Урок русского языка по теме "Части речи. Глагол". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • сформировать понятие о глаголе как части речи, его существенных признаках;
  • формировать умение сравнивать, обобщать, выделять глагол среди других частей  речи.

ХОД УРОКА

Этапы урока

УУД, формирующиеся на данном этапе

Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, сегодня урок я хочу начать стихотворением Ю.Мориц.

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка.
К нему идёт зверушка
Попрыгать,поиграть.
Олени, носороги
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать,поиграть.

– С какой целью зверушки идут к Петрушке?
– А вы для чего приходите в школу? (Ответы детей)
– Какие шаги помогают нам учиться? (1. Что я не знаю? 2. Сам найду способ.)

Регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действие смыслообразования
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

– Разбейте слова на группы, укажите признак разбиения: зелёная, дорога, тропинка, жёлтый
1) слова с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением (словарные)
– Каким эталоном мы пользуемся при написании слов с безударными гласными? (Эталон №1 проверки безударных гласных в корне на доске)
2) части речи (существительные и прилагательные)
– Какими эталонами мы пользуемся при определении изученных частей речи? (Эталон №2)
– Что я сейчас должна вам предложить? (Пробное действие)

Пробное действие

– Среди группы слов найдите глагол: лес, попрыгать, избушка, весёлый

Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ,синтез,выбор оснований для сравнения
Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)
Выявление места и причины затруднения

Фиксация затруднения

– Я не смог выполнить задание.
– Я не могу доказать, что выбранное слово является глаголом.

Причина затруднения

– Я не знаю существенных признаков глагола.

Познавательные:

умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое  высказывание

Построение проекта выхода из затруднения

Цель деятельности

1) Нам нужно узнать существенные признаки глагола .
2) Научиться выделять глагол  из группы слов.

– Как будем работать? (По плану)
– Посмотрите на имеющийся эталон.
– Проанализируем его части. (У нас только 2 части заполнены)
– Поставьте вопрос к новой части речи. (Что делать? Попрыгать)
– Дополните эталон.

Фиксация нового знания (эталон)

  1. Внимательно прочитай слово.
  2. Задай вопрос.
  3. Определи что обозначает.
  4. Укажи часть речи.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символическое моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Реализация построенного проекта

– Работаем в группах. Вспомним правила работы в группах. (Ответы детей)
– Каждая группа получает своё слово:

1 группа – приседаю
2 группа – хлопаю
3 группа – хохочет
4 группа – гладит

Задание группам: «покажите своё слово», запишите вопрос к своему глаголу.

Вывод: На какие вопросы отвечает глагол? (Что делает? Что делают? Что сделал?...)

– Как вы изображали своё слово? (Действием)
– Что обозначает глагол? (Действие предмета)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Первичное закрепление во внешней речи

– Выбери глагол из слов: весна, тёплая, придёт, солнце, светит.
– Укажи существенные признаки глагола.
(Работа в парах с проговариванием, продемонстрировать на доске , ещё раз озвучить признаки глагола)

Коммуникативные:
управление поведением партнёра;
умение выражать свои мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Соедините глагол с вопросом, на который он отвечает:

что делает?
что сделает?
что делают?
играют
поёт
нарисует
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Включение в систему знаний и повторение

– Соедините начало и конец стихотворной строки.

Злой кабан         сидел на ветке
Пароход              томился в клетке
Соловей             точил клыки
Дикобраз            давал гудки

– Запишите получившееся стихотворение, глаголы подчеркните двумя чертами.

Регулятивные: прогнозирование.
Рефлексия учебной деятельности

– Давайте вернёмся к нашему стихотворению. Я вам её буду читать, а вы, когда услышите глагол, хлопните в ладоши. (На smart-доске напечатано стихотворение, глаголы выделяются при произношении)
– Какую цель мы ставили на уроке?
– Достигли цели?
– Какие два шага выполняли?
– Оцените себя. Украсьте полянку цветочками (на доске полянка с героями стихотворения Ю.Мориц)
– Кто доволен своей работой – возьмите ромашку.
– Кто не совсем доволен своей работой – незабудку
– У кого остались вопросы и ему ещё надо поработать – колокольчик
– Запишите домашнее задание:
1) Упражнение из учебника.
2) Придумайте стихотворение, в котором есть глаголы и которое мы могли бы использовать в качестве физкультминутки на следующих уроках.

Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.