Тип урока: урок-практикум.
Учащихся в классе (аудитории): 15.
Используемое оборудование:
ПК: папки “Интервью” на рабочем столе (интервью с известными артистами); проектор, интерактивная доска.
Краткое описание: данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе (гуманитарный профиль). Её можно использовать как на профильном, так и на базовом уровне преподавания.
Цели.
Формирование учебно-познавательных компетенций:
- Актуализировать знания о жанре интервью.
- Познакомить учащихся с секретами журналистского мастерства через анализ интервью.
Формирование коммуникативных компетенций:
- Научить технике задавания открытых вопросов.
- Применить на практике (ролевая игра) навыки диалогической речи.
Формирование ценностно-смысловых компетенций:
- Соблюдать этические нормы при работе над интервью.
Методы:
- личностно-ориентированный;
- эвристический;
- проблемный.
Формы:
-
фронтальная: беседа;
- индивидуальная: проблемные задания;
- парная: тренинг;
- коллективная: ролевая игра.
Ход урока
1. Целеполагание
- Вести диалог с кем-либо легко?
- Иногда это зависит от человека, с которым общаешься, от темы разговора.
- Как сделать так, чтобы диалог во всех случаях был удачен, эффективен? (Владеть тактикой общения, умение слушать и слышать собеседника)
Таким образом, наша задача на сегодняшнем уроке какая? (Точно знать, какие это навыки, и совершенствовать их на практике)
- Я предлагаю сделать это, работая с интервью. Интервью вам известно как жанр: телеинтервью, интервью в печати, по радио, мы видим, слышим, читаем. И создается впечатление, что брать интервью легко. Есть такое ощущение?
- Я сейчас зачитаю вам интервью, автором которого является одна из школьниц…..
Интервью с биатлонистом
В Новосибирске проходил чемпионат Европы по биатлону. Я хочу познакомить вас со спортсменом из Венгрии.
- Привет!
- Привет!
- Как тебе наш город?
- Понравился.
- У тебя удачно складывается выступление на чемпионате?
- Более-менее.
- Я тебе от души желаю удачи!
- Спасибо!
- Ваши впечатления? Насколько удачна работа?
- Как вы считаете, наша с вами задача на сегодняшнем уроке какова? (Узнать секреты хорошего интервью, опробировать их)
2. Беседа
- С чего начинается работа над интервью? (Выбор героя)
- Почему? (Задача жанра – рассказать об интересном человеке, раскрыть его личность)
- При этом читатель должен знать и понимать, почему именно с этим человеком мы хотим его познакомить, рассказать о нем. То есть нужен … информационный повод. По-другому это называется Лид.
3. Работа на компьютерах (папка с видами интервью), интерактивной доске.
- Откройте папку “интервью” Юрий Башмет (Приложение 1), Дмитрий Дибров (Приложение 2).
- Посмотрите на лид. В чем заключается информационный повод? (Лид должен быть интересным, нестандартным. Он должен объяснять, почему именно с этим человеком читателей хотят познакомить)
4. Задание: вам поручили взять интервью у ... Карлсона. Придумайте информационный повод, почему именно с ним вы хотите познакомить читателей? (2 минуты)
- Зачитать 2-3 повода (3 минуты). Оценка, комментарий учащихся.
Свой пример: Утро 25 октября в нашем городе могло пройти незаметно, если бы не одно обстоятельство: в распахнутое окно синей высотки, что на Красном проспекте, влетел… Карлсон! Да-да, тот самый мужчина в самом расцвете сил, без меры поедающий варенье и живущий на крыше. А мы с вами знаем, что эта крыша находится в Швеции. Каким ветром, в буквальном смысле этого слова, занесло Карлсона в Новосибирск, мы и решили узнать у столь неожиданного гостя.
5. Работа с компьютером
- Итак, информационный повод у нас есть, переходим к следующему этапу. Форма.
- В какой форме можно представить интервью?
(Открыть интервью с Таюшевыми (Приложение 3) Какие формы представлены были в предыдущих интервью и какая форма в этой публикации? (1-2 - диалог, 3 - сообщение).
- Поскольку популярной является форма вопрос-ответ, мы акцентируем внимание именно на этом. В чем заключается задача журналиста, его мастерство? (Чтобы задавать вопросы, надо знать, о чем спрашивать, т.е. нужно заранее узнать о человеке, подготовиться к встрече с ним.) Вернемся к тому интервью, которое я прочла в начале урока. В чем ошибка автора? (Неумение задавать вопросы)
- Какие вопросы существуют? (Открытые и закрытые). В чем разница?
- Посмотрите на интервью: действительно ли журналисты используют открытые вопросы? (Работа с папками “интервью”)
6. Тренинг (микрообучение)
- Сейчас мы с вами проведем небольшой тренинг по задаванию открытых вопросов. Нужны два словоохотливых добровольца. (Садятся на стулья друг против друга).
Задача: Для каждого из вас я загадываю слово: ваша задача – с помощью открытых вопросов узнать у своего собеседника то слово, которое я загадала. Ваш собеседник будет знать ваше слово, следовательно, в его ответах будет информация о нем. Важно правильно задать вопросы, чтобы информации было достаточно для понимания того, о каком слове идет речь. Слово запишу на доске, его видят все, кроме того, кто должен его угадать. Аудитория также должна придумать по 1 открытому вопросу на каждое слово, чтобы в случае затруднения кого-либо из участников помочь своим вопросом. (Слова: семья, олимпиада) Тренинг (5-6 минут)
Комментарий: кому лучше всего удались открытые вопросы?
7. Беседа
- Гораздо интереснее, когда не просто задаются вопросы, а когда происходит диалог. Как этого достичь? (Вопросы должны вытекать из предыдущих ответов, а для этого надо внимательно слушать собеседника и слышать, а значит испытывать неподдельный к нему интерес). Это, естественно, требует мастерства.
8. Работа с компьютером
- Посмотрите на интервью с Вахтангом Кикабидзе (Приложение 4) (для учителя: 3, 4, 6 вопросы вытекают из предыдущих ответов), Андреем Соколовым (Приложение 5)
(для учителя: 4, 5, 9 вопросы вытекают из предыдущих ответов) и найдите примеры того, как из ответа героя вытекает следующий вопрос. Какой эффект создается благодаря этому? (Интерес, живость диалога, больше доверия между собеседниками).
- Обратите внимание на то, о чем спрашивает интервьюер: есть ли провокационные вопросы? Некорректные? Важно: Корректность! Помните, что задавая вопросы собеседнику, вы не только раскрываете его, но и показываете, какой внутри вы…
9. Ролевая игра (коммуникативная)
А сейчас у вас есть возможность применить это в собственной речевой практике.
Пресс-конференция
- Приглашаю одного из вас принять участие в пресс-конференции в роли интервьюируемого. (Выходит) Встречайте, сегодня у нас в гостях известный (ая) телеведущий (ая) Первого канала юный (если мальчик) или юная (если девочка) И.Ф.
Все остальные журналисты. Ваша задача задавать вопросы, слушать, что отвечает и задавать следующий вопрос, вытекающий из ответа. Со стороны нашего героя (героини) полная импровизация. (5 мин.)
- У кого, на ваш взгляд, получилось задавать именно такие вопросы? (Интересен был такой диалог. Такая техника позволяет получить иногда весьма неожиданную информацию, даже в виде реакции интервьюируемого.)
10. Последний штрих
- Интервью готово, можно отдавать в печать, проверяем: есть герой, обозначен повод, продуманы вопросы, диалог состоялся, читатель узнает много интересного, но не хватает последнего штриха. Какого? (Заголовок)
- Обратитесь к примерам интервью, прочтите заголовки, какая закономерность прослеживается? Почему? (Чаще всего заголовок подается в виде цитаты самого героя, какое-то интересное высказывание, тем самым автор использует его как наживку, чтобы привлечь внимание читателя)
11. Итог. Творческая работа
Задание: посмотреть фрагмент из худ. фильма “В ожидании чуда” и представить его в виде интервью. (Начало фильма: рассказ главной героини о себе)
1. Заголовок-цитата.
2. Повод (Лид).
3. Открытые вопросы (желательно, чтобы 2 из них вытекали из предыдущих ответов вашего героя.
(5 минут)
12.Афиширование своих работ: учащиеся зачитывают интервью.
13. Рефлексия:
- Было интересно? Трудно?
- Удалось ли вам постичь секреты мастерства и совершенствовать навыки ведения диалога?
Д.З.: возьмите интервью у интересного, с вашей точки зрения, собеседника. Задача: этот собеседник, герой должен стать интересен и нам.