Совершенствование навыков диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок-практикум.

Учащихся в классе (аудитории): 15.

Используемое оборудование:

ПК: папки “Интервью” на рабочем столе (интервью с известными артистами); проектор, интерактивная доска.

Краткое описание: данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе (гуманитарный профиль). Её можно использовать как на профильном, так и на базовом уровне преподавания.

Цели.

Формирование учебно-познавательных компетенций:

  1. Актуализировать знания о жанре интервью.
  2. Познакомить учащихся с секретами журналистского мастерства через анализ интервью.

Формирование коммуникативных компетенций:

  1. Научить технике задавания открытых вопросов.
  2. Применить на практике (ролевая игра) навыки диалогической речи.

Формирование ценностно-смысловых компетенций:

  1. Соблюдать этические нормы при работе над интервью.

Методы:

  • личностно-ориентированный;
  • эвристический;
  • проблемный.

Формы:

  • фронтальная: беседа;
  • индивидуальная: проблемные задания;
  • парная: тренинг;
  • коллективная: ролевая игра.

Ход урока

1. Целеполагание

- Вести диалог с кем-либо легко?

- Иногда это зависит от человека, с которым общаешься, от темы разговора.

- Как сделать так, чтобы диалог во всех случаях был удачен, эффективен? (Владеть тактикой общения, умение слушать и слышать собеседника)

Таким образом, наша задача на сегодняшнем уроке какая? (Точно знать, какие это навыки, и совершенствовать их на практике)

- Я предлагаю сделать это, работая с интервью. Интервью вам известно как жанр: телеинтервью, интервью в печати, по радио, мы видим, слышим, читаем. И создается впечатление, что брать интервью легко. Есть такое ощущение?

- Я сейчас зачитаю вам интервью, автором которого является одна из школьниц…..

Интервью с биатлонистом

В Новосибирске проходил чемпионат Европы по биатлону. Я хочу познакомить вас со спортсменом из Венгрии.

- Привет!

- Привет!

- Как тебе наш город?

- Понравился.

- У тебя удачно складывается выступление на чемпионате?

- Более-менее.

- Я тебе от души желаю удачи!

- Спасибо!

- Ваши впечатления? Насколько удачна работа?

- Как вы считаете, наша с вами задача на сегодняшнем уроке какова? (Узнать секреты хорошего интервью, опробировать их)

2. Беседа

- С чего начинается работа над интервью? (Выбор героя)

- Почему? (Задача жанра – рассказать об интересном человеке, раскрыть его личность)

- При этом читатель должен знать и понимать, почему именно с этим человеком мы хотим его познакомить, рассказать о нем. То есть нужен … информационный повод. По-другому это называется Лид.

3. Работа на компьютерах (папка с видами интервью), интерактивной доске.

- Откройте папку “интервью” Юрий Башмет (Приложение 1), Дмитрий Дибров (Приложение 2).

- Посмотрите на лид. В чем заключается информационный повод? (Лид должен быть интересным, нестандартным. Он должен объяснять, почему именно с этим человеком читателей хотят познакомить)

4. Задание: вам поручили взять интервью у ... Карлсона. Придумайте информационный повод, почему именно с ним вы хотите познакомить читателей? (2 минуты)

- Зачитать 2-3 повода (3 минуты). Оценка, комментарий учащихся.

Свой пример: Утро 25 октября в нашем городе могло пройти незаметно, если бы не одно обстоятельство: в распахнутое окно синей высотки, что на Красном проспекте, влетел… Карлсон! Да-да, тот самый мужчина в самом расцвете сил, без меры поедающий варенье и живущий на крыше. А мы с вами знаем, что эта крыша находится в Швеции. Каким ветром, в буквальном смысле этого слова, занесло Карлсона в Новосибирск, мы и решили узнать у столь неожиданного гостя.

5. Работа с компьютером

- Итак, информационный повод у нас есть, переходим к следующему этапу. Форма.

- В какой форме можно представить интервью?

(Открыть интервью с Таюшевыми (Приложение 3) Какие формы представлены были в предыдущих интервью и какая форма в этой публикации? (1-2 - диалог, 3 - сообщение).

- Поскольку популярной является форма вопрос-ответ, мы акцентируем внимание именно на этом. В чем заключается задача журналиста, его мастерство? (Чтобы задавать вопросы, надо знать, о чем спрашивать, т.е. нужно заранее узнать о человеке, подготовиться к встрече с ним.) Вернемся к тому интервью, которое я прочла в начале урока. В чем ошибка автора? (Неумение задавать вопросы)

- Какие вопросы существуют? (Открытые и закрытые). В чем разница?

- Посмотрите на интервью: действительно ли журналисты используют открытые вопросы? (Работа с папками “интервью”)

6. Тренинг (микрообучение)

- Сейчас мы с вами проведем небольшой тренинг по задаванию открытых вопросов. Нужны два словоохотливых добровольца. (Садятся на стулья друг против друга).

Задача: Для каждого из вас я загадываю слово: ваша задача – с помощью открытых вопросов узнать у своего собеседника то слово, которое я загадала. Ваш собеседник будет знать ваше слово, следовательно, в его ответах будет информация о нем. Важно правильно задать вопросы, чтобы информации было достаточно для понимания того, о каком слове идет речь. Слово запишу на доске, его видят все, кроме того, кто должен его угадать. Аудитория также должна придумать по 1 открытому вопросу на каждое слово, чтобы в случае затруднения кого-либо из участников помочь своим вопросом. (Слова: семья, олимпиада) Тренинг (5-6 минут)

Комментарий: кому лучше всего удались открытые вопросы?

7. Беседа

- Гораздо интереснее, когда не просто задаются вопросы, а когда происходит диалог. Как этого достичь? (Вопросы должны вытекать из предыдущих ответов, а для этого надо внимательно слушать собеседника и слышать, а значит испытывать неподдельный к нему интерес). Это, естественно, требует мастерства.

8. Работа с компьютером

- Посмотрите на интервью с Вахтангом Кикабидзе (Приложение 4) (для учителя: 3, 4, 6 вопросы вытекают из предыдущих ответов), Андреем Соколовым (Приложение 5)

(для учителя: 4, 5, 9 вопросы вытекают из предыдущих ответов) и найдите примеры того, как из ответа героя вытекает следующий вопрос. Какой эффект создается благодаря этому? (Интерес, живость диалога, больше доверия между собеседниками).

- Обратите внимание на то, о чем спрашивает интервьюер: есть ли провокационные вопросы? Некорректные? Важно: Корректность! Помните, что задавая вопросы собеседнику, вы не только раскрываете его, но и показываете, какой внутри вы…

9. Ролевая игра (коммуникативная)

А сейчас у вас есть возможность применить это в собственной речевой практике.

Пресс-конференция

- Приглашаю одного из вас принять участие в пресс-конференции в роли интервьюируемого. (Выходит) Встречайте, сегодня у нас в гостях известный (ая) телеведущий (ая) Первого канала юный (если мальчик) или юная (если девочка) И.Ф.

Все остальные журналисты. Ваша задача задавать вопросы, слушать, что отвечает и задавать следующий вопрос, вытекающий из ответа. Со стороны нашего героя (героини) полная импровизация. (5 мин.)

- У кого, на ваш взгляд, получилось задавать именно такие вопросы? (Интересен был такой диалог. Такая техника позволяет получить иногда весьма неожиданную информацию, даже в виде реакции интервьюируемого.)

10. Последний штрих

- Интервью готово, можно отдавать в печать, проверяем: есть герой, обозначен повод, продуманы вопросы, диалог состоялся, читатель узнает много интересного, но не хватает последнего штриха. Какого? (Заголовок)

- Обратитесь к примерам интервью, прочтите заголовки, какая закономерность прослеживается? Почему? (Чаще всего заголовок подается в виде цитаты самого героя, какое-то интересное высказывание, тем самым автор использует его как наживку, чтобы привлечь внимание читателя)

11. Итог. Творческая работа

Задание: посмотреть фрагмент из худ. фильма “В ожидании чуда” и представить его в виде интервью. (Начало фильма: рассказ главной героини о себе)

1. Заголовок-цитата.

2. Повод (Лид).

3. Открытые вопросы (желательно, чтобы 2 из них вытекали из предыдущих ответов вашего героя.

(5 минут)

12.Афиширование своих работ: учащиеся зачитывают интервью.

13. Рефлексия:

  • Было интересно? Трудно?
  • Удалось ли вам постичь секреты мастерства и совершенствовать навыки ведения диалога?

Д.З.: возьмите интервью у интересного, с вашей точки зрения, собеседника. Задача: этот собеседник, герой должен стать интересен и нам.