Открытый урок по литературному чтению по произведению Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование умения анализировать произведение, учить оценивать поступок главного героя, давать ему оценку.
  • развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем.
  • воспитание чувства патриотизма в детях, гордости за таких героев как Матвей Кузмин.

Повторение.

— Произведения какого раздела мы с вами читаем?

— Как называется рассказ, который читали дома?

— Кто автор произведения?

— Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Цель урока.

Сегодня на уроке мы должны составить портрет главного литературного героя (по схеме), постараемся определить главную мысль произведения.

На доске схема.

Проверка домашнего задания.

— Дома надо было отметить отрывки, характеризующие внешность героя. Найдите и зачитайте описание внешности. Напоминаю, указываем абзац и страницу.

  • заскорузлой ладонью

— Как понимаете? (руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником)

  • тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей
  • широкая жилистая узловатая рука
  • в бороду
  • из-под зарослей бороды лучики морщин

— О чем говорят эти слова?

— Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

— Кто помнит подходящую пословицу?

Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

— Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

  • нелюдим
  • угрюм
  • неразговорчив
  • молчит
  • мрачный

На доске

— Как можно назвать такого человека?

Работа над произведением.

Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.

— В 3 абзаце на с. 45 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

— Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

— Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

— Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

— Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

— Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).

Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу — какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.

— Каким здесь показан Матвей Кузьмин?

На доске

img3.gif (2059 bytes)

— Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

— Что могли подумать фашисты о нем?

— В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 48. 5 абзац).

— Зачем Матвей повел немцев по целине?

— Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

— Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

— Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

— Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

— Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.49)

— Почему так изменилось описание пейзажа?

Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю будут уничтожены. Т. о., природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

— Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

  • улыбаясь смотрел
  • торжествующая улыбка

— О чем говорят эти слова?

— Свершилось ли то, что задумал Матвей?

— Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

— Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. Звучит грамзапись

(отрывок из текста). (Ветер трепал ... до слов ... сраженный пулей немецкого офицера)

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

— Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

— Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с.50 — 51)

— Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?

— Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)

С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг — советский человек.

— О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

На доске

— Итак, кто такой Матвей Кузьмин — литературный герой?

  • охотник
  • колхозник

— Воевал ли Матвей на фронте? Кто он?

3. тыловик

— Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

4. герой Великой Отечественной войны

— Кто такой герой? (работа со словарем)

ГЕРОЙ - человек, отличающийся своей храбростью, самоотверженностью и совершающий подвиги.

— Какой героический поступок совершил Матвей Кузьмин?

— Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

— Какая главная мысль произведения?

Не пожалел своей жизни в схватке с врагом.

Книги Б. Полевого — это живая правда тех военных лет. Эти события не вымышленные, реальные. Все это происходило недалеко от г. Пскова в деревне Малкино. (учитель показывает место на карте Великой Отечественной войны 1942 г.)

Историки говорят, что в этой битве немецкий батальон понес большие потери6 50 убитых и 20 пленных, и все это благодаря одному человеку.

— Для чего Борис Полевой написал этот рассказ? (чтобы помнили о прошлом нашей Родины, рассказать нам как человек — тыловик помогал в борьбе с фашистами)

— Таких людей было не мало. За годы Великой Отечественной войны звание героя Советского Союза получили 11739 человек. Матвей Кузьмин — самый пожилой герой Советского Союза. Это звание он получил посмертно за мужество и героизм 8 мая 1965 г.

— С кем из героев прочитанных раннее рассказов можно сравнить Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина. В годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный сусанинскому.

— Давайте сравним историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина по плану.

План.

1. Возраст.

2. Год, в котором совершен подвиг.

3. Поступок героя, его причины.

4. Поведение в конце пути.

— Что объединяет этих героев?

Пожертвовали своей жизнью ради любви к Отечеству.

— Вспомним прощальные слова, которые говорит Иван Сусанин перед смертью.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

— Как называют таких людей?

На доске

— Каких людей называют патриотами? (Тот, кто любит свое Отечество и предан своему народу, Родине.)

Патриотизм — характерная черта русского народа. Несколько столетий отделяет одно событие от другого, но мы видим, что русский народ всегда вставал на защиту своей Родины и даже жертвовал своей жизнью во имя ее свободы.

— Над каким произведением работали?

— Кто автор?

Все творчество Бориса Полевого посвящено нравственному подвигу простого человека.

Перед вами выставка книг. Многим читателям Б.Полевой известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный летчик — Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, затем ампутацию конечностей, он нашел в себе мужество снова сесть за штурвал самолета и продолжать борьбу с фашистами. Я советую вам прочитать эту книгу.

Домашнее задание: найти и выучить 5 пословиц о героизме и подвигах.

Приложение 1

Чтобы довести эмоциональный накал слушателей до предела, использовала эффект неожиданности, т.е. без каких либо пояснений зазвучал “Вокализ” С.Рахманинова. К концу музыкального произведения убрала звук и выдержала паузу. Это позволило детям глубже почувствовать трагическую гибель главного героя. С опорой на ранее полученные знания провели сравнение подвига Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина.

Приложение 2