“Когда человек не знает к какой
пристани он
держит путь, для него любой ветер будет
попутным”.
Сенека
Вопрос “Кем быть?” важен не только для личности, но и для общества. Младшие школьники хотят быть учителями и врачами, инженерами и воспитателями, полицейскими, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками и летчиками. Учитель призван помочь сделать первый шаг в выборе профессии. Работа по профориентации реализуется через весь учебно-воспитательный процесс, внеурочную и школьную работу с учащимися.
Особую роль в профориентационной подготовке учащихся занимает начальная профилизация и “мягкая” профилизация.
Формы работы:
- классные часы;
- экскурсии, праздники;
- анкетирование;
- дискуссии;
- изучение интересов и склонностей учащихся;
- консультации по выбору профильного обучения;
- родительские собрания;
- предметные недели;
- олимпиады;
- творческие работы.
Направления работы:
- профессиональное просвещение (это сведения и мире профессии, личностных и профессионально-важных качествах человека, о системе учебных заведений и потребностях общества в кадрах);
- профессиональные диагностики (изучение личности школьника в целях профориентации);
- профессиональное воспитание (формировать у учащихся чувства долга, ответственности, выявление склонностей и профессиональных интересов ребенка).
В начальной школе ранняя предпрофильная подготовка крайне важна, на ее основе базируется дальнейшая работа с учащимися в среднем и старшем звене школы. Приходя в первый класс, малыш имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей. Школа должна с первых дней помогать ему в овладении знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе над собой, к самообслуживанию.
Модель ранней предпрофильной подготовки младших школьников можно представить следующим образом:
В начальной школе закладываются основы проектирования и проектной деятельности.
Цель работы в первом классе – более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми им, с профессиями родителей.
Во втором классе целью работы является расширение знаний учащихся об отраслях производства, воспитание трудолюбия. Начало системной работы по знакомству с отраслями производства и профессиями сферы обслуживания и пищевой промышленности.
Цель работы в третьем классе – знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.
Цель работы в четвертом классе – продолжение работы по классификации профессий, воспитание положительного отношения к труду, знакомство со сферой торговли.
Особое место в начальной профориентации занимают профильные праздники и экскурсии.
Праздник “Город Мастеров”
Цель: воспитание и развитие первоначального интереса к миру профессий.
Задачи.
1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.
2. Закрепить в памяти детей названия предметов быта, художественные произведения о мире профессий.
3. Развивать художественно-творческие и интеллектуальные способности.
4. Воспитывать в детях уважение и чувство гордости к труду русских мастеров.
Участники: учащиеся 1-2 класса.
Ход праздника
1. Профессия: портниха
Сказочница:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,
- Говорит одна девица,
- То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
- "Кабы я была царица,
- Говорит ее сестрица,
- То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
- "Кабы я была царица,
- Третья молвила сестрица,
- Я б для батюшки-цар родила богатыря".
На сцене: три девочки в русских народных костюмах поют песню “Дуня - тонкопряха”, демонстрируя приемы работы на прялке:
Пряла наша Дуня ни тонко, ни толсто.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
Потолще полена, потоньше оглобли.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
Стала наша Дуня в огороде ткати.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
На городе ткала, колом прибивала.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
Стала наша Дуня свой холстик белити.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
В речку опускала, речку осушала.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
Из речки тащила, берег своротила.
Ах, Дуня, Дуня, Дуня-тонкопряха.
Пение девочек сопровождается слайдами презентации. Приложение 1 (Презентация “Русские прялки”)
2. Профессия: кузнец
На сцену выходит крестьянин с лошадью и кричит:
- Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
- Отчего не подковать
Вот гвоздь,
Вот подкова. Раз, два, И готово!
Инсценирование: (кузнец куёт подкову и поёт “Во кузнице…”)
Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.
3. Профеcсия: художник
На сцене: мальберт, Тюбик, Синеглазка.
Сценка:
(Тюбик окончил портрет Синеглазки. Все
столпились вокруг и наперебой стали выражать
свои восторги):
- Чудесно! Прелестно! Очаровательно!
- Миленький, вы не можете нарисовать меня также в
синем платье? - обратилась Самоцветик к Тюбику.
~ Как же в синем, когда вы в зеленом? - спросил,
недоумевая, Тюбик.
- Ну, миленький, вам ведь все равно. Платье
зеленое, а вы нарисуйте синее. Я бы надела синее
платье, если бы знала, что Синеглазка так хорошо
получится в синем.
- Ладно, - согласился Тюбик.
- И глаза мне, пожалуйста, сделайте голубые.
- У вас ведь карие глаза, - возразил Тюбик.
- Ну, миленький, что вам стоит! Если вы можете
вместо зеленого платья сделать синее, то почему
вместо карих глаз нельзя сделать голубые?
- Тут есть разница, - ответил Тюбик. - Если вы
захотите, то можете надеть синее платье, но глаза
вы при всем желании не вставите себе голубые.
- Ах, так! Ну, тогда, пожалуйста, делайте карие
глаза, но нарисуйте их побольше.
- У вас и так очень большие глаза.
- Ну, чуточку! Мне хочется, чтобы были еще больше. И
ресницы сделайте подлиннее.
- Ладно.
- И волосы сделайте золотистые. У меня ведь почти
золотистые волосы! - молящим голосом просила
Самоцветик.
- Это можно, - согласился Тюбик.
Он принялся рисовать поэтессу, а она
беспрестанно вскакивала, подбегала к портрету и
кричала:
- Глаза чуточку побольше! Еще, еще, еще! Ресницы
прибавьте! Рот чуточку меньше... Еще, еще!
Кончилось тем, что глаза на портрете получились
огромные, каких и не бывает, ротик - с булавочную
головку, волосы - словно из что лучше портрета ей
и даром не надо. Бережно держа в руках свой
портрет, Самоцветик сошла вниз, и ее моментально
окружили малышки. Все говорили, что ее портрет по
красоте гораздо лучше портретов Снежинки и
Синеглазки, но по сходству он значительно хуже
их.
- Глупенькие, - сказала им Самоцветик. - Для вас что
важнее - красота или сходство?
- Конечно, красота! - ответили все.
Звучит музыка, все поют песню “Незнайка с нашего двора”.
4. Профессия: продавец
Инсценирование стихотворения “Как старик корову продавал” (C. Михалков)
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за нее?
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
- Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!
5. Заключение праздника
Выходят дети в костюмах различных профессий, читают по ролям стихотворение Владимира Маяковского “Кем быть?”. (Плотник, инженер, повар, портной, кондуктор, доктор, летчик, моряк, шофёр)
Все вместе:
Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
Звучит музыка.