Обобщение знаний о предложении как единице речи. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания и интонации и составу; развитие умения распознавать однородные члены предложения и правильно строить предложения;
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

Развивающие:

  • развитие речевого слуха учащихся: формирование умения к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от высказывания и эмоциональной окрашенности речи;
  • развитие логической последовательности действий обучающегося на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельности;
  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать умственную и письменную речь, делать её точной и богатой.

Оборудование: таблицы, презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

  • Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;
  • Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивных:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.

Познавательных:

  • Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими;
  • Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме;
  • Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств, делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы и информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения;
  • Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать рассуждения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

Коммуникативные:

  • Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;
  • Строить небольшие монологи;
  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, Оказывать взаимопомощь;
  • Участвовать в диалоге и коллективной беседе;
  • Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

Ход урока

№ слайда Содержание
слайд 1

 

 

 

слайд 3

I. Организационный момент, сообщение темы урока и постановка учебной задачи:

- Сегодня мы начинаем повторять то, что изучали в течение года. С какой целью будем проводить повторение?

- Прочитайте тему урока и вы узнаете, с какой темы мы начнем повторение. Запишите тему урока в тетрадь.

- Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

слайд 4-5 2. Чистописание:

Ее дж Еее ДЖ Ееее ДЖ

слайд 6 3. Словарно-орфографическая работа

- Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы. Как бы вы расшифровали первую схему?

- Продолжите работу самостоятельно.

слайд 7 - Какое слово получилось?

- Что обозначает слово сверкать?

- Найдите слово сверкать в орфографическом словаре, напишите его. Что можете сказать о его написании?

слайд 8 II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Что вы видите? Это предложение или просто слова? Докажите.

Тёмное, сверкнуть, и на, небе, исчезнуть, быстро, молния.

- Что можно сделать с этими словами?

- Составьте и запишите предложение.

На тёмном небе сверкнула и быстро исчезла молния.

- Составьте новое предложение, чтобы каждое слово исходного предложения было заменено другими словами или словосочетаниями, близкими по смыслу (работа выполняется по группам).

- Какие предложения получились?

слайд 9, 10. - Что такое предложение?
слайд 11 - Выпишите только предложения.

Света смотрел окно открытое.

Мы вдыхали аромат весеннего леса

красивые цветы.

Когда запоют соловьи?

Мы пойдём гулять!

Бежал, смотрел, смеялся.

Спортсмен долго тренировался.

слайд 12, 13 - На какие две группы можно разделить предложения?

Предложения бывают:

По интонации

По цели

  • восклицательные
  • повествовательные
  • невосклицательные
  • вопросительные
  • побудительные

- Приведите свои примеры.

- Чем отличаются выписанные вами предложения друг от друга. Дайте им характеристику.

слайд 14 - Найдите и выпишите нераспространённое предложение.

Ёжик ищет грибы.

Стрижи, ласточки улетели.

Трепещут на ветру осинки.

Дождь стучал по крыше.

слайд 15 Предложения
  • распространённые
  • нераспространённые
  • главные члены
  • главные члены
  • второстепенные члены
слайд 16 - Что такое грамматическая основа предложения?

- Найдите грамматическую основу в предложении:

Черёмуха душистая с весною расцвела.

Черёмухарасцвела – грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

слайд 17 III. Физкультминутка

- Пора делать физкультминутку. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.

Очень трудно так стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

(во время проговаривания стихов учащиеся стоят на одной ноге, руки разведены в стороны.Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).

- Кстати, каких слов больше всего в стишке? На какой вопрос они отвечают? В какой форме употреблены глаголы в этом стишке?

слайд 18 IV. Самостоятельная работа

1. Упражнение 519 с. 222.

- Прочитайте текст и скажите, сколько предложений в тексте (Работа выполняется по группам).

- Спишите текст и поставьте знаки препинания.

- Что вы повторяли, выполняя это упражнение?

- Подготовьтесь устно разобрать первое предложение.

- Составьте схемы первого и второго предложения (работа у доски 2 учеников)

- Разберите письменно третье предложение (1 вариант) и шестое предложение (2 вариант). Дайте характеристику предложения, выпишите словосочетания и составьте схему предложения.

- Найдите и прочитайте предложение с однородными членами.

2.Упражнение 522 с. 119.

- Прочитайте текст, про себя, и найдите предложения с однородными членами.

- Назовите предложения с однородными членами, записывая схемы в тетрадь.

- Ответьте на вопросы после упражнения.

Работа в группах.

- Придумайте по одному предложению:

с однородным сказуемым;

с однородным подлежащим;

с однородным второстепенным членом.

- Чье предложение вам больше всего понравилось?

слайд 19 V. Обобщение знаний.
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения?
  • Что такое грамматическая основа предложения?
  • Какие знаки ставятся в конце предложений и почему?
  • Что такое главные члены предложения?
  • Когда однородные члены разделяются запятой и когда запятая не ставится?
слайд 20 VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- В чём испытывали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

- Спасибо за работу. Молодцы! (оценивание работы ребят).