы назовёте слово. Итак, прочитаем, какое слово получилось?
Правильный ответ – Русская.
Вывод: Русская – потому, что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живёт большинство русских России.
Давайте откроем учебники и прочитаем название темы. Она подтверждает ваш правильный ответ.
Переходим на ЭТАП 2. “Языком цифр” - 4 минуты
Задание по учебнику и атласам.
- Протяжённость равнины с севера на юг---------------------
- Протяжённость равнины с запада на восток----------------
- По величине Восточно-Европейская равнина занимает------------ место после------------------------низменности.
Прочитай задание. После отведённого времени спрашиваю на оценку желающих у доски (Ребята показывают Восточно-Европейскую равнину, рассказывают о протяжённости.)
ЭТАП 3. “Уголок России” - 2 минуты. 2 слайд
Молодцы! Мы очень активно шагаем и переходим на следующий этап “Уголок России”
Определите, о какой территории, находящейся на Восточно-Европейской равнине идёт речь?
- Широко и привольно раскинулась она на северо-востоке европейской части страны.
- Несколько заподноевропейских стран могли бы поместиться на её территории.
- Большая часть занята обширной слабовсхолмленной низменностью.
- На востоке протянулись горы, с высочайшей вершиной - г.Народной.
Вопрос: Назовите о каком уголке идёт речь?
Ответ: республика Коми.
ЭТАП 4. “Случайность” 10 минут
- 1 команда 3 слайд
- 2 команда 4 слайд
- 3 команда 5 слайд
По желанию 6 слайд
Ребята работают в контурных картах по парам.
Давайте посмотрим на карту России и карту Коми и сравним их.
Вопрос: Что общего мы видим? Покажите условными знаками и надписями.
Обмен информацией. Обе территории богаты ресурсами: водными - реками и озёрами. Много возвышенностей, низменностей. А также полезными ископаемыми.
ЭТАП 5 “История Отечества” 6 минут 7 слайд
1. Беседа. Русская равнина не только богатая ресурсами земля. Это земля, на которой происходили исторические события, более чем тысячелетней давности Руси и сегодняшней России. На Русской равнине происходили исторические битвы с татаро-монголами, полчищами тевтонских рыцарей, армией Наполеона, ордами гитлеровцев. Природно-исторические святынями стали места русской боевой славы- Чудское озеро, Прохоровское поле. Многие поэты слагали стихи и песни о великих сражениях:
- Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой
А Непрядва убралась туманом
Что княжна фатой”
(Блок “На поле Куликовом”)
- И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой.
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали
И клятву верности держали
Мы в Бородинский бой”
(Лермонотов “Бородино”)
2. Посмотрите на репродукции известных исторических битв.
3.Давайте послушаем наших ребят.
1 группа подготовила сообщение о Мамаевом побоище. 8 слайд
2 группа подготовила сообщение о битве с Наполеоном 9 слайд
3 группа “Были ли военные действия на территории нашей республики? Заслушиваем краткие сообщения.
ЭТАП 6 “Самопогружение” - 7 минут
Давайте посмотрим на иллюстрации 10 слайд Мы видим хорошо выраженную зональность её ландшафтов.
Вопрос: В чём проявляется зональность?
Ответ: В смене природных зон.
Вопрос: Как называется такая зональность?
Ответ: Широтная.
Поясняем: Это и тундра, и карельская тайга, смешанные леса, бескрайние степи.
Вопрос: Что объединяет эти картины?
Ответ: рельеф.
Найдите в учебнике. Какой тип рельефа преобладает?
Ответ: Рельеф - полого-волнистый на огромных пространствах.
Выписать из учебника: Чем обусловлена равнинность?
Предполагаемые ответы:
- устойчивым платформенным фундаментом в её основании.
- залеганием мощных осадочных напластований.
- длительным воздействием внешних процессов выравнивания.
2 задание: Работа с разными источниками информации. Заполнение таблиц:
Задание 1 группе Сопоставление физической и тектонической карт
Тектоническая структура | Форсы рельефа |
Русская платформа | Восточно-Европейская равнина |
Балтийский Щит | Хибины |
Задание 2 группы: (Усложнённое) Работа с атласом, учебниками, дополнительной информацией.
Формы рельефа | Тип рельефа | Причины |
Окско-Донская равнина | Зандровая | Таяние ледника |
Валдайская возвышенность | Ледник | Отложение принесённого материала |
Псковское озеро (Ильмень, Чудское) | Подпружное | Отступание ледника |
Задание 3 группы (Усложнённое) Работа с атласом, учебниками, дополнительной информацией.
Формы рельефа | Тип рельефа | Причины |
Приволжская возвышенность | Овражно-балочно-эрозионный | Текучие воды |
Северные увалы | Ледник | Отложение принесённого материала |
Смоленско-Московская гряда | Ледник | Отложение принесённого материала |
Ребята, сделайте вывод о рельефе Русской равнины
Ответ: Рельеф разнообразный: низменности и возвышенности чередуются. На север равнины сильное влияние оказал древний ледник, на юг- текучие воды, которые образовали эрозионный рельеф: овраги, балки.
Оцениваю ответы.
ЭТАП 7 “Гардарика” - 5 минут.
Посмотрите на наши маршрутные листы. Мы уже подходим к финишу. На нашем пути - Гардарика, Те. речь пойдёт о городах.
Беседа. На Русской равнине веками развивались культура и хозяйство многих народов. На Русской равнине располагались самые древние и славные города России. Покажите их на контурной карте. Желающих спрашиваю у доски и оцениваю.
Задание в контурных картах: Отметить города: Великий Новгород, Псков, Казань, Ярославль, Нижний Новгород, Москву. Сыктывкар, Архангельск.
Вот он финиш! Последнее задание
ЭТАП 8 “Перевёртыш” “Расшифруйте задание и запишите в дневник” - 1 минута
Закрепление - 2 минуты:
Индивидуальная работа
Викторина “Проверь себя”
- Русская равнина расположена на .............
- Выход фундамента на поверхность ---------
- Самая низкая отметка России --------------------------
- Ледниковые отложения ---------------------
- Самая высокая отметка Русской равнины --------------
Ответы:
1. платформе
2. Щит
3. -28 м ( Прикаспийская низменность)
4. морена
5. Хибины 1200 м
Мониторинг урока - 2 минуты. Выставляю и комментирую оценки.
Раздаю каждому таблички с подготовленной номенклатурой (Приложение 2) над которой ребята начинают работать дома, готовиться к зачёту.
Список используемой литературы.
1. “Поурочные разработки по географии” под редакцией Жижиной Е.Ф.А “ВАКО” 2010 г.
2. Учебник “География. Природа России” Баринова И.И. “Дрофа” 2010 г.
3. Поурочное планирование “ География России. Природа” Элькин Г.Н. “Паритет” 2009 г.