Цели урока:
Образовательная:
- продолжить формирование умений строить график квадратичной функции.
- продолжить формирование умений преобразований графиков функций.
- закрепить умения определять функции по заданным формулам;
- установить, могут ли учащиеся данный аппарат применять в различных ситуациях
- закрепить умения находить соответствия данных графиков функций с формулами;
Развивающая:
- развивать логическое мышление.
- развивать графическую культуру учащихся.
- формировать умения излагать свои мысли устно;
Воспитательная:
- прививать культуру общения и сотрудничества.
- воспитывать упорство в достижении цели.
Оборудование:
- экран;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- оценочные листы (приложение 1);
- презентация;
- шаблоны графиков у = ах2;
Ход урока
1. Активизация мыслительной деятельности (через разминки);
Перед началом учебного занятия на экране демонстрируются высказывания известных личностей.
(Презентация. Слайд 1-3.) Разгадать перевертыши (фразы, в которых каждое слово нужно заменить противоположным по смыслу).
2. Повторение и актуализация опорных знаний.
1) Мы с вами познакомились уже со многими функциями. Перечислите их.
(Презентация. Слайд 4) На экране изображены формулы и графики функций вами перечисленные
у = х3; у =; у = х2 ; у = к х ; у =; у = ; у = к х + в
Задание 1. Установите, какая формула из данного списка соответствует каждому из графиков. Запишите ответы в тетрадь.
(Презентация. Слайд 5) Проверь и оцени себя сам. (Учащиеся выставляют полученные баллы в оценочные листы.)
2) (Презентация. Слайды 6-9) Вспомним какие преобразования квадратичной функции мы изучили на прошлом уроке. (Учащиеся по формулам комментируют , что произойдет с графиком у = х2 при умножении коэффициента на число > 1 ,< 1 и <0 )
3. Мотивация учения и ознакомление с новым материалом.
1) (Презентация. Слайд 10) Сообщение темы урока.
Введение цели урока и ознакомление с новым материалом предлагается учащимся через метод антипации (предположение). Учащимся задаются вопросы с опорой на субъектный опыт по данной теме, и предлагается самим сформулировать цели урока или гипотезу преобразования графика. После этого на экране появляется цель урока и правило по которому передвигается график.
Примерные вопросы к введению цели:
- Знакомы ли вам данные функции?
- В чем их отличие от раннее изученных функций?
- Как вы думаете, что нужно сделать чтобы построить графики этих функций?
- Можно ли глядя на формулу понять где и как расположен график?
(Презентация. Слайд 11) Пусть девизом нашего урока станут слова:
Послушай - и ты узнаешь,
Посмотри - и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
2) (Презентация. Слайд 12) Давайте посмотрим на содержание урока : первые две функции мы изучили на прошлом уроке, вторые две – являются обязательной частью программы, а остальные дополнительной.)
3). (Презентация. Слайд 13-22 для гимназических классов; слайд 13-16 для общеобразовательных классов)
Учащимся предлагается посмотреть на графики и их формулы. Найти закономерность и выдвинуть гипотезу преобразования графика. После чего учащиеся сравнивают свои предположения с правилами на слайдах , делают записи в тетрадь и строят графики с помощью шаблонов. С 17- 22 слайд дополнительная информация и более сложные построения. Поэтому учитель объясняет происходящие преобразования исходя из правил. (На 18 слайде приведен пример преобразования графиков у = к х + в и у =, т.к. на этих графиках легче понять принцип преобразований)
4. Первичное осмысление и применение изученного.
Оно начинается с устной фронтальной работы с объяснениями преобразований графиков.
1) (Презентация. Слайд 23.) Найдите соответствие графика квадратичной функции к заданным формулам. (Ответ Г)
2) (Презентация. Слайд 24) Найдите соответствие функции к заданным графикам. (Ответ А)
3) Вопрос классу: Можно ли применить полученные приёмы не только для графиков квадратичной функции, но и для других функций? (Ответ “Да”)
(Презентация. Слайд 25) А теперь для самых внимательных и сообразительных. Примените изученные преобразования для функции у =. (Ответ А)
4) Далее учащиеся пробуют самостоятельно ответить на вопрос:
(Презентация. Слайд 26) Задание 2. Напишите формулу функции по её графику в тетрадь.
(Презентация. Слайд 27) Проверьте и оцените себя в оценочный лист.
5) (Презентация. Слайд 28) Задание 3. А теперь немного посложнее. График какой функции изображен на рисунке?
(Презентация. Слайд 29) Проверьте правильность своего выбора. Тот кто правильно ответил поставьте в свои оценочные листы 3 балла. А остальные посмотрите ход преобразования графика. Комментирует ход - учащийся правильно ответивший на вопрос задания.
5. Подведение итогов.
(Презентация. Слайд 30) Однажды Пифагор сказал очень мудрые слова:
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
- Что я сделал?
- Чего не сделал?
- И что мне осталось?
Вот и мы сейчас попробуем ответить на эти вопросы. Посчитайте количество баллов за три задания в ваших оценочных листах. (Презентация. Слайд 31) Максимальное количество баллов -14. Поднимите руки у кого максимальное количество баллов. Поднимите руки у кого работа в классе выполнена на “хорошо”. Поднимите руки кому еще надо потренироваться. Оценочные листы передайте вперед, они мне помогут скорректировать план на следующий урок.
6. Рефлексия и домашнее задание. (Презентация. Слайд 32-33)
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- С каким настроением вы уйдете с урока?
Домашнее задание: п.5, 6
- На “3” № 89, 94, повт. 85
- На “4” и “5” № 94, 92, повт. 85