Цели урока:
Образовательные:
- актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания и интонации и составу; развитие умения распознавать однородные члены предложения и правильно строить предложения;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.
Развивающие:
- развитие речевого слуха учащихся: формирование умения к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от высказывания и эмоциональной окрашенности речи;
- развитие логической последовательности действий обучающегося на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать умственную и письменную речь, делать её точной и богатой.
Оборудование: таблицы, презентация.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных:
- Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;
- Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Регулятивных:
- Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.
Познавательных:
- Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими;
- Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме;
- Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств, делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы и информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения;
- Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать рассуждения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.
Коммуникативные:
- Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;
- Строить небольшие монологи;
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, Оказывать взаимопомощь;
- Участвовать в диалоге и коллективной беседе;
- Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.
Ход урока
№ слайда | Содержание |
слайд 1
слайд 3 |
I. Организационный момент, сообщение
темы урока и постановка учебной задачи: - Сегодня мы начинаем повторять то, что изучали в течение года. С какой целью будем проводить повторение? - Прочитайте тему урока и вы узнаете, с какой темы мы начнем повторение. Запишите тему урока в тетрадь. - Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? |
слайд 4-5 | 2. Чистописание: Ее дж Еее ДЖ Ееее ДЖ |
слайд 6 | 3. Словарно-орфографическая работа - Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы. Как бы вы расшифровали первую схему? - Продолжите работу самостоятельно. |
слайд 7 | - Какое слово получилось? - Что обозначает слово сверкать? - Найдите слово сверкать в орфографическом словаре, напишите его. Что можете сказать о его написании? |
слайд 8 | II. Актуализация знаний. Создание
ситуации успеха. - Что вы видите? Это предложение или просто слова? Докажите. Тёмное, сверкнуть, и на, небе, исчезнуть, быстро, молния. - Что можно сделать с этими словами? - Составьте и запишите предложение. На тёмном небе сверкнула и быстро исчезла молния. - Составьте новое предложение, чтобы каждое слово исходного предложения было заменено другими словами или словосочетаниями, близкими по смыслу (работа выполняется по группам). - Какие предложения получились? |
слайд 9, 10. | - Что такое предложение? |
слайд 11 | - Выпишите только предложения. Света смотрел окно открытое. Мы вдыхали аромат весеннего леса красивые цветы. Когда запоют соловьи? Мы пойдём гулять! Бежал, смотрел, смеялся. Спортсмен долго тренировался. |
слайд 12, 13 | - На какие две группы можно разделить
предложения? Предложения бывают: По интонации По цели
- Приведите свои примеры. - Чем отличаются выписанные вами предложения друг от друга. Дайте им характеристику. |
слайд 14 | - Найдите и выпишите нераспространённое
предложение. Ёжик ищет грибы. Стрижи, ласточки улетели. Трепещут на ветру осинки. Дождь стучал по крыше. |
слайд 15 | Предложения
|
слайд 16 | - Что такое грамматическая основа
предложения? - Найдите грамматическую основу в предложении: Черёмуха душистая с весною расцвела. Черёмухарасцвела – грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. |
слайд 17 | III. Физкультминутка - Пора делать физкультминутку. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.
(во время проговаривания стихов учащиеся стоят на одной ноге, руки разведены в стороны.Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз). - Кстати, каких слов больше всего в стишке? На какой вопрос они отвечают? В какой форме употреблены глаголы в этом стишке? |
слайд 18 | IV. Самостоятельная работа 1. Упражнение 519 с. 222. - Прочитайте текст и скажите, сколько предложений в тексте (Работа выполняется по группам). - Спишите текст и поставьте знаки препинания. - Что вы повторяли, выполняя это упражнение? - Подготовьтесь устно разобрать первое предложение. - Составьте схемы первого и второго предложения (работа у доски 2 учеников) - Разберите письменно третье предложение (1 вариант) и шестое предложение (2 вариант). Дайте характеристику предложения, выпишите словосочетания и составьте схему предложения. - Найдите и прочитайте предложение с однородными членами. 2.Упражнение 522 с. 119. - Прочитайте текст, про себя, и найдите предложения с однородными членами. - Назовите предложения с однородными членами, записывая схемы в тетрадь. - Ответьте на вопросы после упражнения. Работа в группах. - Придумайте по одному предложению: с однородным сказуемым; с однородным подлежащим; с однородным второстепенным членом. - Чье предложение вам больше всего понравилось? |
слайд 19 | V. Обобщение знаний.
|
слайд 20 | VI. Подведение итогов. Рефлексия. - Что у вас получилось сегодня лучше всего? - В чём испытывали затруднения? - Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке? - Спасибо за работу. Молодцы! (оценивание работы ребят). |