Обучающая функция методической службы Лицея искусств как ресурс в формировании имиджа учебного заведения

Разделы: Администрирование школы


Существенные изменения, происходящие в художественном образовании, привели к переосмыслению деятельности учебных заведений искусств. В современных социально-экономических условиях фактором успешности детских школ искусств, детских музыкальных школ является конкурентноспособность. Это связано, прежде всего, с уровнем качества оказываемых данным учебным заведением образовательных услуг, а также стратегией развития и имиджевой политикой школы.

От правильно выстроенной модели, системы работы методической службы с преподавателями зависит уровень развития педагогической культуры, компетентностей педагогического коллектива, а, следовательно, и динамика уровня качества образовательных услуг. Эти слагаемые имиджа являются пространством интеллектуального и творческого созидания для методической службы учебных заведений искусств.

В Лицее искусств модель методической службы создавалась на протяжении многих лет. На ее формирование оказали влияние следующие факторы:

  • единая образовательная среда школы-комплекса;
  • сотрудничество с общеобразовательным блоком, впоследствии со С/Ш № 94;
  • адаптация и использование достижений психологии и педагогики, научной базы общего образования в условиях школы искусств. (Приложение 1)

В нашем учебном заведении реализуются традиционные функции методической службы: информационная, аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационно-координационная, обучающая, контрольно-диагностическая, редакционно-издательская. Они рассматриваются в качестве вектора реализации творческо-педагогического потенциала каждого преподавателя. За годы работы методической службой осуществляется поиск приоритетных направлений работы, наиболее целесообразных именно для Лицея искусств, с учетом его масштаба и характерных особенностей.

В нашем педагогическом коллективе работают 96 преподавателей, 8 методических объединений (музыкально-теоретических дисциплин, вокально-хоровое, струнное, фортепианное, русских народных инструментов, театральное, хореографическое и художественное), каждое из которых имеет свою специфику. Перед методической службой Лицея искусств стоит непростая задача – формирование ценностных ориентиров у педагогического коллектива с учетом его разнородной направленности. Полноценное осуществление данной задачи возможно только в процессе систематичного совершенствования профессиональных компетентностей преподавателей и обогащения их педагогической культуры. Поэтому приоритет работы методической службы учебного заведения отдан именно обучающей функции, которая осуществляется через следующие формы деятельности:

  • тематические педагогические советы;
  • методические семинары;
  • проблемные творческие группы;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • самообразование;
  • методические выставки;
  • открытые уроки;
  • педагогические чтения.

(Приложение 2)

Представленные формы деятельности объединены единой методической темой года и подчинены ее поэтапной реализации.

Тематические педагогические советы проводятся 2 раза в год, выбор тематики осуществляется в соответствии с единой методической темой года, этим объясняется их актуальность для преподавателей. Обозначенный круг вопросов-проблем решается при участии всего педагогического коллектива, в связи с чем обязательным является выступление на педагогическом совете представителя каждого методобъединения. Используемые эффективные формы работы, такие как дискуссии, мини-проекты, конкурсы, и др., способствуют переосмыслению преподавателями результатов практической деятельности, побуждают их к активному творческому поиску. На педагогических советах рассматриваются разнообразные темы, вот некоторые их них: “Взаимодействие педагогического коллектива Лицея искусств и родителей: родители как субъекты образовательного процесса”, “Повышение мотивации учащихся к обучению в школе искусств в современных условиях” и др.

Методические семинары служат связующим звеном между педагогическими советами, направлены на поддержку мотивации педагогов в реализации единой методической темы, погружение в рассматриваемый тематический ракурс. Методические семинары проводятся по отделениям, поскольку на каждом отделении особая специфика методики преподавания предметов.

Авторские разработки семинаров с учетом условий учебного заведения, применяемые активные виды деятельности (проблемные ситуации, деловые игры, “мозговой штурм”, работа в группах и др.), сопровождение слайд-шоу, а также обеспечение методическими материалами способствуют углублению, совершенствованию знаний и умений преподавателей по аспектам единой методической темы года.

Тематика методических семинаров разнообразна: “Профессиональная компетентность и компетенции современного преподавателя”, “Педагогические технологии сотрудничества в образовательном процессе Лицея искусств: личностно ориентированный подход”, цикл семинаров “Основы проектной деятельности” и др.

За годы работы в Лицее искусств создан банк методических материалов педагогических советов, методических семинаров самой разнообразной тематики.

Еще одной из форм деятельности обучающей функции методической службы является проблемная творческая группа молодых преподавателей “Творческая мастерская урока”. Она создана с целью адаптации молодых специалистов к условиям школы и достижения оптимальной результативности их деятельности. В течение года участники творческой группы обучаются методистом по разработанной программе тематических занятий, где знакомятся с эффективными формами и методами обучения, современными достижениями психологии и педагогики. Так, в прошлом учебном году молодые преподаватели познакомились с особенностями использования компьютерных технологий и антропологического подхода в ходе обучения в условиях школы искусств. Занятия имеют практическую направленность, поэтому проводятся в форме деловых игр, “мозгового штурма”, практических семинаров, что позволяет стимулировать творческо-интеллектуальную деятельность педагогов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке. Полученные знания адаптируются к предмету и апробируются.

В рамках творческой группы реализуется проект “Индивидуальное методическое сопровождение”. Он направлен на личностное развитие каждого преподавателя, исходя из его способностей и возможностей, рост профессионального мастерства, реализацию педагогического и творческого потенциала через выявление приоритетных направлений деятельности. Совместно с молодыми педагогами составляется индивидуальная программа развития, а на ее основе программа индивидуального методического сопровождения, осуществление которых происходит в течение учебного года.

Результатами работы преподавателей творческой группы стало успешное участие в городских и межрегиональных конкурсах профессионального мастерства, Всероссийской конференции.

Постепенно путем поиска и апробации разнообразных форм методической работы мы выявили наиболее целесообразные для нашего учебного заведения.

Благодаря эффективно созданной модели методической службы у преподавателей Лицея искусств складывается особый стиль педагогической деятельности, присущий именно данному учебному заведению, и обусловленный факторами существования в условиях школы-комплекса. Разработанный подход позволяет раскрыть творческий потенциал педагогов с разными профессиональными возможностями и добиться результативности.

(Приложение 3)

Таким образом, обучающая функция методической службы способствует профессиональному росту преподавателей, оказывая непосредственное влияние на уровень качества образовательных услуг, а в конечном итоге на формирование имиджа учебного заведения.

(Приложение 4)

Список используемой литературы.

  1. Буйлова Л.Н. Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб. метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  2. Пшеничный И.К. Имидж школы как ресурс ее развития. // Методист, 2012. - № 2. – С. 57-60.
  3. Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ/авт.-сост. Л.В. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с.