Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока.
- Воспитание самостоятельности и активности при использовании частично-поискового метода при работе в группах.
- Развитие мыслительных способностей: анализ, генерализация.
- Организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний:
1) определения спиртов,
2) признаков классификации спиртов (по числу гидроксильных групп, по характеру углеводородного радикала, по характеру атома углерода, связанного с гидроксильной группой),
3) строение молекул спиртов,
4) гомологического ряда и его общей формулы,
5) видов изомерии спиртов (углеродной цепи, положения функциональной группы и межклассовую изомерию) и номенклатуры спиртов,
6) физических свойств и понятия водородной связи;
умений:
1) записывать:
- формулы спиртов, применяя различные типы классификации;
- формулы изомеров, применяя различные виды изомерии, характерные для класса спиртов;
2) называть спирты по формулам;
3) объяснять:
- влияние водородной связи на свойства спиртов;
- генетическую связь спиртов с углеводородами;
- влияние смещения электронной плотности в молекулах спиртов на их кислотно-основные свойства;
4) приводить примеры к выше названным понятиям.
5) выстраивать гомологический ряд спиртов.
навыков:
1) записывать структурные формулы изомеров и гомологов для предложенного вещества,
2) прогнозировать свойства спиртов по их строению,
3) определять и записывать формулы спиртов по их названию.
Метод проведения урока: частично-поисковый.
Оборудование: ПК, слайды, таблицы, раздаточный материал.
Графическая модель урока: [3]
ИВУ (информационный ввод учителя) | 15 мин. | ||
ИР (индивидуальная работа учителя с учениками). Включенный контроль по заранее составленным вопросам | УР в парах | УР в парах | 5 мин. |
УР в парах | УР в парах | ||
РСР (разноуровневая самостоятельная работа учащихся). | 15 мин. |
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный момент (1 мин.) | Организует учащихся на проведение урока по АСО | Получают и подготавливают раздаточный материал |
II | Целеполагание (1 мин.) | Постановка цели и доведение ее смысла до сознания учащихся (слайд 1) | Знакомятся с темой и целями урока |
III | ИВУ (15 мин.) | 1. Демонстрирует место спиртов в
общей классификации органических соединений
(слайд 2). 2. Спирты, в свою очередь, тоже можно классифицировать (слайд 3). 3. По ходу задает вопросы учащимся: - Что отличает состав спиртов от состава углеводородов? - В состав какой группы атомов входит кислород, отличающий спирты от углеводородов? - Как такую группу атомов мы называем в неорганической химии? - Используя известные вам факты о видах изомерии, предположите виды изомеров у спиртов и поясните ваше предположение. 4. Следующими двумя вопросами создаем возможность рассмотрения электронного эффекта в молекулах спиртов и возникновения межмолекулярной водородной связи, оказывающей значительное влияние на физические свойства спиртов: - Вспомните, что такое электроотрицательность? - Какой атом в спиртах наиболее ЭО? - Как Вы думаете, в каком направлении в молекуле спирта смещается электронная плотность? - Где самая ЭО часть молекулы? - Какие атомы обеднены электронной плотностью? 5. Демонстрирует образцы спиртов, подчеркивая, что в обычных условиях спирты не бывают газообразными. |
1. Рассматривают слайды и образцы
спиртов. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Анализируют рассмотренный материал, делают выводы о физических свойствах спиртов и причинах, обусловливающих эти свойства. |
IV | УР в парах постоянного состава (5минут) | 1. Организует работу в парах с
целью закрепления только что полученной новой
информации. 2. Отвечает на возникшие вопросы (индивидуально). |
1. Отвечают друг другу на вопросы
по новой теме. 2. Ответы на вопросы, вызвавшие затруднения, находят в информац. листе или задают учителю. |
V |
ИСР по заданию с адаптацией (15 мин.) | 1. Организует индивид. работу по
заданиям с адаптацией (по алгоритму). 2. Работает индивид с учащимися с целью проверки вновь полученных знаний. 3. Отмечает уровень знаний в “Листе оценки знаний”. |
1. Выполняют письменную
разноуровневую самостоятельную работу (по
алгоритму). 2. Работают индивидуально (устно) по заданиям учителя. |
VI |
Подведение итогов (3 мин.) | Разъясняет домашнее задание: 1. § 17 выучить до химических свойств. 2. Выполнить письменно вопросы 4 и 5 на стр.154. (вопрос 6, если достигнуты все цели). 3. Обратитесь еще раз к целям урока и отметьте Ваш уровень достижения поставленных целей. |
1. Отмечают в листе заданий не
достигнутые на уроке цели. 2. Сообщают учителю о своих достижениях. 3. Записывают домашнее задание. |
Вопросы для включенного контроля
- Какое главное отличие строения спиртов от других классов органических соединений?
- Какие признаки классификации спиртов вы можете назвать?
- Какая химическая связь называется водородной?
- Между какими молекулами возникает водородная связь?
- Как водородная связь влияет на физические свойства спиртов?
- Как в древности получали спирт? Какой это был спирт?
- Каково значение этилового спирта?
Информационный лист учащегося
1. Определение. Спирты – органические соединения, содержащие в молекуле одну или несколько гидроксильных групп – ОН у насыщенных атомов углерода.
2. Распределение электронной плотности в молекулах алканолов:
3. Номенклатура. Название алканола = название углеводорода + ОЛ (+ № с-атома).
4. Кпассификация спиртов: стр. 138-140 учебника.
5. Виды изомерии:
- углеродной цепи (начиная с С4);
- положения гидроксогруппы (начиная с С3);
- межклассовая изомерия с простыми эфирами (начиная с С2).
6. Физические свойства. Всегда определяются характером взаимодействия между молекулами веществ.
Температура кипения. Для испарения спиртов требуется разорвать не только вандерваальсовы, но и водородные связи между молекулами, что требует дополнительной затраты энергии. Поэтому температура кипения спиртов намного выше температуры кипения алканов с близкой молекулярной массой (рис.22а, стр.142 учебника) и возрастает с увеличением молекулярной массы.
Растворимость в воде. Благодаря полярности молекул спиртов и воды (рис. 22а, б, в, стр.142), между ними возникают водородные связи, обусловливающие хорошую растворимость, которая понижается с увеличением неполярного углеводородного радикала.
Плотность. Ациклические спирты легче воды, ароматические – тяжелее.
Вязкость. С увеличением числа гидроксогрупп (числа водородных связей) и массы углеводородного радикала вязкость увеличивается.
Запах. С1-С3 обладают характерным алкогольным запахом; С4-С5 – сладковатым удушливым; высшие – без запаха. Третичные спирты обладают запахом плесени.[4]
Лист заданий для учащихся № 1
Цели работы
Знать: | Уметь: |
1) определения спиртов, 2) признаков классификации, 3) строение молекул, 4) гомологического ряда и его общей формулы, 5) видов изомерии спиртов и номенклатуры спиртов, 6) физических свойств и понятия водородной связи. |
1) записывать:
2) называть спирты по формулам; 3) объяснять:
4) приводить примеры к выше названным понятиям; 5) выстраивать гомологический ряд спиртов. |
Устная работа в парах.
По очереди ответьте друг другу на следующие вопросы. Если вопрос вызывает затруднения с ответом, обратитесь за помощью к информационному листу или к учителю.
- Дайте определение спиртов.
- По каким принципам можно классифицировать спирты?
- Какой самый ЭО атом в молекулах спиртов, и как, в связи с этим, распределяется электронная плотность в них?
- Что такое водородная связь, почему и где она возникает?
- Как водородная связь влияет на такие физические свойства спиртов, как температура кипения и растворимость в воде?
- Назовите еще один важный фактор, влияющий на физические свойства спиртов.
- Как масса углеводородного радикала влияет на температуру кипения, растворимость, плотность, вязкость, запах спиртов?
По окончании работы обратитесь еще раз к целям и отметьте ваши результаты.
Лист заданий для учащихся № 2
Разноуровневая самостоятельная работа (два варианта)
- Выполните письменно на листах (с обратной стороны) предложенные задания.
- Выполните обязательные задания 3 и 4 в I уровне.
- Далее переходите к заданиям II или III уровней по выбору, или продолжите работу с I уровнем.
- По окончании работы в перечне целей урока отметьте, какие из них вами достигнуты.
Вариант №1 | Вариант №2 |
I уровень (3 балла) 1) Какой спирт кипит при более высокой температуре, бутанол-1 или гексанол-1? 2) Укажите распределение электронной плотности в молекуле бутанола. 3) Напишите формулы первичного, вторичного и третичного одноатомного спирта, в состав которого входит 4 углеродных атомов, и назовите их по систематической номенклатуре. 4) Для гесанола-1 напишите формулы одного изомера и одного гомолога и дайте им названия. II уровень (4 балла) 1) Запишите формулы пропанола, пропана и 2-метилбутанола-2 в порядке возрастания их растворимости в воде. 2) Найдите соответствие между формулами веществ и их названиями. Ответ запишите в таблицу. [1] III уровень (5 баллов) [2] Изобразите структурные формулы спиртов С6Н13ОН и: 1) назовите их; 2) напишите, какие из них являются первичными, вторичными, третичными; 3) изобразите структурную формулу их изомера, не являющегося спиртом. |
I уровень (3 балла) 1) Какой спирт лучше растворяется в воде, этанол или пентанол? 2) Укажите распределение электронной плотности в молекуле пропанола. 3) Напишите формулы первичного, вторичного и третичного одноатомного спирта, в состав которого входит 5 углеродных атомов, и назовите их по систематической номенклатуре. 4) Для пентанола-1 напишите формулы одного изомера и одного гомолога и дайте им названия. II уровень (4 балла) 1) Запишите формулы бутанола-1, бутана и 2-метилбутанола-2 в порядке возрастания их температур кипения. 2) Найдите соответствие между формулами веществ и их названиями. Ответ запишите в таблицу. [1] III уровень (5 баллов) [2] Изобразите структурные формулы спиртов С6Н13ОН и: 1) назовите их; 2) напишите, какие из них являются первичными, вторичными, третичными; 3) изобразите структурную формулу их изомера, не являющегося спиртом. |
Лист учета знаний [3]
Тема “Классификация, строение, физические свойства спиртов” | |||||||||||
№ п/п | Ф.И. уч. | Опред-е | Класси- фикация |
Гомо- логия |
Изоме- рия |
Водо- родная связь |
Физ. св-ва |
||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
20. |
Список литературы
- Антошин А.Э. “Полный курс подготовки к ЕГЭ по химии”, М.: Айрис-Пресс, 2007.
- Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс, М.: Дрофа, 2002, с. 138-143, 154.
- Границкая А.С. Адаптивная система обучения в школе, М: “Просвещение”, 1991.
- Дерябина Н.Е. Органическая химия: репетитор-тренажер для подготовки к экзамену. Ч.2. – М.: Центрхимпресс, 2009.