Цель: воспитание чувства уважения и гордости за героические подвиги русского народа
Оборудование:
- Мультимедиа, экран, видеофрагменты сражений, музыкальное сопровождение для работы в группах
- Натюрморт - красный плащ, шлем, меч.
- Витрина, приготовленная для находок группы Археологов.
- Исторический календарь
Столы расставлены для работы в четырех группах: у каждого инструкция для работы, археолог – халат, перчатки, кисть, коробка с песком, артефакты, этикетки для витрины, реставратор – перчатки, халат, пластинка с портретом в пластилине, 4 портрета, стека, емкость для мусора и влажные салфетки, исследователь – задача, фломастер, часть календаря, историк – фрагмент текста, фломастер, часть календаря, монетки, академик – текст с инструкцией, ручка.
На доске прикреплен круглый щит с тремя полями (магниты одного цвета)
Ход классного часа
1. Организационный момент
Учитель предлагает взяться за руки учащимся в группах и передать положительную энергетику друг другу.
2. Введение в тему
Звучит видеофрагмент - кадры истории в обратном хронологическом порядке
“Святая Русь, земля бессмертных лет,
Ее судьба длинною в бесконечность
И жизнь ее – величиною в вечность”
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (об истории, о России)
Правильно! В истории нашего государства было много событий. На протяжении многих веков наша страна подвергалась нападению иноземных завоевателей, но все они получали достойный отпор. Один знаменитый поэт сказал такие слова: “И вечно тем сильна моя страна....”
Эти слова и будут темой нашего классного часа, на котором мы с вами узнаем, чем же сильна наша страна?
Скажите, а каким образом люди узнают об исторических событиях? (из учебника истории, книг, TV, библиотек, раскопок).
В учебниках откуда появляется информация? (пишут историки). А они как узнают об этом? (проводят раскопки, собирают устные рассказы, изучают обычаи)
То есть работают над этим... (дети называют, учитель обобщает) люди таких профессий как археологи, реставраторы, историки, исследователи. Представьте себе, что вам сейчас предстоит работать в лаборатории и побывать в этих ролях. При работе вам помогут индивидуальные инструкции (приложение №1) на столах, которые облегчат вам работу.
Помните и не забывайте, что мы работаем с артефактами, поэтому к ним нужно относиться крайне бережно.
В каждой группе реставратор и археолог одевают перчатки и халат, все знакомятся с инструкциями и приступают к работе. Академик восстанавливает текст в ходе работы группы.
Во время работы звучит музыка Руси (приложение №2)
3. Практическая работа в лабораториях
1 группа: Ледовое побоище (18 апреля 1242)
Реставратор: расчищает стекой картину Корина “Александр Невский” (приложение №3)
Археолог: с помощью кисти в коробке с песком или землей находит: ножны, стрелу
Исследователь: решает историческую задачу, при решении, которой получается дата 1242 (приложение №4)
Историк: “Повесть временных лет” переводит текст со старославянского, из которого узнает о полководце (приложение №5)
2 группа: Куликовская битва (21 сентября 1380)
Реставратор: картина с образом А.Донского (приложение №3)
Археолог: находит обломок стрелы, осколок от кувшина
Исследователь: историческая задача: 1380 (приложение №4)
Историк: “Куликовская битва” восстанавливает заштрихованный текст, используя монетку (приложение №5)
3 группа: Бородинская битва (8 сентября 1812)
Реставратор: картина с образом Кутузова (приложение №3)
Археолог: находит подкову, стрела
Исследователь: историческая задача: 26 августа 1812 (8сен) (приложение №4)
Историк: восстанавливает фрагмент стихотворения “Бородино” (приложение №5)
4 группа: Блокада Ленинграда (27 января 1944)
Реставратор: Хлебная карточка (приложение №3)
Археолог: находит ложку, гильзу
Исследователь: исторические задачи: 27 января 1944 (приложение №4)
Историк: восстанавливает сводку Инфорбюро о прорыве Блокады Ленинграда (приложение №5)
Во время работы пятый участник каждой группы оформляет лист календаря и собирает сведения об историческом событии (приложение №6)
По окончании работы каждая группа представляет свой лист календаря, прикрепляя на доске – заготовке в виде отрывного календаря.
4. Кульминация, результат
Учитель: Давайте обратимся к первой группе и узнаем, что ими было обнаружено. (о Ледовом побоище)
При рассказе учащиеся называют, что было ими обнаружено, найденные артефакты выкладывают на витрину.
Я предлагаю поразмышлять во время просмотра фрагмента об этом событии и попробовать ответить на вопрос: Какие качества помогали людям победить?
Просмотр видеофрагмента из фильма “Александр Невский”
Учитель: А теперь переходим ко второй группе
Рассказ учащихся о Куликовской битве
Просмотр видеофрагмента
Учитель: Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.
Продолжаем и обращаемся к третий группе
Рассказ учащихся о Бородинском сражении
Просмотр видеофрагмента
Учитель: Четвертая группа готова нам рассказать, что они обнаружили
Рассказ учащихся о прорыве блокады Ленинграда
Учитель: Битва за Ленинград была самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны. ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников.
В Блокаду 125 гр. Хлеба, 1ч.л. масла, 1ст.л. сахара
Мы посмотрим еще один форагмент и я напоминаю Вам вопрос: Какие качества помогали людям победить?
Просмотр видеофрагмента
Учитель: Нами рассмотрены разные события, эпохи, люди, но что их всех объединяет? Почему они выстаили и одержали победу над врагом? Какими же качествами надо обладать человеку, чтобы выстоять и победить?
Предлагаю вам обсудить в группе и записать самые значимые качества, а затем мы их озвучим.
После обсуждения оглашают качества воина, человека
(учитель делает вывод) Русский человек должен обладать определенными качествами, чтобы прийти к победе. Защита, патриотизм и любовь к родине неразрывны.
Зачитывает стихотворение:
Россия начиналась не с меча
Она с косы и плуга начиналась
Не потому, что кровь не горяча
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так вовеки не рушима.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима.
Вот эти известные слова сказал поэт Эдуард Асадов
Чтобы сохранить свою страну, надо знать и хранить свою историю. По итогам работы в группе вами были оформлены листы. Можно сказать листы исторического календаря.
(обращаются к календарю)
В 1995 г. был принят закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, в список которых вошли эти события. Важно чтобы мы помнили о героических и памятных датах нашей военной истории. И здесь далеко не все даты, их насчитывается 16.
В календаре могут быть еще страницы? (ответы учащихся)
Может, стоит продолжить наш календарь? Давайте выйдем с предложением к другим классам нашей школы – продолжить этот календарь. И пусть он станет достойным экспонатом школьного музея.
5. Подведение итогов
Учитель: Спасибо вам огромное, вы сегодня просто молодцы! Вы знаете, хотелось бы Вам преподнести – маленький привет из прошлого. Я надеюсь, что эти высказывания помогут вам стать достойными гражданами нашего государства.
Вручаются берестяные грамоты с высказываниями об Отечестве
(исторические календари)
Думаю, сегодня не зря прошел наш час общения. Прошу Вас при выходе из кабинета выразите мнение, закрепив на щите магниты в нужном секторе.
- Тема сегодняшнего классного часа мне понравилась
- Мне тема понравилась и я хочу продолжить разговор
- Мне это не интересно и не нужно
Список использованных источников: