Цели:
- Систематизировать знания учащихся о глаголе.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать наблюдательность.
Оборудование:
- На карточке написана выдержка А.Югова: “Глагол - самая огнепышущая, самая, живая часть речи ”,
- Стихотворение И.Токмаковой:
Зябн...т осинка
Дрож...т на ветру
Стын..т на солнышке
Мерзн...т в жару
- Глаголы (карточка):
светит, греет, появляется, пригревает, пробуждает, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели.
Чтение слов Югова и объяснения их смысла: действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое,
2. Проверка домашнего задания.
Задание было дано такое:
а) происхождение слова “глагол”;
б) роль глагола в речи*
Ответ на а) вопрос: термин “глагол” - это перевод с латинского VERBUT, что значит “слово, речь”.
Ответ на б) вопрос: глагол необыкновенная часть речи. Необыкновенна тем, что обозначает действие. Глагол может обозначать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную и т.д.) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: .мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
3. Работа над темой.
а) Образуй однокоренные слова от слова “говорить” при помощи приставок:
(Говорить - договорить, наговорить, переговорить, уговорить).
б) Подберите к слову “говорить” синоним. (Произносить, замечать, беседовать, доказывать, болтать).
в) Чтение отрывка учителем:
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
Объясните значение словосочетаний “болтать языком”, “болтать ногами”
г) Составь словосочетания с глаголом “держать” так, чтобы этот глагол имел разные значения и подбери к нему синонимы.
Держать книгу.
Держать речь - выступать.
Так держать! — подбадривать человека.
Держать в секрете - хранить тайну.
Держать в доме — иметь.
Держать путь — направляться.
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
4. Письмо по памяти:
- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (записано без знаков).
- Назови глаголы — синонимы.
- Вставь гласные в окончании, докажи.
- Назови слова с безударной гласной, докажи.
- Напиши по памяти (обозначь графически).
5. Выборочный диктант
Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!
Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева “Море и утёс”.
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревёт.
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот
Задание:
а) Какую картину ты представила, расскажи.
б) С помощью какой части речи поэту удалось передать картину бушующего моря. Почему?
в) Выпиши глаголы, выдели окончания.
г) Напиши еще глаголы, которые обозначают действии шторма.
д) Составьте предложение о бушующем море; (Огромные волны набегают на песчаный берег.) Разбери предложения по членам предложения. Изменить по лицам глагол “хочет” (устно )
6. Творческая работа
Прочитайте глаголы на карточке (светит, греет, появляется, пригревает, пробуждает, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают).
Нужно написать сочинение-миниатюру.
- Какая тема? Озаглавьте текст.
- Устный рассказ.
- Запись в тетрадь.
7. Итог урока
- Что такое глагол?
- Какова роль глагола в речи?
8. Домашнее задание: Выписать из словаря 10 глаголов.