Обобщение знаний учащихся о глаголе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Систематизировать знания учащихся о глаголе.
  • Развивать речь учащихся.
  • Воспитывать наблюдательность.

Оборудование:

  • На карточке написана выдержка А.Югова: “Глагол - самая огнепышущая, самая, живая часть речи ”,
  • Стихотворение И.Токмаковой:

Зябн...т осинка
Дрож...т на ветру
Стын..т на солнышке
Мерзн...т в жару

  • Глаголы (карточка):

светит, греет, появляется, пригревает, пробуждает, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели.

Чтение слов Югова и объяснения их смысла: действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое,

2. Проверка домашнего задания.

Задание было дано такое:

а) происхождение слова “глагол”;

б) роль глагола в речи*

Ответ на а) вопрос: термин “глагол” - это перевод с латинского VERBUT, что значит “слово, речь”.

Ответ на б) вопрос: глагол необыкновенная часть речи. Необыкновенна тем, что обозначает действие. Глагол может обозначать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную и т.д.) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: .мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.

3. Работа над темой.

а) Образуй однокоренные слова от слова “говорить” при помощи приставок:

(Говорить - договорить, наговорить, переговорить, уговорить).

б) Подберите к слову “говорить” синоним. (Произносить, замечать, беседовать, доказывать, болтать).

в) Чтение отрывка учителем:

За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?

Объясните значение словосочетаний “болтать языком”, “болтать ногами”

г) Составь словосочетания с глаголом “держать” так, чтобы этот глагол имел разные значения и подбери к нему синонимы.

Держать книгу.

Держать речь - выступать.

Так держать! — подбадривать человека.

Держать в секрете - хранить тайну.

Держать в доме иметь.

Держать путь — направляться.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

4. Письмо по памяти:

  • Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (записано без знаков).
  • Назови глаголы — синонимы.
  • Вставь гласные в окончании, докажи.
  • Назови слова с безударной гласной, докажи.
  • Напиши по памяти (обозначь графически).

5. Выборочный диктант

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!

Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева “Море и утёс”.

И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревёт.
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот

Задание:

а) Какую картину ты представила, расскажи.

б) С помощью какой части речи поэту удалось передать картину бушующего моря. Почему?

в) Выпиши глаголы, выдели окончания.

г) Напиши еще глаголы, которые обозначают действии шторма.

д) Составьте предложение о бушующем море; (Огромные волны набегают на песчаный берег.) Разбери предложения по членам предложения. Изменить по лицам глагол “хочет” (устно )

6. Творческая работа

Прочитайте глаголы на карточке (светит, греет, появляется, пригревает, пробуждает, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают).

Нужно написать сочинение-миниатюру.

  • Какая тема? Озаглавьте текст.
  • Устный рассказ.
  • Запись в тетрадь.

7. Итог урока

  • Что такое глагол?
  • Какова роль глагола в речи?

8. Домашнее задание: Выписать из словаря 10 глаголов.